СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАН. Исследовательская работа по литературе "Образ вампира в мировой литературе: от Дракулы до Алукарда

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе в секции МАН обучающейся 11 класса Шихайло Юлии, в которой рассмотрена трансформация образа вампира от злодея до героя, что способствовало тому, что образ так изменился со времён Брэма Стокера.

Просмотр содержимого документа
«МАН. Исследовательская работа по литературе "Образ вампира в мировой литературе: от Дракулы до Алукарда»

26

Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Малая Академия Наук «Искатель»

Отделение: гуманитарное

Секция: зарубежная литература

Образ вампира в мировой литературе: от Дракулы до Алукарда.

Работу выполнила:

Шихайло Юлия Сергеевна

Ученица 11 класса

Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Средняя школа №1

им. А.А. Драгомировой»

г. Джанкой



Научный руководитель:

Комышева Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»

г. Джанкой















г. Джанкой – 2019 год

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….........3

РАЗДЕЛ 1. Первоначальный образ Дракулы.

1.1. Понятие вампиризма в биологии……………………………………….........6

1.1. Историческая фигура Влад Дракула………………...…………………….......8

1.3. «Дракула» Брэма Стокера……………………………………...........................11

РАЗДЕЛ 2. Вампир – защитник человечества.

2.1. Манга «Хеллсинг» Хирано Кота………………………………………...........14

РАЗДЕЛ 3. Последний этап трансформации вампира в супергероя.

3.1. Первый рыцарь-вампир в романе Шеннон Дрейк «В полночный час»........17

3.2. Идеальный образ вампира в саге «Сумерки» Стефани Майер. …...........20

ВЫВОД………………………………………………………………………...........24





















ВСТУПЛЕНИЕ

Каждый из нас слышал о вампирах. Это достаточно популярная тема для многих фильмов, книг и даже мюзиклов. Буквально в этом году выходит новый английский сериал «Дракула». Но возникает вопрос: почему образ монстра-кровопийцы так привлекает людей на протяжении многих столетий? Давайте попробуем разобраться.

Изначально в низшей мифологии народов Европы, Вампиры это полумертвецы либо мертвецы ведущие ночной образ жизни или являющиеся в облике летучих мышей, сосущие кровь у спящих людей, насылающие кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы и умершие преждевременной смертью.

Мы можем наблюдать, что от первого образа осталось лишь то, что вампиры уже погибли и пьют кровь. Давайте посмотрим на привычный для нас образ.

Вампир — относительно бессмертное существо, убить его можно, но он не стареет. В различных источниках упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Также это сверхъестественное существо, которое обладает физической силой и скоростью, во много раз превосходящая силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях. Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши.

Предметами, защищающим от вампиров, стали чеснок, солнечный свет и священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида (в зависимости от религии вампира) и т. д.). В христианской традиции считается, что вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

В привычном для нас образе мы видим, что люди добавили к образу кровопийцы сверхъестественные способности и физическую силу, но и не забыли найти способ защиты от них.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что людей привлекает необычность образа, его загадка, таинственность. То, чего мы не можем увидеть в жизни. В этом образе отражается одна из извечных проблем для человечества — смертность. И только вампир может жить вечно (с некоторыми ограничениями). Почему же человек так мечтает о вечной жизни? На мой взгляд, одна из причин — страх перед смертью: люди всегда боялись и боятся того, чего не могут объяснить. И только «вечная жизнь» вампира даёт возможность преодолеть саму смерть, хотя с другой стороны — они уже мертвы, и такое существование с трудом можно назвать жизнью. Хотя они имеют возможность заглянуть за грань будущего и увидеть, чем ХVIII век отличается от ХIХ, а то и ХХ века, как человечество эволюционирует или как изменился мир. Кто же об этом не мечтает? Но с другой стороны, писатели с завидным постоянством «убивают» своих персонажей, утверждая, что такая «вечная жизнь» ведет к скуке, усталости, разочарованию, что «ничто не вечно под луной», фраза дошедшая до нас из Библии и переиначенная Н.М. Карамзиным, а смерть в состоянии освободить их от этого жалкого существования. Но несмотря на это повсеместное убеждение, образ вампира появляется в литературе с завидным постоянством, воплощая мечту о преодолении смерти и вечной жизни.

Тема вампиризма и образ вампира часто использовались писателями в разные эпохи, но почему же этот образ до сих пор не утратил своей актуальности, новизны и каждый раз обрастает всё новыми и новыми чертами и деталями? В чём сила притягательности ВАМПИРА? Почему одни произведения проходят незамеченными, а другие заставляют о себе говорить, спорить, помнить, снова и снова возвращаться к нему? И каждый раз поднимается вопрос: как убить вампира? Словно они бродят среди нас - и это знание жизненно необходимо...

