СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". История создания. Главы "Бэла" и "Максим Максимыч".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания романа. Анализ глав "Бэла" и "Максим Максимыч". Психологичекий портрет

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". История создания. Главы "Бэла" и "Максим Максимыч".»

История создания романа Замысел написания романа относится к 1836г . Героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни  В 1837г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск , Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами Роман Лермонтов писал в период 1837-1840гг. Роман выходил изначально отдельными повестями . Апрель 1840  г. – первое полное издание романа. 1841 г. – второе издание, снабжённое предисловием .

История создания романа

  • Замысел написания романа относится к 1836г . Героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни
  • В 1837г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск , Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами
  • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840гг.
  • Роман выходил изначально отдельными повестями .

Апрель 1840 г. – первое полное издание романа.

1841 г. – второе издание, снабжённое предисловием .

Сюжет, композиция, жанр Роман состоит из 5 самостоятельных повестей , объединенных общими героями и общим названием: «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» У каждой повести свой рассказчик (автор, Максим Максимыч, сам Печорин) Каждая повесть имеет свой жанр . «Бэла», «Максим Максимыч» - рассказ «Тамань » –остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери»  – дневник; «Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии времени после описываемых событий.

Сюжет, композиция, жанр

  • Роман состоит из 5 самостоятельных повестей , объединенных общими героями и общим названием:
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • У каждой повести свой рассказчик (автор, Максим Максимыч, сам Печорин)
  • Каждая повесть имеет свой жанр .

«Бэла», «Максим Максимыч» - рассказ

«Тамань » –остросюжетная и в то же время лирическая повесть;

«Княжна Мери» – дневник;

«Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии времени после описываемых событий.

Герой романа и место. Как зовут главного героя романа? Григорий Александрович Печорин . Каков его чин и возраст? «…офицер, молодой человек лет двадцати пяти» Где происходит основное действие в романе? Кавказ

Герой романа и место.

  • Как зовут главного героя романа?
  • Григорий Александрович Печорин .
  • Каков его чин и возраст?
  • «…офицер, молодой человек лет двадцати пяти»
  • Где происходит основное действие в романе?
  • Кавказ
«Бэла» С чего начинается глава? Что в ней описывается? От чьего лица ведется повествование главы? Кого встречает автор? Зачитайте его описание внешности. Сделайте вывод. Максим Максимыч – штабс-капитан, обычный человек, простодушный, искренний . Кто рассказывает основной сюжет части «Бэла»? Как он «пришел» с этому рассказу? С чего начал? Каким он описывает Печорина? Зачитайте. Выделите ключевые характеристики. «Он был такой тоненький, беленький», «он на Кавказе у нас недавно», «славный был малый… только немножко странен», «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один»; «по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха» , «должно быть, богатый человек». Что лежит в основе описания Печорина данного Максимом Максимычем? Противоречие.

«Бэла»

  • С чего начинается глава? Что в ней описывается?
  • От чьего лица ведется повествование главы?
  • Кого встречает автор? Зачитайте его описание внешности. Сделайте вывод.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, обычный человек, простодушный, искренний .
  • Кто рассказывает основной сюжет части «Бэла»?
  • Как он «пришел» с этому рассказу? С чего начал?
  • Каким он описывает Печорина? Зачитайте. Выделите ключевые характеристики.
  • «Он был такой тоненький, беленький», «он на Кавказе у нас недавно», «славный был малый… только немножко странен», «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один»; «по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха» , «должно быть, богатый человек».
  • Что лежит в основе описания Печорина данного Максимом Максимычем?
  • Противоречие.
«Бэла» Кто такая Бэла? Как и где с ней впервые увиделся Печорин? Зачитайте этот эпизод. Что сделала Печорин? На что решился? Для чего? Кто исполнил просьбу украсть девушки и за какую награду? Как себя чувствовала Бэла в доме Печорина? Как себя вел Печорин? Как развивались их отношения? Как чувствовал себя Максим Максимыч? Что чувствовала Бэла в Печорину? Докажите текстом. Чем закончилась эта история? Что случилось с Бэлой? Найдите описание состояния Печорина после смерти девушки. Кто дает это описание? Почему, как вы думаете ,автор не дал «выговориться» самому Печорину, а описал его глазами другого человека? Как сложилась потом судьба Максим Максимыча и Печорина? Чем заканчивает эта часть? Что отмечает автор для себя?

