СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"М.Пришвин "Кладовая солнца". Образы Насти и Митраши."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"М.Пришвин "Кладовая солнца". Образы Насти и Митраши."»

Урок-мастерская

«Образы Насти и Митраши, героев сказки-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина»

Провели:

Учитель литературы – Степанова Мария Михайловна

Учитель русского языка и литературы – Петрова Анастасия Анатольевна

Оборудование:

Таблички «Настя», «Митраша»; 2 листа А3, образцы, карандаши, фломастеры, ручки, карандаши, кубик Блума, Слайд-презентация. Мешок с конфетами

  1. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты героев повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Насти и Митраши, а помогать мне сегодня будет учитель русского языка и литературы – Петрова Анастасия Анатольевна. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Их будет – 2. Вы сегодня будете творить, т.е. что-то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками. Давайте пока запишем тему заседания творческой мастерской.(3 мин.)

Эпиграфом к нашему занятию служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте этот эпиграф запишем в тетради. В ходе урока мы ещё раз обратимся к нему.



(Слайд 1) Запись в тетради темы урока и эпиграфа.(2 мин.)

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характеров героев сказки-были через их литературные портреты, создать их необычные образы сравнить их между собой и с теми образами, которые создавали художники.

2. Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим студии. 1 студия- «Образ Насти», 2 студия - «Образ Митраши». А в этом нам поможет волшебный мешочек. Ваша задача вытянуть конфету и по цвету фантика определить, к какой студии вы относитесь.

Выберите, пожалуйста, себе руководителей студий, которые будут направлять ваши действия.(2 мин)

Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы поработаем с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца», и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их портреты по предложенным отрывкам. Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Слайд: Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.(1 мин)

Перед вами лежат листы бумаги, они разделены на 2 части: Внешний образ героя и внутренний мир. Ваша задача создать полноценный образ героев, и защитить его. Вам сегодня нужно будет проявить всю свою фантазию и творчество и показать свое умение работать с текстом.

10. Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Прочитайте внимательно задание на карточках .

(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). 

12. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе. (6 мин.)

Студия “Настя”. Задание 1.

1.Найдите в тексте описание внешнего и внутреннего портрета Насти. Сделайте соответствующие записи и рисунки на листе.

2. Защита проекта.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний



Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – «как золотая курочка».

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

  1. Студия “Митраша”.

  1. Найдите в тексте описание внешнего и внутреннего портрета Митраши. Сделайте соответствующие записи и рисунки на листе.

  2. Защита проекта.

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.



Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. (2 мин)

Общее:

Внешние сходства:

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх.

Внутренние: Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.


Отношение автора: Они были очень милые.

Различие внутреннее: Настя – уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый). (2 мин)

– Мы с вами сегодня создали портреты детей, Насти и Митраши, а теперь давайте посмотрим, как изображали их художники. Как вы считаете, ваши портреты похожи на те, что вы видите на слайде? Есть ли какие то сходства и различия?

Давайте подведем итог нашей работы и проверим, насколько хорошо вы знаете произведение «Кладовая солнца». (Кубик Блума) (5 мин)

Почему.

  1. Почему Настя и Митраша жили одни?

  2. Почему Дети поссорились, когда пошли за клюквой?

  3. Почему Травка помогла спастись Митраше.

Объясни значение слов:

1.Елань

2.Палестинка

3. Ладило

Назови:

  1. Клички домашних животных Насти и Митраши

  2. Место, где жили Настя и Митраша.

  3. Вкусную, полезную ягоду, за которой пошли дети.

Предложи:

  1. Предложи свой способ использования ягоды клюквы.

  2. Безопасный способ перехода через болото.

  3. Способы использования полезного ископаемого, которое содержало Блудово болото.

Придумай

  1. Другое название сказке-были.

  2. Как сложилась судьба Насти и Митраши в будущем?

  3. Дальнейшую судьбу Травки?

Поделись:

  1. Впечатлением, которое произвел на тебя Митраша?

  2. Впечатлением, которое произвел на тебя Настя?

  3. Впечатлением, которое произвела на тебя природа, описанная Пришвиным??

Ну что ж, ребята, спасибо вам за активную деятельность, за мастерство и помощь. Творческих вам успехов.

Рефлексия (3 мин)

У вас на партах лежит клюква ,напишите отзыв о работе на сегодняшнем занятии на обратной стороне и положите свою ягодку в корзину, а мы в свою очередь подарим вам полезные подарки.

Спасибо за урок.

21. Домашняя задание.  Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!