Со времени своего появления и существования на страницах литературы образ вампира начинает трансформироваться из страшного кровожадного упыря, которым пугали детей и по ночам рассказывали зловещие истории, в персонажа, приобретшего не только человеческие черты, но и качетсва героя. И тут уже возникает другой вопрос: почему образ вампира перевернулся с ног на голову? И стал таким привлекательным, обворожительным, что миллионы поклонниц и фанаток мечтают об Эдварде Каллене? Какая же девушка не мечтает о «рыцаре в сверкающих доспехах», о спутнике, готовом защитить в любой момент, о преданности и всепоглащающей любви, которую может дать только он...



















РАЗДЕЛ 1. Первоначальный образ Дракулы.

1.1. Понятие вампиризма в биологии.

Принято считать, что вампиры исключительно мистические существа, несмотря на то, что о вампирах, вурдалаках, упырях знали издавна. Но это не совсем так. Врачи утверждают, что вампиризм, хоть и немного в другой форме, но существует.

Чаще всего с вампиризмом связывают очень редкую болезнь — расстройство крови, называемое эритропоэтической протопорфирией (болезнью Гюнтера).

Это расстройство является третьим наиболее распространенным типом порфирии, которая чаще всего развивается в детстве. Больные чрезвычайно чувствительны к солнечному свету: даже небольшое его количество приводит к жжению и вздутию кожи. «Люди с эритропоэтической протопорфирией подвержены хронической анемии, которая приводит к постоянному чувству усталости, бледности и повышенной светочувствительности, потому они не могут выходить из помещения в дневное время, — говорит Барри Пау, доктор медицинских наук в Детском центре рака и расстройств крови в Бостоне. — Даже в пасмурный день ультрафиолетовый свет может вызвать волдыри на обнаженных частях тела, на ушах и на носу».

Современные врачи рекомендуют таким пациентам в дневное время оставаться в помещении. Также облегчить их симптомы можно с помощью переливания крови с достаточным уровнем гема. Однако больные в средневековые и в древние времена, конечно же, не имели доступа к эффективной медицине и, возможно, выходили из дому только ночью, а также использовали кровь животных, чтобы попытаться облегчить свое состояние самостоятельно.

Генетическое объяснение вампиризма.

Не так давно в «Трудах Национальной академии наук» появился доклад об исследовании, в ходе которого ученым удалось обнаружить генетическую мутацию, которая отвечает за болезнь Гюнтера. Это значит, что мифы о вампирах имеют биологическую основу.

"Эта недавно обнаруженная мутация действительно подчеркивает сложную генетическую сеть, которая лежит в основе метаболизма гема, — говорит Пау, старший автор исследования. — Мутации, ставшие причиной потери функции в любом количестве генов, которые являются частью этой сети, могут привести к разрушительным, искажающим нарушениям".

Ученые надеются, что результаты этого исследования помогут не только объяснить вампиризм, но и разработать терапию, с помощью которой можно будет исправить поврежденные гены у людей с эритропоэтической протопорфирией. "Хотя вампиров не существует, однако есть потребность в инновационных методах лечения, способных улучшить жизнь людей с порфирией", — говорит Пау.



































1.2. Историческая фигура Влад Дракула.

Считается, что прообразом Дракулы в одноимённом произведении Брэма Стокера послужила реальная историческая личность — Влад III Цепеш, также известный как Дракул, со средневекового румынского — «Дракон».

Каким был легендарный граф Дракула?

Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза – в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан.


Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

Проще всего думать, что Дракула был одиноким и несчастным сумасшедшим, который без причины убивал людей. Однако, это далеко не так. Граф вершил правосудие, как бы ужасно это не звучало. В те времена существовало единственное наказание вне зависимости от того, какое преступление совершил человек. На кол сажали как убийц, так и мелких воришек, которые для того чтобы не умереть с голода, таскали хлеб из кондитерских.

Однако, известно, по крайней мере, одно исключение из правил, когда Дракула применил другой вид наказания. Однажды, пересекая территорию, принадлежавшую кровавому графу, один цыган украл что-то. Дракула был безжалостен. Он сварил несчастного вора, после чего заставил других цыган из табора съесть его.

Но почему же он взял себе имя «Дракула» и легенды о нем ходят до сих пор?

Отец кровожадного графа, Влад II, был членом тайного общества, известного как Орден Дракона. Он так гордился членством в этом обществе, что даже сменил свое имя.

Будучи ребенком, Влад Цепеш-младший также был вовлечен в тайный Орден. Это побудило его изменить собственное имя на имя Дракула, что в переводе означает "сын Дракона". В наши дни имя графа всё чаще переводится как "Сын дьявола".