«Бэла»

  • Кто такая Бэла? Как и где с ней впервые увиделся Печорин? Зачитайте этот эпизод.
  • Что сделала Печорин? На что решился? Для чего?
  • Кто исполнил просьбу украсть девушки и за какую награду?
  • Как себя чувствовала Бэла в доме Печорина? Как себя вел Печорин?
  • Как развивались их отношения? Как чувствовал себя Максим Максимыч?
  • Что чувствовала Бэла в Печорину? Докажите текстом.
  • Чем закончилась эта история? Что случилось с Бэлой?
  • Найдите описание состояния Печорина после смерти девушки.
  • Кто дает это описание? Почему, как вы думаете ,автор не дал «выговориться» самому Печорину, а описал его глазами другого человека?
  • Как сложилась потом судьба Максим Максимыча и Печорина?
  • Чем заканчивает эта часть? Что отмечает автор для себя?
«Максим Максимыч» Есть ли в этой части «глобальные», яркие события? Что в себе содержит эта часть? От чьего лица ведется повествование в этой части? С кем встречается автор и Максим Максимыч и когда? Зачитайте. Как описывает автор Печорина. Зачитайте. Выделите ключевые фразы в его описании. Дайте психологичкий комметарий. «среднего роста; стройный», «крепкое сложение…не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»; «чистое белье»; «запачканные перчатки», «маленькой аристократической руке», «худобой его бледных пальцев», «походка была небрежна и ленива», «не размахивал руками», «белокурые волосы, вьющиеся от природы», «бледный, благородный лоб, на котором… следы морщин»; «усы его и брови были черные - признак породы в человеке», «[глаза]не смеялись, когда он смеялся», «взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Что мы опять наблюдаем здесь? Сравните с характеристикой данной Масксимом Максимычем.

«Максим Максимыч»

  • Есть ли в этой части «глобальные», яркие события? Что в себе содержит эта часть?
  • От чьего лица ведется повествование в этой части?
  • С кем встречается автор и Максим Максимыч и когда? Зачитайте.
  • Как описывает автор Печорина. Зачитайте.
  • Выделите ключевые фразы в его описании. Дайте психологичкий комметарий.
  • «среднего роста; стройный», «крепкое сложение…не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»; «чистое белье»; «запачканные перчатки», «маленькой аристократической руке», «худобой его бледных пальцев», «походка была небрежна и ленива», «не размахивал руками», «белокурые волосы, вьющиеся от природы», «бледный, благородный лоб, на котором… следы морщин»; «усы его и брови были черные - признак породы в человеке», «[глаза]не смеялись, когда он смеялся», «взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый».
  • Что мы опять наблюдаем здесь?
  • Сравните с характеристикой данной Масксимом Максимычем.
«Максим Максимыч» Как можно назвать портрет данный автором? Психологический портерт. Из чего складывается этот портет? Психологическая деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Зачитайте эпизод встречи Максим Максимыча с Печориным?   Какой комментарий вы можете дать поведению Печорина? Почему он так отнеся Максиу Максимычу? Что он оставил у Макима Максимыча? Как с дневником Печорина поступил Максим Максимыч? К какому выводу в конце приходи автор?

«Максим Максимыч»

  • Как можно назвать портрет данный автором?
  • Психологический портерт.
  • Из чего складывается этот портет?
  • Психологическая деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
  • Зачитайте эпизод встречи Максим Максимыча с Печориным?  
  • Какой комментарий вы можете дать поведению Печорина?
  • Почему он так отнеся Максиу Максимычу?
  • Что он оставил у Макима Максимыча?
  • Как с дневником Печорина поступил Максим Максимыч?
  • К какому выводу в конце приходи автор?
Домашнее задание Читать главы из « Журнала Печорина»: «Тамань» и «Княжна Мери»

Домашнее задание

  • Читать главы из « Журнала Печорина»:
  • «Тамань» и «Княжна Мери»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!