СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькие герои большой войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маленькие герои большой войны»

Региональный этап Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий















гражданско-патриотическое

МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ







Автор: Безлюк К.Э, учитель истории

ГБОУ «СОШ №15»



















2021



Пояснительная записка

Цели: 

-развить интерес к изучению истории своей Родины;

- познакомить обучающихся с детьми героями Великой Отечественной войны;

- продолжить формировать любовь к Родине и гордости за победу русского народа;

-Воспитывать в детях гордость и уважение к своим сверстникам, погибшим в войне.

Задачи:

Познавательные: Расширить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о детях героях, погибших в Великой Отечественной войне. Рассказать ученикам о роли детей в годы войны, об их подвигах.

Развивающие: Формирование таких качеств человека, как: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину. Продолжить развивать четкую, выразительную речь. Развивать интерес и уважение обучающихся к героическим событиям прошлого.

Воспитательные: Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за сверстников– участников военных Продолжить воспитывать у обучающихся сострадание, доброжелательность, дружелюбие, милосердие.

Форма проведения: Внеклассное литературно - музыкальное мероприятие

Приемы: беседа, чтение стихотворений, рассказ, исполнение песен.

Метод: интерактивный.

Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Возрастная категория: 11-12 лет. 

Место проведения: школьный кабинет

 Время проведения: 45 минут.

Оборудование: интерактивная доска; компьютер; презентация в программе «PowerPoint»; фотографии детей военных лет; фронтовые письма, иллюстрации памятников «Дети войны», наглядный материал.

В последнее время проблема воспитания молодого поколения стоит особо остро. Изменения в современном мире, культуре подталкивают педагога к поиску новых технологий, к поиску новых методов обучения воспитательной работе. Возраст обучающихся 5х классов можно назвать переходным. Это переход от младшего школьного возраста к младшему переходному. Классному руководителю важно найти и подобрать правильные методы, приёмы и стратегии воспитания, найти подход к обучающимся. В подростковый период наблюдается возбудимость, трудности в восприятии и нужно так преподнести обучающимся 5 класса темы, затрагивающие воспитание, чтоб ребятам внушить доверие к советам и примеру классного руководителя

Сценарий внеклассного мероприятия

МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Ход мероприятия

Звучит фоном песня Журавли в исполнении группы «Серебро» (в современной обработке)

Обучающимся было дано опережающее задание подготовить сообщения о пионерах героях ВОВ

Учитель:

Во имя Отчизны, сомненья поправ,

Чтоб злого врага победить,

Вы отдали жизни, так и не узнав,

Как всё-таки здорово жить!

Мы будем вас помнить, и в сердце хранить

Героев своих имена.

Вы – жили, сражались, смогли победить,

Чтоб вами гордилась Страна!
-Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час, я не случайно начала с таких строк. К сожалению, автора данного стихотворения не нашла, а слова хорошие. Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, о таких же девчонках и мальчишках, которые также хотели жить расти, дружить. Но судьба приготовила им другую участь- сражаться во взрослой войне, они не могли иначе. Дети герои. Пионеры. Они защищали своих близких сражались за родину.

Выходят 2 ведущих (обучающиеся этого класса, одеты как пионеры (атрибутика- галстуки, белые рубашки, пилотки)

Прошло уже 76 лет после окончания войны, а боль утраты до сих пор в каждом из нас. Практически в каждой семье есть свой герой, которого чтят и помнят. Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины.  Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.

Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли  - 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.[1]

2 ведущий: Дети войны – это все дети, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. У целого поколения украли детство. Сейчас они – ветераны, имеют официальный статус - «Дети Великой Отечественной войны». Так называют сегодняшних 77-92-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Мы хотим сегодня рассказать

о пионерах, о детях, которые не просто росли в это время, а сражались за родину, помогали взрослым.

1ведущий: Ребята, а вы знаете, кто такие пионеры? (слушают ответы детей). Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём-то.

Пионеры —  это дети в одной пионерской организации, которая появилась в 1922 году в Советском Союзе. В эту организацию принимались дети, начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры должны были обязательно носить красный пионерский галстук и пионерский значок.