Орден Дракона – тайное общество, целью которого был поиск «вечной молодости». Есть теория, что для того, чтобы не стареть, необходимо было пить человеческую кровь. В рукописях пятнадцатого века упоминается один ужасающий случай из жизни кровожадного графа. Влад Цепеш пригласил в свой замок несколько гостей и прямо за обеденным столом посадил всех на кол. Затем он не торопясь, окончил свою трапезу и обмакнул куски хлеба в кровь, которая стекала из тел умирающих гостей. Вот таким своеобразным "десертом" Дракула лакомился довольно часто.

И, наконец, самое необъяснимое – Тело Дракулы исчезло.

Граф, которого боялся и ненавидел собственный народ, погиб на поле боя во время войны с турками. Его кровожадность сыграла с ним злую шутку. Армия Дракулы в несколько раз превышала вражескую армию по своей численности.

Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, большинство солдат решило перейти на сторону противника. Ведь в стане врага не было таких жестких наказаний. Люди, по горло сытые жестокостью своего правителя, не задумываясь, пошли на предательство.

Голову Дракуле отрубили его же солдаты, а затем послали её турецкому султану. Тот, в свою очередь, пронзив её копьем, надел её на кол за пределами своего дворца, чтобы каждый прохожий мог видеть поверженного тирана.

Большая часть историков утверждает, что Цепеш был похоронен близ алтаря в островном монастыре Снагов. Согласно легендам, снаговские монахи, находившиеся недалеко от поля боя втайне перенесли обезглавленное тело. Рассказывают монахи и о митрополите Филарете ( 1792-1793), который дал указание уничтожить " буквы с надгробия правителя убийцы" и положить надгробную плиту перед алтарем, чтобы каждый раз пастырь попирал ногами душу господаря Влада. В повести ХVIII в о Дракуле воеводе, редактированной с древнеславянского в 1486 году, есть одна маленькая топографическая подсказка: когда армия Цепеша гнала турок, Дракула радуясь победе, поднялся на холм, чтобы посмотреть свысока на свою победу, что дало возможность боярам приблизиться к воеводе и совершить своё преступное деяние. Эта деталь совпадает с местами южнее Бухареста, подобные холмы встречаются на древней дороге из Giurgiu в Бухарест. К северу от этих мест, вплоть до Снагова таких холмов не встретить....

В Комане во дворе монастыря находится маленькое пано с краткими деталями о великом Воеводе Владе третьем и скромный надгробный камень с истёртыми надписями...

В период 1970-1975гг проводились археологические раскопки. Нашли гроб Влада Цепеша, однако тела графа внутри не оказалось. Конечно, это не могло пройти мимо любознательного, пытливого ума писателя, что в свою очередь и породило столько мифов и легенд, а главное — это неиссякаемый сюжет для литературы и кинематографа.

1.3. «Дракула» Брэма Стокера.

Брэм Стокер родился 8 ноября 1847 года, в столице Ирландии – Дублине. Детство Стокера не было богатым на события, но он раз и навсегда запомнил свою болезнь, которая в буквальном смысле этого слова свалила мальчика прямиком в постель. Дело в том, что из-за неизвестного заболевания Брэм не мог вставать и ходить, поэтому до 7-летнего возраста будущий писатель даже не подозревал, каково это – играть с ровесниками во дворе и заниматься спортом. Вот как охарактеризовал Брэм Стокер этот тяжелый период: «Я был от природы вдумчивым, и длительная болезнь дала подоплеку для многих мыслей, которые стали плодотворными в последующие годы». Поэтому неудивительно, что главный персонаж его романа «Дракула» большую часть времени проводит во сне.

По словам сына Стокера Ирвинга, идея книги «Дракула» пришла писателю в голову после того, как он увидел странный сон. В этом сне был "король вампиров", который вставал из могилы. Личные заметки Стокера рассказывают о еще одном сне, явно послужившем источником вдохновения для романа: "Молодой человек заходит в комнату - видит девушек. Одна из них пытается поцеловать его, но не в губы, а в шею. Вмешивается Старый Граф - он в адском гневе. "Этот человек принадлежит мне. Я хочу его".

Читатель заметит, что это история Джонатана Харкера – главного героя книги. Именно это и случилось с ним, когда он был в замке Дракулы.

Следует отметить, что Брэм Стокер не был профессиональным писателем. После окончания математического факультета Тринити-колледжа сначала работал на государственной службе, а затем менеджером театра «Лицеум». Писательство же воспринимал как развлечение. И только после закрытия театра в 1903 году Стокер всерьез берется за литературу. Жан Мариньи в своей работе «Дракула и вампиры» говорит о том, что Стокер еще в детстве увлекся фантастической литературой и «перечитал всю классику вампиризма: «Вампир» Полидори, «Варни-вампир, или Праздник крови» Джеймса Реймера, «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню, а также «Загадочный чужестранец» - анонимно опубликованный в 1860 г. , рассказ, переведенный с немецкого «Дракула и вампиры». Желая создать нечто подобное, Стокер берется за написание романа.

