СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мария Николаевна Ермолова.

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актеры Воронежского театра первой половины XX века.

Просмотр содержимого документа
«Мария Николаевна Ермолова.»

Актёры театра первой половины XX века.  Мария Николаевна Ермолова

Актёры театра первой половины XX века.  Мария Николаевна Ермолова

В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой. Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером.
  • В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой.
  • Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером.
  В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват». Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища:  «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу» .

  В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват». Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища:  «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу» .

«Заслуга перед русским искусством»   В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий ее игре драматизм. Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Театральный критик Сергей Флеров писал:  «Область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы» . Позже это качество актрисы назовут сценическим оптимизмом. Однако Ермолову очень беспокоил ее репертуар:  «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю» . Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой — на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля ее вызывали на поклон 17 раз.

«Заслуга перед русским искусством»

В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий ее игре драматизм. Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Театральный критик Сергей Флеров писал:  «Область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы» . Позже это качество актрисы назовут сценическим оптимизмом.

Однако Ермолову очень беспокоил ее репертуар:  «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю» . Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой — на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля ее вызывали на поклон 17 раз.

Триумфальные гастроли Когда Ермолова приехала в Воронеж, в ее биографии еще не было резонансной «Орлеанской девы», но в театральную летопись уже вошли ее другие блистательные роли. Правда, слава актрисы заставляла неуютно чувствовать себя блюстителей порядка. Спектакли шли в летнем театре, в Городском саду (нынешнем Первомайском), при полных аншлагах. Словами Владимира Алексеевича, «весь Воронеж чествовал любимую актрису». Не обошлось и без «блюстителей» – на казенных местах, там, где обычно восседали разодетые жены местных чиновников, Гиляровский приметил жандармского полковника и полицмейстера. Ермолова не только играла в пьесах, но и читала стихи. Со сцены звучали сроки любимых в молодежной демократической среде Некрасова и Плещеева. А в один из дней публика потребовала, чтобы она продекламировала запрещенный «Реквием» Лиодора Пальмина. Жандармы хмурились, но терпели: зрители встретили актрису с таким обожанием, что перечить им было просто опасно.

Триумфальные гастроли

  • Когда Ермолова приехала в Воронеж, в ее биографии еще не было резонансной «Орлеанской девы», но в театральную летопись уже вошли ее другие блистательные роли. Правда, слава актрисы заставляла неуютно чувствовать себя блюстителей порядка. Спектакли шли в летнем театре, в Городском саду (нынешнем Первомайском), при полных аншлагах. Словами Владимира Алексеевича, «весь Воронеж чествовал любимую актрису». Не обошлось и без «блюстителей» – на казенных местах, там, где обычно восседали разодетые жены местных чиновников, Гиляровский приметил жандармского полковника и полицмейстера.
  • Ермолова не только играла в пьесах, но и читала стихи. Со сцены звучали сроки любимых в молодежной демократической среде Некрасова и Плещеева. А в один из дней публика потребовала, чтобы она продекламировала запрещенный «Реквием» Лиодора Пальмина. Жандармы хмурились, но терпели: зрители встретили актрису с таким обожанием, что перечить им было просто опасно.
50 лет на сцене Малого театра   В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв:  «37 лет я отдала сцене — и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжел этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой» .В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В ее репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича.

50 лет на сцене Малого театра

  • В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв:  «37 лет я отдала сцене — и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжел этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой» .В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В ее репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича.
  В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нем присутствовал Владимир Ленин. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году ее не стало. Кроме работы в театре, Мария Ермолова выступала на эстраде с чтением стихов. Она исполняла произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Огарева, Ивана Никитина. В революцию Ермолова осталась в России, несмотря на то, что ее семья эмигрировала. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко.

  • В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нем присутствовал Владимир Ленин. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году ее не стало.
  • Кроме работы в театре, Мария Ермолова выступала на эстраде с чтением стихов. Она исполняла произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Огарева, Ивана Никитина.
  • В революцию Ермолова осталась в России, несмотря на то, что ее семья эмигрировала. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!