2 ведущий: Пионерский галстук — красная шейная косынка, которая завязывалась спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка. Представляете, позором считалось прийти в школу без галстука или с помятым галстуком, некрасиво повязанным. Пионер должен быть прилежным учеником, честным, старательным и трудолюбивым. (слайд 4)

(на экране обучающиеся видят изображение атрибутов пионерской организации)

1ведущий: Война – это не детское дело. Дети не должны воевать! Но эта война была великой, особенной… Она и называлась Великой Отечественной, потому что все и взрослые и дети, от мала до велика поднялись на защиту нашей Родины. Вся страна превратилась в один военный лагерь. Лозунгом для всех стали слова: “Все для фронта, все для победы!” В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Наряду со взрослыми дети ходили в разведку…Пионеров героев было много по всей нашей стране, но были герои и в Севастополе, Крыму. Такие же обычные школьники как вы. Самый юный герой Великой Отечественной войны- Сергей Алешков, который изначально жил со своим отцом в отряде, был «сыном полка», выполнял мелкие поручения. А во время Сталинградской битвы спас несколько человек! Ему посвящен фильм «Солдатик»

Выходит ученик читает стихотворение (слайд 5)

Под Сталинградом полк готовился к прорыву,

Боец Алешков вдруг вошёл в блиндаж,

Над картой там склонились командиры,

-Там кто-то в сене прячется, не наш.

 

К стогу тогда бойцов послал начальник,

Разведчиков немецких привели,

Они себе готовили там спальник,

С утра чтоб, всё разведовав, уйти.

 

«Благодарю», сказал Ком-Див Серёже,

«Служу Советскому Союзу» тот вскричал,

Везде, он где похвалит, где поможет,

Такой вот был хороший Генерал.

 

А на Днепре был бой, сплошное пекло,

Дивизия гнала врага с земли,

Рвались снаряды, каждый метр, наверно,

Воронками всё вспахано вблизи.

 

В блиндаж Ком-Дива, тоже угодило,

Серёжа снова был недалеко,

Он подбежал, но не хватило силы,

Отрыть блиндаж, там завалило всё.

 

Привёл солдат минёров и сапёров,

Отрыли командира кое-как,

Ком-Див вновь оказался там героем,

Хоть ранен, но живой восстал солдат.

 

Стоит недалеко солдат Серёжа,

От радости ревёт пацан, навзрыд,

В семь лет Серёжа слёз сдержать не может,

В окопах детство быстро пролетит.

 

Сергей Алешков,- самый юный воин,

Который получил в войну медаль,

И не медали только, он достоин,

Что детство не вернуть, вот это жаль.

 

07.03.2016г. Андрей Григорьев.[5]



2 ведущий: Ребята, а как вы думаете, чем занимались дети у нас, в Севастополе? Как могли помочь взрослым? (рассуждают)

 Вместе со взрослыми они строили укрепления, оборудовали убежища, следили за светомаскировкой. А позднее стали собирать металлолом, бутылки, нянчили малышей и готовили для фронтовиков подарки. Когда же город оказался в осаде, многие из старшеклассников пошли работать на производство, стирали бельё, помогали командам МППО, дежурили в госпиталях.

Володя Беликов, Толя Пущин и Оля Шабалина приняли участие в маскировке аэродрома и за хорошую работу заслужили благодарность командования. 
Например, Боря Гадюченко выходил 17 больных лошадей, 12 из которых были переданы в воинскую часть.
Дети собирали цветной металл, а Лена Потапова Борис Залкин и Петя Абрамов, Майя Ефименко и Толя Лопачук собирали регулярно ящики с гильзами.
Нина Савченко помогала матери шить и стирать бельё для бойцов. Девочка была ранена, а по выздоровлении опять стала трудиться для фронта.
Алла Цырцан, Рая Полещук и Светлана Густылева оказывали помощь госпиталям в сборе посуды.

1 ведущий Во многих убежищах города работали тимуровские команды. В убежище №3, по проспекту Фрунзе (ныне пр-кт Нахимова) тимуровская команда насчитывала 12 человек. Члены этой команды поставили перед собой задачи: учиться только на «хорошо» и «отлично», помогать старшим, приводить в порядок территорию, нянчить малышей, готовить подарки для фронта. Большинство тимуровцев входило в агитбригаду, которая несколько раз выступала в госпиталях и очень часто в убежищах. Большая заслуга в работе команды принадлежала её председателю Вите Гончаренко, вожатой Кате Филипповой и педагогам Мензиловой и Гусевой.
Хорошо работали тимуровцы железнодорожного узла, где вожатой была комсомолка Медведева, по улице Ленина — вожатая Таня Галанцева.
Юные патриоты сражались во многих частях, оборонявших город. Четырнадцатилетний разведчик Володя Чепурной не раз проникал во вражеский тыл, доставлял оттуда ценные сведения.
А с каким энтузиазмом после второго штурма пионеры и школьниики восстанавливали город! Они разбирали завалы, подносили строительный материал, сажали деревья и цветы, на бульварах посыпали песком дорожки, красили ограды.