Брэм Стокер очень тщательно отнёсся к созданию образа вампира. Именно в этом романе впервые будет не только дано подробное описание внешности вампира как сверхъестественного существа, но и будут детально описаны все его сильные и слабые стороны, то, что отличает его от человека и является его преимуществом, и то, что может его уничтожить.

В первых же главах романа автор дает довольно подробное описание внешности графа Дракулы: «У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица». Помимо лица, Стокер подробно описывает и руки Дракулы, указывая, что «они были грубы, мясисты, с короткими толстыми пальцами». Кроме того, ладони были покрыты волосами, что в то время считалось одним из отличительных признаков вампира.

Большое внимание автор уделил и сверхспособностям героя:

1. Физическая сила, превышающая человеческую в несколько раз.

2. Умение передвигаться по вертикальным поверхностям с огромной скоростью.

3. Способность контролировать волю животных.

4. Самому перевоплощаться в животных, туман.

5. Умение управлять стихиями.

Кроме сверхспособностей, вампир имеет также и слабые стороны:

1. Вампиры не отбрасывают тени.

2. Слабеют под солнечным светом.

3. Не отражаются в зеркале.

4. Самый главный минус – неспособность отходить далеко от своей могилы. Но эта проблема, как показал нам Стокер, легко решаема. Дракула просто перевозил с собой ящики с землёй.

Ну, и, конечно автор не оставил нас без знания, как погубить вампира. Его можно убить серебряной священной пулей, проткнуть сердце и отрубить голову. Последнее нужно сделать обязательно, так как прокалывание, по мнению Ван Хелсинга (героя романа) не является достаточно действенным (Вспомним о том, что Владу Дракуле тоже отрубили голову).

Дракула предстает перед нами как исключительно отрицательный герой. Его цель: покинуть Трансильванию и переехать на какое-то время в Англию, чтобы в замке его не смогли обнаружить и убить. А он тем временем будет собирать свою непобедимую армию упырей.





































РАЗДЕЛ 2. Вампир – защитник человечества.

2.1. Манга «Хеллсинг» Хирано Кота.

«Хеллсинг» — манга, созданная Котой Хирано, впервые была опубликована в японском журнале в 1997 году и завершена в сентябре 2008. В марте 2009 все главы манги были изданы в 10 томах. Манга приобрела мировую известность уже в середине 2010 – начале 2011 годов. Она была публикована в США, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, Франции, Италии, Германии и других странах. В апреле 2010 года компания «Комикс-Арт» объявила о приобретении лицензии на российское издание манга-сериала «Хеллсинг», и 27 июня 2011 года вышел первый том.

История рассказывает о тайной организации «Хеллсинг» и о её борьбе против сверхъестественных сил, в лице вампиров, угрожающих Англии. Первым руководителем организации был Абрахам Ван Хеллсинг, вымышленный персонаж романа Брэма Стокера «Дракула». Умирая, Артур завещал руководство организацией малолетней Интегре Хеллсинг, своей дочке. Брат Ван хеллсинга, Ричард, был недоволен, что организация досталась не ему. Поэтому он решает убить девочку. В попытке совершить преступление, Ричард пробуждает главное наследие Хеллсинга – вампира Алукарда. Им оказывается сам граф Дракула, который был повержен Артуром и поклялся служить его семье и защищать человечество. Он называет Интегру «госпожой» и защищает её от пуль Ричарда, девочка же своими руками убивает дядю. Это событие очень повлияло на характер ребёнка. Интегра стала непоколебимой и мужественной настолько, что подчинённые называли ее «сэр», несмотря на то, что она женщина. Алукард же продолжал служить ей на протяжении всей жизни.

Давайте рассмотрим, чем же отличался образ вампира в манге от первоначального.

Первое, что привлекает наше внимание – имя главного героя. Алукард является анаграммой слову Дракула, а точнее, читается полностью наоборот. Сам вампир является отсылкой к графу Дракуле, главному отрицательному персонажу романа Брэма Стокера. Причём согласно замыслу создателей, Алукард является полной противоположностью графу.

По сюжету Алукард - самый могущественный боец в рядах Хеллсинга и во всём мире. Кроме того, он — один из древнейших вампиров, обладающий невероятными различными сверхспособностями: превосходный стрелкок, поразительная физическая сила, позволяющая ему без труда стрелять из двух пистолетов весом по 16 килограмм каждый, потрясающая живучесть, ум, сверхскорость, превосходная реакция, юмор. Он самолюбив, высокомерен, заносчив, хвастлив, что проявляется в демонстрации перед врагами его необычайных способностей.

