М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Психологизм романа
История создания
- • Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
- • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.
- • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.
История создания
- Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности:
- 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2)
- 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11)
- 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3)
- 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Жанр
- • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.
Сравним:
Как повести располагаются в романе
Хронологическая последовательность
«Бэла»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист»
«Максим Максимыч»
■ Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий,
■ Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».
■ Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.
■ Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.
3. Система рассказчиков в романе
- Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.
Максим Максимович
(рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)
Путешествующий офицер
Какой рассказчик (краткая характеристика)
(автор романа)
Печорин
Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен
Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.
Каким представлен герой
Максим Максимович
(рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)
Путешествующий офицер
Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить.
(автор романа)
Печорин
«Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».
Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.
«...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление...»
Трагическая исповедь героя.
«История души человеческой ...полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Загадочный Печорин
- Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным - его искренняя и трагическая исповедь.