Пионер Сергей Фильченко, борясь с зажигалками, предотвратил пожар. Раненый осколком фугаса в ногу, Сергей не оставил поста, продолжая бороться с пламенем. Его посылали на перевязочный пункт, но он, пересиливая боль, продолжал работу и ушёл лишь тогда, когда потушил огонь. Позднее его спросили:
- Серёжа, почему же ты не ушёл раньше?
- Да ведь рядом госпиталь, он мог загореться.

Такой же подвиг совершил пионер Виталий Чуб. С риском для жизни отстаивал он от зажигалок дом на Лабораторном шоссе. Будучи раненым, как и Сергей Фильченко, Виталий не бросил поста, пока не ликвидировал пожар.
У нас было немало случаев, когда ребята, эвакуированные со своими родителями на Большую землю, опять оказывались в Севастополе. Уж очень любили они свой город, ненавидели врага, хотели вместе со взрослыми помогать Родине.

Среди защитников города были Алла и люда Тяпкины, две сестры пионерки. Девочки не сидели и в дни оккупации города немцами. Они собирали, распространяли среди жителей листовки, сбрасываемые с советских самолётов, заботились о бойцах, попавших в фашистский плен.
Во время хозяйничанья немцев Алла как-то пришла в класс и сказала своим подругам: «Немцы морят пленных голодом. Давайте соберём денег и купим им продуктов». Дети поддержали эту инициативу. Алла и Люда, презирая опасность, собирали и в других классах деньги, покупали продукты и тайком посылали их пленным бойцам.
8 октября 1944г. На летней площадке театра им. Луначарского собрались на митинг, посвящённый вручению медалей «За оборону Севастополя» пионеркам Алле и Люде Тяпкиным.

1 ведущий Звучит песня в исполнении вокальной группы школы «Дети войны»

Выходит ученик :

Я хочу вам рассказать про сестер Тузовых . Их мама — Ольга Фёдоровна Тузова, была депутат райсовета, получила задание организовать госпиталь в помещении школы №14. Оборудования не было. Обе дочери Ольги Фёдоровны, Галя (ей было 7 лет) и Леля (11лет) стали ходить по домам, собирать тарелки, кружки, сено для матрасов и подушек.
Заслуженная учительница РСФСР, участница обороны Севастополя Александра Сергеевна Федоринчик  вспоминает:
«Много можно было рассказать о скромных, незаметных подвигах детей города-героя. Все они, наряду со взрослыми, были мужественными защитниками родного города, брали пример со своих родителей.
Вспоминается робкая одиннадцатилетняя девочка — Леля Тузова. Сколько серьёзности и озабоченности было в её лице, когда она вместе с Володей и Митей Беликовыми и маленькой Валей Васильевой сортировали свалявшуюся овечью шерсть, заменявшую вату при прошивке ушанок и стёганок.

А вот активная Алла Цырцан и смышлёная не по годам Галя Тузова. Они с энтузиазмом выполняли поручение по сбору яиц, зелёного лука, посуды для подшефного госпиталя, помещавшегося в школе, где они до этого учились. Эти девочки умело организовали других детей».
Девочки собирали и бутылки для горючего. Одна Галя собрала только 800 бутылок.
Во время оккупации переехали на Украину. Вернувшись, снова пошли в 14 школу. Леля, будучи взрослой работала бухгалтером, Галя закончила в 1954г. Судостроительный техникум, работала в ЦКБ конструктором.
Еще одни известные ребята это Витя и Вера Снитко
Жили они на Корабельной стороне, учились в шк.№6. Виктору было 12лет, Вера уже комсомольского возраста. Дежурили во время налётов во дворе и на крышах. В течении одного ночного налёта вдвоём потушили 15 зажигалок. Тогда командование наградило их медалями «За отвагу». 
Свете Густылевой во время войны было 14 лет, она жила с родителями в убежище №3 по проспекту Фрунзе. Когда школа была закрыта, девочка учила грамоте малышей, участвовала в строительстве укреплений, ремонтировала обмундирование, а когда открыли школу, пошла учиться, а в свободное от работы время работала в пошивочной мастерской.
А уже после войны, окончив педагогический институт, Светлана Николаевна Густылева вернулась в родной город и преподавала литературу в школе №18.