Несмотря на кровожадность, Алукард отнюдь не бесчувственный: например, он уважает Интегру, связан узами дружбы с Уолтером (дворецким в имении Хеллсингов), а также ему не безразлична его ученица Виктория, которую он обратил, когда та была на грани смерти. Так мы можем убедиться, что образ вампира уже изменился, ведь Алукард мог попросту оставить девушку умирать или же выпить её кровь. Но вместо этого он спасает ее и дарит новую во всех смыслах жизнь.

Алукард страстно желает смерти. Он рассказывает Королеве, что она «всё такая же живая девчонка, как пятьдесят лет назад, юная леди» и что она стала «действительно красивой». Затем он в 74 главе сообщает Уолтеру, что его старое, дряхлое тело было «в триллион раз прекрасней», чем новое, тело вампира.

В 9-м томе манги вампир начал плакать после победы над Александром Андерсеном - паладином, которого считал единственным достойным человеком, который мог прервать его существование. «Только человек может убить чудовище», — сказал в этот момент Алукард, так как Александр Андерсен был для него таким «человеком». Но, превратив себя в «чудовище Бога», пронзив своё тело Гвоздём Святой Елены, Андерсен лишается в глазах Алукарда статуса «человека», из-за чего и умирает. Видя смерть своего возможного избавителя, Алукард плачет, сожалея об упущенной возможности.

Артур Хеллсинг лучше всего объясняет этот факт в 72 главе: «Все они ищут возможность начать войну и бесконечные отчаянные, кровавые битвы, похожие на громкий плач. Не думаю, что они вообще хотят всего этого. Наоборот, так они кричат и молят о смерти.»

Какими способностями же наделили вампира в этом произведении?

Алукард демонстрирует в различных воплощениях поразительный и подавляющий набор сверхспособностей (некоторые критики отмечают, что он даже слишком могуч). Частично они перекликаются с теми, которыми Брэм Стокер наделил своего персонажа. Эти способности заключаются в следующем:

  • Бессмертие, ограниченное лишь количеством поглощённых душ. Его практически невозможно ранить, но даже если и случится, то его тело моментально регенерирует. Алукарда не могут убить даже обезглавливание и ранение в сердце.

  • Огромная физическая сила.

  • Сверхчеловеческая скорость.

  • Способность проходить сквозь твёрдые объекты.

  • Перевоплощение. Алукард может превращать себя или свою часть в летучих мышей, насекомых, демоническую собаку, змей, аморфные массы тьмы и различные гуманоидные формы.

  • Телепатия.

  • Телепортация на короткие расстояния

  • Гипноз или манипулирование сознанием.

  • Поглощение памяти через выпиваемую кровь.

  • Призыв душ тех, чью кровь он пил, в различных физических формах, которые либо становятся продолжением его тела, либо роятся вокруг.

  • Иммунитет к солнечному свету.

Если сравнивать с Дракулой, то здесь мы видим новый, изменившийся образ вампира. Он не предстаёт перед нами как кровожадный убийца, который совершает ужасное деяние для своей выгоды и удовлетворения. Теперь вампир – защитник человека. Он истребляет «недостойных» себе подобных, чтобы люди могли вздохнуть спокойно и жить обычной жизнью, истребляя всю нечисть, с которой невозможно бороться с помощью добра, поэтому Зло можно победить с помощью ещё большего Зла.

РАЗДЕЛ 3. Последний этап трансформации вампира в супергероя.

3.1. Первый рыцарь-вампир в романе Шеннон Дрейк «В полночный час».

В 2004 году вышел роман Шеннон Дрейк «В полночный час», в котором вновь поднимается проблема борьбы добра с извечным абсолютным Злом. Что может победить это Зло из Ада? Только необычные сверхсущества, наделённые необычными силами и возможностями.

В центре романа история молодой американки Джордан Райли, приехавшей к брату в Веницию, где проходит знаменитый карнавал. По чужой воле Джордан оказывается втянута в древнюю вражду между двумя братьями-викингами: Рагнором и Хагардом. Когда-то по стечению обстоятельств они стали вампирами, но пошли разными дорогами: Хагард стал воплощением зла, а Рагнор — защитником людей и таких, как он, оказавшихся невольными жертвами вампиризма, желающих только одного — выжить, но не любой ценой, а сохраняя в себе человечность.

Перед нами новый тип вампира. Вампир-рыцарь, живущий по своему кодексу чести, спасающий невинных, спасающий чаловечество от самого себя: «История человечества знакома с чудовищами. Чудовищами в человеческом облике. И многие из тех людей весьма богаты и занимают важные посты».

