СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Листок" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Листок" 6 класс (Меркин)»

М.Ю. Лермонтов «Листок»

М.Ю. Лермонтов «Листок»

ЦЕЛИ выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения бесцельного существования как выражения отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения формирование навыка многоуровневого анализа стихотворения развитие нравственно-эстетических представлений

ЦЕЛИ

  • выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения бесцельного существования как выражения отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения
  • формирование навыка многоуровневого анализа стихотворения
  • развитие нравственно-эстетических представлений
История создания Стихотворение написано в мае-июле 1841 года за несколько месяцев до смерти поэта . Он словно предчувствовал свой скорый конец и из-за этого испытывал грустные чувства. Лермонтов вернулся из поездки и снова обосновался на Кавказе. Его занимали размышления над смыслом жизни человека. Мотив стихотворения поэт заимствовал из элегии фран.поэта Арно. Лермонтов использовал ключевой образ – листок, сорванный с ветви дерева. Многие критики считают, что это стихотворение отражает судьбу самого поэта.

История создания

Стихотворение написано в мае-июле 1841 года за несколько месяцев до смерти поэта . Он словно предчувствовал свой скорый конец и из-за этого испытывал грустные чувства. Лермонтов вернулся из поездки и снова обосновался на Кавказе. Его занимали размышления над смыслом жизни человека.

Мотив стихотворения поэт заимствовал из элегии фран.поэта Арно. Лермонтов использовал ключевой образ – листок, сорванный с ветви дерева. Многие критики считают, что это стихотворение отражает судьбу самого поэта.

Первое четверостишие Что случилось с дубовым листком? Листок оторвался от ветки и по воле бури скитался по полям и степям, за это время он увял и засох и оказался у берега Чёрного моря. Что скрыто за этим образом? Листок-изгнанник – лирический герой, оторванный от родины, гонимый бурей, т.е. обществом, жизненными обстоятельствами . Листок засох и увял, значит, человек столкнулся с разнообразными трудностями, которые подкосили его.

Первое четверостишие

  • Что случилось с дубовым листком?

Листок оторвался от ветки и по воле бури скитался по полям и степям, за это время он увял и засох и оказался у берега Чёрного моря.

  • Что скрыто за этим образом?

Листок-изгнанник – лирический герой, оторванный от родины, гонимый бурей, т.е. обществом, жизненными обстоятельствами . Листок засох и увял, значит, человек столкнулся с разнообразными трудностями, которые подкосили его.

Итак, в центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой являются поиски одинокой души спокойствия и душевного тепла в реальном мире . В листке сразу узнаем биографию Лермонтова: движение на юг (для поэта – это Кавказ).

Итак, в центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма.

Основной темой являются поиски одинокой души спокойствия и душевного тепла в реальном мире . В листке сразу узнаем биографию Лермонтова: движение на юг (для поэта – это Кавказ).

Второе четверостишие Какой ещё герой появляется? Чинара. Кто подразумевается под чинарой? Какая она? Как живёт? Чинара – молодая и красивая девушка, живущая в райских условиях тепла и любви. Какой приём использует поэт, описывая условия жизни листка и чинары? Лермонтов противопоставляет их жизни (антитеза). Чинара не видела реальной и суровой жизни. Она всегда жила счастливо и ни в чем не нуждалась.

Второе четверостишие

  • Какой ещё герой появляется?

Чинара.

  • Кто подразумевается под чинарой? Какая она? Как живёт?

Чинара – молодая и красивая девушка, живущая в райских условиях тепла и любви.

  • Какой приём использует поэт, описывая условия жизни листка и чинары?

Лермонтов противопоставляет их жизни (антитеза). Чинара не видела реальной и суровой жизни. Она всегда жила счастливо и ни в чем не нуждалась.

Третье четверостишие Почему страннику захотелось примкнуть к листьям чинары? Листку хочется покоя, тепла, заботы, хочется немного пожить жизнью чинары. Почему листок просит приюта только на время? Скорее всего он понимает, что такая жизнь ему не уготована судьбой, и чинара не захочет долго видеть рядом с собой такого, как он. Листок называет себя «бедным» и объясняет, почему. Почему? Он созрел до срока, т.е. человек опередил время, жаждал, как Лермонтов, перемен и свободы. Но убеждения и стремления такого человека не были поняты и приняты обществом и властью.

Третье четверостишие

  • Почему страннику захотелось примкнуть к листьям чинары?

Листку хочется покоя, тепла, заботы, хочется немного пожить жизнью чинары.

  • Почему листок просит приюта только на время?

Скорее всего он понимает, что такая жизнь ему не уготована судьбой, и чинара не захочет долго видеть рядом с собой такого, как он.

  • Листок называет себя «бедным» и объясняет, почему. Почему?

