СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мандала как средство коррекции поведения и развития эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о гармонизации развития ребенка с ОВЗ через рисование мандал.

Просмотр содержимого документа
«Мандала как средство коррекции поведения и развития эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ»

Мандала как средство коррекции поведения и развития

эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ

Сафронова И.И.

Гармоничное и всестороннее развитие личности - это не только развитие воли, памяти и рационального мышления школьников, но и развитие умения устанавливать хорошие отношения со своими сверстниками и взрослыми, поддерживать эти отношения, развитие умения справляться с собственными негативными чувствами и разрешать конфликтные ситуации, познание своих эмоций, радости жизни, развитие умения видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.

Особенно важно развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. С одной стороны, общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверенными, что они все смогут сделать. Но с другой стороны, при возникновении даже небольших трудностей, могут забросить свою деятельность, объясняя, что «разонравилось, не хочется, не могу», иногда проявляя при этом раздражение, капризы и даже плач.

Для коррекции поведения и развития эмоциональной сферы школьника мы применяем метод рисования мандал. В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность».

Работа с мандалами помогает ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать их умственную рассеянность и упорядочить их существование в этот момент.

Если мы проанализируем эти рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль). Когда ребенок рисует, его состояние становится умиротворенным, нет напряжения, стресса, неспособности концентрироваться. Это происходит в силу того, что устанавливается связь с интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на него во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, ученик успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

В психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал применимы в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок); целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга); в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции); с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.); в целях общего оздоровления (точечные мандалы).

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми и подростами. Мы практикуем рисование мандалы при проблемах самооценки, при наличии у ребенка различных страхов, потере контроля над собой, для снятия напряжения, в состоянии сложности в отреагировании чувств и эмоций, для повышения концентрации и внутреннего равновесия у гиперактивных детей, а также при коррекции расстройств мелкой моторики, для воспитания терпеливости и аккуратности.

Со старшими подростками проводится работа с мандалами в ситуациях выбора целей, при психокоррекции страхов и тревог, в ситуациях преодоления кризиса в развитии (возрастных и личностных). Также школьники рисуют мандалы для разрешения семейной ситуации, при решении психосоматических проблем. Мы используем их для сплочения группы на основе духовного сближения, коллективного творчества, для формирования самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

При интерпретации творческого результата при работе с мандалами мы используем возможности других проективных методик: выбор цвета, материала, штриховки, символики образов, названий.

Мы предполагаем, что каждый ребенок извлекает по крайней мере три урока, когда он рисует мандалы:

- «я имею право на собственные желания»;

- «у меня уже есть то, что я всё время ищу во внешнем мире»;

- «я могу рисковать делать то, что никогда раньше не пробовал и у меня это получается».

Чаще всего мы используем точечные мандалы, которые отражают определенные цифры, выбранные из полной числовой мандалы, таким образом прорабатывая все уровни мандалы и все возможные комбинации цифр на каждом уровне. Причем, используя один и тот же трафарет точечной мандалы, ребенок может делать совершенно разные уникальные рисунки, в зависимости от настроения, выбора красок и техники исполнения. Мы используем мандаллы «Доброта», «Прощение», «Спокойствие», «Мир», «Любовь», «Здоровье» и другие, которые актуальны для каждого ребенка в конкретный момент времени.

После рисования мандалы, мы обязательно проводим беседу с учащимся, спрашиваем, как бы он назвал свой рисунок, какие эмоции вызывает готовая работа, что он бы хотел изменить здесь. И часто во время такого разговора мы выходим на ту внутреннюю проблему, которую ребенок не может пока осознать, но прорисовывает ее в своей работе, выводим на поверхность сознания различные блоки и помогаем ему освободиться от них, освобождая внутренний потенциал.

Часто во время рисования мы используем медитативную спокойную музыку, используем целебную «Музыку Света» - это специальным образом подобранные звуковые вибрации, которые производят настройку организма на определенный диапазон, помогая организму инициировать целительные процессы, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении можно сказать, что метод рисования мандалы имеет место быть в работе психолога для гармонизации организма ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!