Перед нами совершенно другой персонаж: «Ей не дали упасть чьи-то крепкие руки. Прямо перед собой она увидела стену из черной шерсти. Через секунду поняла, что упирается глазами в грудь очень высокого и крепкого мужчины, одетого в американского покроя длинное и дорогое шерстяное приталенное пальто. Она подняла глаза. В мужчине было не меньше шести с половиной футов роста. Светлый натуральный блондин. Рок-звезда? Первое, что пришло ей на ум. Но далеко не всякий музыкант так атлетически сложен. Спортсмен? Скорее всего прославленный спортсмен или актер-культурист.

Волосы его опускались ниже плеч, но отнюдь не выглядели небрежно — тщательно ухоженные, густые и блестящие. Глаза неправдоподобно голубые, льдисто-голубые, которые смотрели на нее оценивающе.

  • С вами все в порядке? — спросил он».

    Читая эти строки, понимаешь, что перед нами образ настоящего мужчины: сильный, уверенный, внимательный, заботливый, красивый — мечта любой девушки.

    А вот что о нём говорят другие: «Рагнор происходит из весьма

необычной семьи. Он не рисуется, не льстит никому, но к нему тянутся люди. У него есть харизма, он притягивает к себе людей.

Анна Мария вздохнула.

  • Красивый мужчина, не лишенный обаяния. К тому же умный и

интересующийся историей, в том числе и историей Венеции».

Новый персонаж наделён феноменальными способностями:

  • обладает обострёнными зрением, слухом, обонянием;

  • мистическими способностями: перевоплощается в огромного серебристого волка; передаёт мысли на расстоянии;

  • «... его способности к размышлению весьма обострились, как и умение выживать. У него появилась странная, вызывающая страх сила собственного рассудка, острота ума и острота чувств»;

  • состраданием, человеколюбием;

  • дневной свет не страшен, а только лишает сил, но с наступлением ночи силы удесятеряются;

  • способность проходить сквозь твёрдые объекты, покидать и проникать в замкнутые пространства, но и здесь вампира надо сначала пригласить в жилище, иначе он не сможет переступить порог;

  • в отличие от других вампиров может заходить в церковь, т. к. «Посмотри, где ты стоишь. В святой обители Господа. Я видел, как тебе хотелось прокусить мне горло еще днем, когда мы нашли тебя. Я уже знал, что ты больше не один из нас. Но ты тот, кто ты есть, и, даже изменившись, все еще можешь бороться со злом».

    И, конечно, к способам, которыми можно убить вампира, добавляются новые:

обезглавливание и «морская вода смертельна для вампиров».

В этом романе все привычные стереотипы переворачиваются вверх дном: брат оказываается предателем, готовым вонзить нож в спину, возлюбленный — исчадием Ада, готовым лишить жизни, а вечные враги человечества — вампиры — защитниками и стражами, несущими спасение, закон и порядок.

Перед Рагнором Вулфсоном встаёт непростая задача: он должен победить своего брата Хагана, создавшего армию вампиров и убивающего людей без разбору, спасти Джордан, вовлечённую в противостояние братьев, и навести порядок в самом красивом и романтчном городе Венеция.

Рогнар не верит, что, став «проклятием», может кому-то помочь, но монах указывает ему путь: «Скорее всего, как зло приходит из теней, так и справедливость можно отыскать во зле». Иными словами, если Божьего промысла не хватает для защиты человечества, то и зло способно противостоять злу. Пройдя через вековые испытания, преодолевая вампирскую сущность, отыскивая в себе человечность, сам герой верит, что «возможности человеческого тела и ума продолжают потрясать, когда уже все испробовано».

Таким образом, вампир-воин, вампир-рыцарь становится щитом между человечеством и потусторонними силами, которым мало что может противостоять. Так, образ вампира приобретает лучшие человеческие качества, и о первоначальной роли Дракулы читатели начинают забывать. На смену монстру пришёл герой, рядом с которым чувствуешь себя в безопасности, которому готов доверить свою жизнь.







3.2. Идеальный образ вампира в саге «Сумерки» Стефани Майер.

«Сумерки» — популярная серия романов американской писательницы Стефани Майер. Каждая из книг описывает события, происходящие с главной героиней Беллой Свон, которая влюбилась в вампира. Все 4 части стали бестселлерами и переведены на 37 языков мира, в том числе на русский. По состоянию на 2010 год, общие продажи книг «Сумеречной серии» составляют более 116 миллионов копий.

Вампиры в произведениях серии «Сумерки» отличаются от общепринятых вампирах: им не наносит вред ни чеснок, ни святая вода, ни серебро, ни религиозные символы; солнечный свет всего лишь заставляет их кожу светиться; они отражаются в зеркалах и проявляются на фотографиях. Цвет радужки глаз вампира зависит от его рациона: у питающегося человеческой кровью они ярко красные, а у питающегося кровью животных — жёлтого цвета. Могут есть и человеческую пищу, хотя не в состоянии её переварить. Они никогда не спят, что даёт им возможность совершенствоваться: учить языки, иметь глубокие знания в науках, приобретать различные профессии. Обладают невероятной силой. Особенно сильны новообращенные вампиры в первые месяцы после «рождения», так как в их организме по-прежнему присутствует много человеческой крови. В этот же период им наиболее трудно контролировать свою жажду.

