СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Малые фольклорные жанры как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     «Сводом народной премудрости» назвал Даль малые фольклорные жанры, которые к тому же явились образными суждениями, художественным опытом народа, образцом точной, выразительной лаконичной речи. Именно эти особенности малых фольклорных жанров определили их появление в учебниках начального обучения.

Просмотр содержимого документа
«Малые фольклорные жанры как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.»

Малые фольклорные жанры как средство активизации

познавательной и творческой деятельности учащихся.


«Сводом народной премудрости» назвал Даль малые фольклорные жанры, которые к тому же явились образными суждениями, художественным опытом народа, образцом точной, выразительной лаконичной речи. Именно эти особенности малых фольклорных жанров определили их появление в учебниках начального обучения в 19 веке, в частности в «Родном слове» К. Ушинского, в «Азбуке» Л. Толстого, а затем в учебниках современного периода.

Из разнообразных фольклорных материалов чаще всего применяются в начальных классах загадки народные и авторские. Такое внимание к загадкам не является случайным. Еще в дошкольном возрасте дети тянутся к ним, как к увлекательной и интересной игре. Они пытаются не только отгадать загадку, но и запомнить ее, чтобы загадать другим.

Кроме занимательной формы, загадка интересна для детей еще и тем, что она вводит их в мир открытий, они узнают уже известные им предметы и явления с новой, ранее не знакомой им стороны. Тем самым дети углубляют и уточняют свои первоначальные знания об окружающем мире.

Известный фольклорист В.И. Чичеров отмечает, что загадка – это мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления. Следовательно, ребенку приходиться совершать мыслительные операции (сравнивать, анализировать, обобщать), чтобы отгадать загадку. К.Д. Ушинский назвал загадку «гимнастикой ума». Вопрос о роли загадки в развитии умственных способностей детей освещен в работе В.К. Аникина, Ю.Г. Илларионовой, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Удальцовой, М.Н. Мельниковой. Загадка рассматривается ими, как богатый материал для развития образного мышления, как зерно поэтического творчества. Работа над загадкой обогащает и речь ребенка, делает ее более точной и образной.

Хотя загадка широко применяется в школьной практике, познавательные и воспитательные возможности ее полностью не используются учителем. Это показал констатирующий эксперимент, который был проведен нами в ряде школ города Костаная (школа – сад №14, школа – сад № 6, школа № 4, школа №23). Наблюдения на уроках показывают, что знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания, отгадывание ее нередко бездоказательное.

Во многих классах ученики читают ее, запоминают текст и орфографию. Это, конечно, необходимо, но на наш взгляд, совершенно недостаточно.

Нигде на уроке нам не удалось услышать вопросы о том, зачем загадывают загадку, кто их авторы, как строится загадка.

А задания творческого характера на основе изучения прочитанных текстов – явление чрезвычайно редкое и еще реже удачное. Поэтому, очевидно, результаты наших бесед с детьми, творческих заданий, анкетирования, которые мы провели в выше перечисленных школах, были более чем скромные. Это видно из таблицы.


Вопросы

Кол-во

Справились

Частично справились

Не справились

%

Что такое загадка? Как она возникла?

93

19

20

54

38

Зачем загадываются загадки?

93

30

28

35

40

Как строится загадка?

93

6

14

73

10

На какие темы составлены загадки?

93

30

40

23

51

Кто является авторами загадок?

93

28

31

34

48

Какие загадки им знакомы?

93

34

42

17

60

Составь свою загадку

93

12

18

53

12


Все это заставило нас задуматься над тем, как с максимальной пользой с учетом возрастных возможностей детей научить их составлять загадки.

Для того чтобы работа над загадками была наиболее полной и многогранной необходимо на наш взгляд учителю, прежде всего, отчетливо представлять себе их основные языковые и структурные особенности, а также привести в систему уроки. Нами в помощь учителю разработаны методические рекомендации по «Изучению загадок в начальной школе». В них предусмотрено дать детям небольшие сведения по теории литературы в доступной формулировке, так как мы даем формулировку загадки и то, что большая часть загадок имеет рифму, что такое рифма, знакомим с понятием простое сравнение и отрицание. Помещаем также в данной работе творческие задания - активизирующие мыслительную деятельность ребенка, помогающие развитию образного мышления и их творческих способностей, в частности подробно описываем работу по составлению загадки. Нами разработаны конспекты уроков по теме «Загадки» для учащихся 1,2,3 классов начальной школы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!