Он созрел до срока, т.е. человек опередил время, жаждал, как Лермонтов, перемен и свободы. Но убеждения и стремления такого человека не были поняты и приняты обществом и властью.

Четвёртое четверостишие Как описывает листок свой путь к чинаре и зачем? Он рассказывает о своем одиночестве, долгом бесцельном пути по свету и объясняет, что этот путь истощил и изнурил его, отнял последние силы. Что нужно листку сейчас? Отдохнуть, набраться сил. Что листок предлагает взамен его приюту? Листок знает настоящую жизнь, которую никогда не видела чинара. Он предлагает ей поделиться своим опытом, рассказать, как живут другие люди. Посмотрим, что отвечает чинара на его мольбы. Чтение следующих строк.

Четвёртое четверостишие

  • Как описывает листок свой путь к чинаре и зачем?

Он рассказывает о своем одиночестве, долгом бесцельном пути по свету и объясняет, что этот путь истощил и изнурил его, отнял последние силы.

  • Что нужно листку сейчас?

Отдохнуть, набраться сил.

  • Что листок предлагает взамен его приюту?

Листок знает настоящую жизнь, которую никогда не видела чинара. Он предлагает ей поделиться своим опытом, рассказать, как живут другие люди.

  • Посмотрим, что отвечает чинара на его мольбы. Чтение следующих строк.
Пятое четверостишие Чинара отказывает листку в его просьбе. Почему? Он ей просто неинтересен, поэтому не видит повода для помощи ему. Он будет портить её прекрасные листья. В его рассказы она не верит. Ей скучно в жизни, так как всё есть. Какие качества человека отражены в образе чинары? Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бесчувственная и бессердечная.

Пятое четверостишие

  • Чинара отказывает листку в его просьбе. Почему?

Он ей просто неинтересен, поэтому не видит повода для помощи ему. Он будет портить её прекрасные листья. В его рассказы она не верит. Ей скучно в жизни, так как всё есть.

  • Какие качества человека отражены в образе чинары?

Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бесчувственная и бессердечная.

Шестое четверостишие Чинара не просто отказывает листку, она его прогоняет. Как она объясняет свое решение? Она не знает листок и не хочет узнать. Она дает понять: где он и где она, ему до нее очень далеко. Листок совершенно не вписывается в ее сказочный мир. Вся природа, как будто создана для неё одной. Чинара не хочет знать ничего, что выходит за грани её собственного мира. Диалогом чинары и листка стихотворение завершается. Поэт создает в нем два контрастных образа. Взглянем повнимательнее на них.

Шестое четверостишие

  • Чинара не просто отказывает листку, она его прогоняет. Как она объясняет свое решение?

Она не знает листок и не хочет узнать. Она дает понять: где он и где она, ему до нее очень далеко. Листок совершенно не вписывается в ее сказочный мир. Вся природа, как будто создана для неё одной. Чинара не хочет знать ничего, что выходит за грани её собственного мира.

  • Диалогом чинары и листка стихотворение завершается. Поэт создает в нем два контрастных образа. Взглянем повнимательнее на них.
Какие два мира противопоставлены? Мир одинокого бесприютного скитальца-листка. Листок окружают враждебные силы, зной, голод и холод. Мир спокойной, самодовольной, счастливой красавицы-чинары. Чинару окружает солнце, море, ветер.

Какие два мира противопоставлены?

Мир одинокого бесприютного скитальца-листка. Листок окружают враждебные силы, зной, голод и холод.

Мир спокойной, самодовольной, счастливой красавицы-чинары. Чинару окружает солнце, море, ветер.

Выводы В основе стихотворения – судьба покинутого всеми взволнованного героя. Лист отождествляет изгоя. Главная тема – поиск взаимопонимания в обычной жизни. Изгнанники никому не нужны нигде в мире. И если ни покидают Родину, то могут рассчитывать только на себя. Никто их не ждет на чужом берегу с раскрытыми объятьями. Как чинара не готова принять листок, так и обеспеченные люди, наделенные всем, не готовы протянуть руку помощи нуждающимся. У них есть всё для счастья, и они попросту не способны понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшие к красоте и роскоши, они утратили способность к сопереживанию и жалости.

Выводы

В основе стихотворения – судьба покинутого всеми взволнованного героя. Лист отождествляет изгоя. Главная тема – поиск взаимопонимания в обычной жизни.

Изгнанники никому не нужны нигде в мире. И если ни покидают Родину, то могут рассчитывать только на себя. Никто их не ждет на чужом берегу с раскрытыми объятьями.

Как чинара не готова принять листок, так и обеспеченные люди, наделенные всем, не готовы протянуть руку помощи нуждающимся. У них есть всё для счастья, и они попросту не способны понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшие к красоте и роскоши, они утратили способность к сопереживанию и жалости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!