Итак, автор наделяет своих героев необычными способностями, помимо традиционных:

  • бессмертие;

  • невероятная сила и скорость;

  • все чувства обострены до предела: слух, обоняние, скорость восприятия информации; умение видеть и слышать всё вокруг;

  • развитие личных способностей: Карлайл — блестящий врач, Эсми — хозяйка, способная помочь всем, сострадательная, Розали — прекрасный музыкант, Эдвард, у которого вообще нет недостатков, может быть и врачом, и музыкантом, и просто хорошим человеком, для которого все окружающие достойны уважения, понимания, сострадания.

Убить вампира становится всё сложнее - можно только разорвать на куски и сжечь, что под силу только другим вампирам или оборотням. Оторванные части тела самопроизвольно тянутся друг к другу и поэтому легко срастаются. Но, согласитесь, убивать Калленов не хочется — без них мир станет хуже.

Иногда после перерождения вампир получает сверхъестественные способности, как Эдвард Каллен, который начал читать мысли, Элис видит будущее, её возлюбленный Джаспер может манипулировать эмоциями и настроением людей, а Белла стала обладательницей редкого дара - щитом, заслоняющим от любых воздействий извне.

В первой же книге мы знакомимся с семьёй Калленов. Обычно сообщества вампиров называют ковенами, но этот исключение. Состоит семья Калленов из Карлайла, Эсми, Элис, Эммета и Эдварда, а также Розали и Джаспера Хейлов. Позже, в 4 романе, Белла Свон и их дочь — получеловек-полувампир - Ренесми Каллен, также присоединяются к этой удивительной семье. Все её члены хорошо относятся друг к другу, они любят как в настоящей семье. Даже Джейкоб не выдерживает и говорит о них: «Да, я вижу, вы настоящая семья, я сам в такой вырос». Каллены ценят человеческую жизнь больше, чем большинство других вампиров. Добровольный отказ от человеческой крови позволяет им создать прочные семейные узы, меняет приоритеты в жизни, в них больше человечности, чем в ком-либр другом. Они верят, что прокляты и у них нет души, но их уважение к людям, к чужим потребностям, к выбору другого наделяют их человечностью. Да и Белла в разговоре с Вольтури подчёркивает, что они ничего не знают о душе Эдварда. И его поведение, поступки — всё свидетельствует о том, что в нём больше от человека, чем от вампира.

Отдельного внимания заслуживает Карлайл – глава семейства Калленов. Он всегда повторял, что хочет помогать людям, несмотря на то, что он вампир, работал доктором. О нём говорили: «Доктор Каллен — замечательный доктор, который, возможно, мог бы работать в любой больнице в мире, заработать в десять раз больше, чем он получает здесь. Нам повезло с ним. Он очень ценен для города…». До обращения Карлайл был очень сострадательным, что сказалось на его выборе. Он настолько сильно желал людям добра, что победил свою природу и научился сдерживать свой голод, даже если видит человеческую кровь, он в состоянии всё преодолеть. Когда Белла спросила Карлайла, как ему удаётся сдерживать себя, тот ответил: «Долгие годы тренировок, и я всегда хотел помогать людям...». Важно отметить, что все члены семьи были обращены исключительно из-за того, что умирали или были смертельно больны. Каждый из обращённых становился «вегетарианцем» и тоже помогал людям.

Кульминацией всей саги явилось противостояние с кланом Вольтури, которые из зависти к талантам членов семьи Калленов, хотели их уничтожить, а самых ценных вампиров переманить на свою сторону. И в этой борьбе им помогают выстоять любовь, отвага, преданность семье, вера в лучшие человеческие качества, честь, справедливость... вы ещё не забыли, что мы говорим о вампирах — монстрах. Да, говоря о семействе Калленов, забываешь о вампирах и понимаешь, что настоящая семья должна быть именно такой... Угроза, с которой они столкнулись, побуждает их объединиться со старыми друзьями со всего мира, и с вечными своими врагами – оборотнями. Идущие к одной цели волки и вампиры встали плечом к плечу, чтобы защитить девочку. Носферату (синоним слова «вампир», впервые использованный Брэмом Стокером в романе «Дракула». ) пожертвовали своими интересами, кроме того, они готовы были идти на смерть ради жизни одного ребёнка, ради своей свободы от старых пут. Всё это меняет традиционное представление о вампире, и складывается совершенно новый образ.

