СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
««Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».»

План-конспект урока № 1



Тема урока: «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: формирование читательской культуры школьников.

Задачи: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Тип урока: комбинированный.

Метод: эвристический метод; репродуктивный метод.

Приемы: беседа; фронтальная беседа; слово учителя; комментированное чтение.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.



ХОД УРОКА



Этапы

Речь учителя

Речь ученика

Примечание

I.


1.

Организационный этап.

Приветствие. Проверка отсутствующих и дежурных.

П.: беседа.



Добрый день. Присаживайтесь. Итак, кто сегодня отсутствует? Кто сегодня дежурит в классе?



II.

1.




















































2.



































3.






























4.
















5.













































6.





















Основной этап.

Актуализация опорных знаний.

П.: фронтальная беседа.

















































Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

П.: слово учителя.































Работа над темой урока.

П.: слово учителя.




























Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых».

П.: беседа.













Чтение эпизода «На квартире Мармеладова».

П.: комментированное чтение.








































Обобщение учителя.

П.: слово учителя.






















1. Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

2. В чем заключается жанровое своеобразие романа?

3. Каково значение цвета и чисел в романе?

























































































Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин.

Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.



Имена и фамилии героев тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла.

Имя

Его значение в романе

Раскольников: Раскол – раздвоение: с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

София: Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников: Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Соню и раскрывает замысел Лужина

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова): Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя

Разумихин: Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»

Лизавета Ивановна: Значение имени Елизавета – «почитающая Бога».

  1. Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

  2. Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

  3. Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?




Давайте прочитаем отрывок из текста, где описывается квартира Мармеладовых.

Ответьте на вопросы:

  1. Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.







  1. Какие художественные приемы использует писатель в этих эпизодах?































  1. - Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?





  1. - Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

























Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живет семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Мармеладова к пьянству.

Катерина Ивановна – женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотного офицера по любви и бежала с ним из родительского дома.



  1. Роман создавался в период спада общественного движения после 1863 года, когда царское правительство разгромил революционные организации в России, потопил в крови восстание в Польше и Литве. В стране обостряются социальные противоречия. Развитие капиталистических отношений привело к росту благосостояния верхов и еще большему обнищанию народа. Простой трудовой народ находился в тисках нищеты и голода. Но в то же время рождаются новые идеи и теории, страшные по своей сути. Писатель Достоевский в своем произведении "Преступление и наказание" объединяет изображения буржуазных отношений с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые определяют это развитие.

  2. Достоевский создал новый жанр — психологический роман. В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Каждый герой поставлен в ситуацию выбора. Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.

  3. Раскольников ( жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня ( комната с « желтоватыми обоями »). Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов ( жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой) . Старуха – процентщица ( одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева) . Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. Число «три» в романе: Раскольников ( трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола ); Соня ( в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых» ); Свидригайлов ( хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета ).

Число « семь » в романе: роман состоит из 6 частей и эпилога. 1-я и 2-я части романа состоят из 7гл. 7 часов вечера – роковое время для Раскольникова ( назначает убийство ). 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной ). 7детей у портного Капернаумова.





































































































































  1. Мармеладову просто хотелось с кем-нибудь поговорить о своих несчастьях. Это прием, с помощью которого Достоевский вводит в повествование новых ключевых персонажей, а именно Соню.

  2. Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету…

  3. Некоторое время назад отец Сони, чиновник Мармеладов, остался без работы из-за пьянства. В результате семья Мармеладовых потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты. Чтобы спасти семью от голода, Соня пожертвовала собой и занялась непристойной работой (пошла "по желтому билету").



  1. «Комната его [Мармеладова] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки ...была приотворена». «В комнате было душно… … c лестницы несло вонью…»

  2. Комната Сони характеризуется прилагательным «большая», т. е «значительная по величине, длине, ширине, объёму; превосходящая по размерам ряд однородных предметов». Но далее следует противопоставление «чрезвычайно низкая» (чрезвычайно – исключительно, низкая – малая по высоте, имеющая небольшое протяжение снизу вверх). Скрытый смысл в том, что душа у героини широкая, но она не может «взлететь», потому что грешна. Автор сразу же использует противопоставление, чтобы показать её мучения, показать, как много противоречий в её жизни, как много углов. Углы знаменательны не только прилагательными (острый, тупой), но и наличием усиливающих восприятие наречий (ужасно, слишком, безобразно), а также метафора «угол убегал» говорит о том, неживые обстоятельства сильнее живой Сони.

  3. Можно сказать, что своей любовью к ним она жертвует собой вовсе ни как маленькая девочка. Чтобы прокормить семью она идёт на панель, а это не детский поступок. Её душа чиста потому что она верит, что всё будет хорошо

  4. Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня _ "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.











































































































III.


1.




















2.

Заключительный этап.

Подведение итогов урока.

П.: слово учителя.


















Домашнее задание.



В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. «Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами.


Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!