СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М.Пришвин "Моя Родина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

3класс УМК школа России Отражение темы Родина в произведении М.М.Пришвина

Просмотр содержимого документа
«М.М.Пришвин "Моя Родина"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»











УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 4 КЛАССЕ

М.Пришвин «Моя Родина»

УМК «Гармония»








Подготовила:

учитель начальных классов

первой категории

Литвинова А.З.








с. Александрия


Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели:

1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор и словарный запас детей.

5.Воспитывать любовь к Родине. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.


Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы.

Учебник 4 класса по литературному чтению.

Часть 3.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2006г.

2.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни

писателя.

3.Тест по произведению.

4. Презентация .


Ход урока:

I.Организационный момент. Слайд-заставка

- Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем хорошего настроения.

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами.Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.


II.Определение темы урока. Постановка учебных задач.


1 Самоопределение к деятельности. Слайд

  • И я хочу его начать со слов одного французского писателя - философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Согласны вы с этим выказыванием?

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность, желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.


2. Актуализация знаний. Слайд

-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл.

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.» А.П.Чехов

-О каком куске земли идёт речь?

-Как называется та земля, на которой мы живём?

-Что такое Родина? Назовите возникшие ассоциации. (составление кластера совместно с учителем: дети называют устно, учитель пишет на доске)

-Выберите самые красивые на ваш взгляд слова и зачитайте (учитель подчеркивает)


Слайд. -Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.


- Что значит «сделал бы всё что может?»

- А если человек делает всё что может для кого-то или для чего –то, значит он ………дополните моё предложение.(ЛЮБИТ)

- Итак, давайте сделаем вывод : чтобы наша планета – Земля была прекрасна …………(каждый должен любить и беречь свою родину)

-Как называется наша с вами Родина ?.Россия,

- У каждого человека есть своя малая родина, то место, где он родился. Как называется наша с вами малая родина? Слайд: с Александрия

III Постановка учебной задачи

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?

1.-У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)

– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему? Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?

-Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?(Родина, природа родного края). Какой мы сделаем вывод? ( Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).

-Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Его фамилию вы узнаете, разгадав шифр.

Слайд: е ж п р и з ш в н

1 2 3 4 5 6 7 8 9 код 3457859


- Имя этого писателя – М. Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА» Слайд

III. Работа по теме урока.

Слайд Константин Паустовский писал.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

-Что уже можете сказать об этом человеке, прочитав эти строки. ( Любил природу)

2. Самостоятельная работа

-Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором . И сейчас я предлагаю сделать вам это, но самостоятельно. (Работа по группам.)




Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

На чтение – 1 минута.


Текст для 1 группы:

-


Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:


Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?


Текст для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

-Где побывал Пришвин М.?

Учитель

-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете из произведения « Моя Родина»


  • Словарная работа. Отработка навыков чтения.

-Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами.

Со-кро-ви-ща- сокровища

Кла-до-ва-я-кладовая

Встре-чал-ся-встречался

Про-буж-да-ет-ся-пробуждается

Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.

  • Работа над произведением.

-Слушайте внимательно, следите.


Проверка первичного восприятия текста.

-В чём же особенность охоты М.Пришвина?

-От чьего имени ведётся повествование?


-Какое по жанру произведение? Докажите.

-Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре.

Слайд: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».


ФИЗМИНУТКА (Слайд ) Посмотрите на слайд. Какое произведение М.Пришвина он вам напоминает? (Золотой луг)

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.  Загораем.  Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно. Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох - выдох. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая? Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Какой вы представили луг?



VII Вторичное закрепление

- Сейчас мы будем читать очерк по частям.


Учитель: С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
Учащиеся: Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.
Учитель: Чем угощала мать будущего писателя?
Учащиеся: «Мать угостила меня чаем с молоком».
Учитель: Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
Учащиеся: Научился вставать рано, до солнца.
Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».

Учитель: Всегда ли Пришвин жил в деревне?
Учитель: В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
Учащиеся: «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

весь животный и растительный мир пробуждается и тоже

начинает по-своему работать.)
Учитель: Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

О чём это говорит?
Учащийся: Он очень любил природу.
Учитель: Какое значение он придаёт раннему подъёму?
Учащиеся: «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья,

радости жизни и счастья!»
Учитель: Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца».

Учитель: Куда уходил Пришвин после чаю?
Учащийся: «После чаю я уходил на охоту».
Учитель: В чём заключалась охота писателя?
Учащиеся: «Моя охота была тогда и теперь – в находках».
Учитель: Что это за находки?
Учащиеся: «Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».
Учитель: Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».

Учитель: Что значит «охранять природу»?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Учитель: Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
Как можно озаглавить часть?

4. Обращение к молодым друзьям.

Учитель: К кому же обращается писатель?
Учащиеся: Писатель обращается к детям, которые читают его книги.
Учитель: Что значит «кладовая солнца»?
Учащиеся: Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.
Учитель: Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
Учащиеся: «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.
Учитель: К чему призывает Пришвин?
Учащиеся: Пришвин призывает охранять Родину.


Учитель: Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».

-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы. Слайд: охранять

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

-Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. (Природа на латинском языке – натура ).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.


Подведение итогов.

-Какие задачи ставили для изучения?

(- Биография Пришвина - Произведения- Жанр произведения, которое будем изучать.)

-Добились мы их выполнения (да).


Выполнение теста.

Самостоятельная работа.

Тема: Пришвин М.М.Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)

-Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.


  • Проверьте свою работу с ответами на экране.


Домашнее задание. Слайд

  • На «3» Читать выразительно.


  • На «4» Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.


  • На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.


  • МИНИ- СОЧИНЕНИЯ

  • Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей малой родине.

Рефлексия

Учитель читает, ученики шагают, а затем выполняют движения.

  • В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом! «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись, они же тебе сродни ...»


- Перед вами «мишень» , оцените свою работу на уроке.













Тема: Пришвин М.М. Тест.

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!