Итак, в романах Стефани Майер мы видим совершенно новый тип вампиров, читая о членах семьи Калленов, об истории взаимоотношений Беллы и Эдварда, их бесконечно преодолевающей все препятствия любви, напрочь забываем, что это вампиры — ничего устрашающего в них нет. Они не несут ни угрозы, ни страха, поэтому, когда Белла решила стать вампиром, мы не испытываем такого ужаса, как Джейкоб, но даже он преодолел кровную неприязнь к ним и приянял их существование, увидев их потрясающие личностные качества. Поистине, любовь объединяет всех.







































ВЫВОД

Подводя итоги в исследовательской работе, на примере изученных произведениях мы видим, что образ Дракулы трансформируется из отрицательного героя, для которого нет ничего святого, даже человеческой жизни, в защитника рода человеческого. А в членах семейства Калленов мы видим пример для подражания, видим тот образчик идеальных отношений между людьми, к которым должен стремиться каждый.

Почему же произошла такая трансформация?

1. Первоначально образ Дракулы воплощал в себе зло, которому человек мог с трудом противостоять, всё тёмное, что есть в самом человеке. Другими словами, в мироощущении человека всегда есть какие-то тёмные необъяснимые силы, что берут верх над самим человеком и победить их иногда невозможно или очень сложно. Вполне возможно всё страшное и необъяснимое нашло ворлощение в образе вампира, ведь не случайно он пьёт чужую кровь, за счёт которой сам живёт, отбирая жизнь у других, ибо кровь — это и есть источник жизни.

2. Этот пресонаж стал настолько популярен, что из романа в роман приобретал всё большую силу и мощь и с каждым разом его победить становилось всё труднее и труднее. Но в это сложности рождалось и противостояние потусторонним силам, что делали человека сильнее и лучше.

3. Мир изменился. Но он не стал лучше или безопаснее, зло искоренить сложно, а иногда и невозможно — рождается идея: если Зло невозможно победить с помощью Добра, то возможно его можно победить с помощью ещё большего Зла, которое способно противостоять всему потустороннему. На смену Дракуле пришёл ещё более непобедимый Алукард

4. Через образ вампира человек пытается решить для себя проблему смертности — может есть способ победить саму смерть с помощью той же смерти. Ведь то, что уже мертво, ещё раз убить невозможно. Почему бы и нет? Но чтобы противостоять Вселенскому Злу, противник всё же должен обладать привлекательными чертами, а для нас это всё та же чнловечность, поэтому вампиры начинают обрастать новыми чертами, более жизненными, чем у оппонентов. Алукарда заменил вампир-воин.

5. Трансформация завершается вампиром-рыцарем, готовым отдать своё бессмертие за любовь, семью. Образ, который уже кардинально отличается от первоначального прототипа, и наделяется чертами героя, ведь только герой готов отдать всё, что у него есть ради спасения других. Из отрицательного персонажа Дракула буквально в течение века превратился в героя. Что самое интересное, читатель отнёсся к этому с пониманием и доверием: насколько омерзителен и страшен Дракула, настолько же восхитителен и неподражаем идеальный Эдвард, за судьбой которой на протяжении нескольких лет следили читателя, переживая за него и радуясь его победе. А самая главная победа Эдварда — это победа над монстром внутри себя.

Следовательно, меняющиеся реалии нашей действительности требуют всё новых и новых героев, способных не только противостоять тёмным силам, что подстерегают каждого их нас, но и победить зло в себе, что намного сложнее и ценнее.



















Список использованных источников:

1. Дрейк Шеннон. «В полночный час». Роман. - М.: АСТ-издательство, 2004. - 426с.

2.Майер Стефани. «Сумерки». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2006. — 445с.

3. Майер Стефани. «Новолуние». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2007. — 500с.

4. Майер Стефани. «Затмение». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2009. — 523с.

5. Майер Стефани. «Рассвет». Роман. - М.:Эксмо-Пресс, 2006. — 557с.

6. Стокер Брэм. «Дракула». Роман. - М.: АСТ-издательство, 1997. - 368с.

7. Электронный источник:

Хирано Кота «Хеллсинг». Манга.10 томов,- https://mangalib.me/hellsing/v1/page=1

8. Интернет-сайт https://pikabu.ru/story/vampiryi_proiskhozhdenie_obraza_i_predposyilki_verovaniy_v_nikh_6248436

9. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80

10. Интернет-сайт https://pikabu.ru/story/porfiriya__yeto_nauchno_obosnovannyiy_vampirizm_212015

11. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4_III_%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%88

12. Интернет-сайт https://zen.yandex.ru/media/id/5b5ab8506a18dd00a9fa0e81/nastoiascii-graf-drakula-jizn-i-smert-vlada-cepesha-5b6328bd1813f400a936565e

13. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D1%80%D1%8D%D0%B

14. Интернет сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!