Всеволод Федоринчик, он был младшим, четвёртым сыном известной учительницы А.С Федоринчик (она похоронена на кладбище Коммунаров). Пошёл добровольцем в Севастопольский партизанский отряд. Переходил линию фронта, поддерживая связь отряда с командованием нашей армией. Сильно истощённый, был доставлен в госпиталь. Был оставлен в городе и назначен старшим группы связных. На связных возлагалась передача в районы, на объекты, предприятия, в штабы МПВО решений и указаний городских организаций и доставка с мест информации в случае, если выведена из строя телефонная связь. В составе группы было несколько ребят даже из шестых классов, т.е. совсем немного старше нас с вами. К сожалению, Федоринчик пропал без вести.

Учитель Про ребят, которые отдали жизни за нашу Родину можно говорить долго, их очень много по всей нашей стране, в Крыму, в Севастополе. Но мы сегодня не упоминали Вилора Чекмака, про которого говорили не раз на уроках одкнр, севастополеведении. Этот мальчик с удивительным именем, со способностями в рисовании удивлял многих. Учителя восхищенно говорили, что это будущий художник! Представляете, его имя означает «Владимир Ильич Ленин, Октябрьская Революция». Кто бы мог так подумать! Так назвали своего маленького сына родители Чекмак. Родился Вилор 20 декабря 1925 года в Крыму. С малых лет приучен к самостоятельности. Даже в школу №1 города Севастополя в первый учебный день пошёл сам, просил родителей не провожать. А уже на второй день педагогам стало понятно, что к ним пришёл будущий художник. Вилор писать-то практически не умел, а на доске прямо-таки мастерски нарисовал большой букет цветов. Он любил читать, неплохо стрелял, поставил школьный спектакль «Три мушкетера» Вилор обожал мушкетёров. И вот в 1941 году, когда фашисты подступили к Севастополю, 15 летний мальчик решил присоединиться к партизанам. Ведь его отец воевал и Вилор часто говорил маме :» Папа воюет, а сижу?» Но хочется сказать,что с раннего детства Вилору пророчили короткую жизнь, у мальчика были проблемы с сердцем. Но он не боялся! Выполнял различные задания, места знал хорошо и выводил каждый раз группу живыми. В ноябре 1941 Вилор был в дозоре, первым увидел немцев. Выстрелом из ракетницы он успел предупредить товарищей, но сам принял бой… В последние минуты, он взорвал гранату вместе с собой… Товарищи не успели на несколько минут. Мальчик с таким слабым и сильным сердцем! ( слайд 6)

Сегодня я прошу вас ребята почтить память ваших сверстников минутой молчания.

Звучит метроном.

2 Ведущий До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Пришел грозные час, и они, обычные ребята показали каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нем разгорается любовь к Родине, ненависть к ее врагам.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, тысячи детей и подростков были награждены орденами и медалями. Так, свыше 200 из них были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 – медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 – медалью «За оборону Москвы».

Пятеро юных патриотов были удостоены звания Героя Советского Союза.

1 ведущийИ в завершении нашего мероприятия просим вас прослушать песню от нашей вокальной группы «Аист на крыше», мы надеемся, что истории этих ребят станут для вас примером для подражания! До свидания!

Звучит песня «Аист на крыше»









































Используемая литература

  1. https://www.chitalnya.ru/work/2679834/

  2. https://www.chitalnya.ru/work/2679834/

  3. http://pressa-uezd.ru/wp-content/uploads/2020/03/Серёжа-Алёшков-768x576.jpg

  4.  https://ru-polit.livejournal.com/13138901.html

  5. . https://poembook.ru/poem/587538

  6. . https://poembook.ru/poem/587538

  7. http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.world-war.ru%2Fcat_index_130.html
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!