СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ главы "БЭЛА".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе».

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ главы "БЭЛА".»

«Герой нашего времени». «Бэла»

«Герой нашего времени».

«Бэла»

«История души человеческой  едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она... следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она... следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

ЖАНР ПОЭМЫ Роман «Герой нашего времени» построен на основе традиционного для начала 19 века жанра романтической поэмы. Этому жанру свойственна «вершинная композиция». Что это такое? Вершинная композиция не дает развернутого описания жизни героя в ее хронологической последовательности. Автор берет отдельные, наиболее яркие эпизоды из жизни героя, моменты наивысшего драматического напряжения, в которых раскрываются те или иные черты характера героя. На что направлена такая композиция? Какова ее цель? Яркие, запоминающиеся эпизоды усиливают занимательность сюжета, поддерживая интерес читателя.

ЖАНР ПОЭМЫ

Роман «Герой нашего времени» построен на основе традиционного для начала 19 века жанра романтической поэмы. Этому жанру свойственна «вершинная композиция». Что это такое?

Вершинная композиция не дает развернутого описания жизни героя в ее хронологической последовательности. Автор берет отдельные, наиболее яркие эпизоды из жизни героя, моменты наивысшего драматического напряжения, в которых раскрываются те или иные черты характера героя.

На что направлена такая композиция? Какова ее цель?

Яркие, запоминающиеся эпизоды усиливают занимательность сюжета, поддерживая интерес читателя.

ЧТО МЕНЯЕТ ЛЕРМОНТОВ В ТРАДИЦИОННОЙ ВЕРШИННОЙ КОМПОЗИЦИИ? Приведите примеры, указывающие на намеренное снятие напряжения с происшествий, происходящих с главным героем (внешняя событийность акцент на внутреннюю жизнь героя и усиление внимание читателя к ней) эпизод дуэли Печорина с Грушницким. эпизод в лодке из повести «Тамань» Предметом изображения у Лермонтова становится не сюжет, а внутренний мир героя. Это принципиальное отличие от традиции, в этом состоит новаторство Лермонтова.

ЧТО МЕНЯЕТ ЛЕРМОНТОВ В ТРАДИЦИОННОЙ ВЕРШИННОЙ КОМПОЗИЦИИ?

Приведите примеры, указывающие на намеренное снятие напряжения с происшествий, происходящих с главным героем (внешняя событийность акцент на внутреннюю жизнь героя и усиление внимание читателя к ней)

  • эпизод дуэли Печорина с Грушницким.
  • эпизод в лодке из повести «Тамань»

Предметом изображения у Лермонтова становится не сюжет, а внутренний мир героя. Это принципиальное отличие от традиции, в этом состоит новаторство Лермонтова.

Вторая черта романтической поэмы заключается в статическом изображении героя. В соответствии с ней Печорин не меняется на протяжении романа, от одного эпизода к другому. Внутренний мир героя одинаков на протяжении всего произведения, но раскрывается в эпизодах, углубляется, и эта глубина беспредельна. Третья черта романтической поэмы состоит в том, что герой дается в одном - авторском - освещении. Лермонтов, опираясь на жанр романтической поэмы, преобразует его в соответствии со своими задачами.

Вторая черта романтической поэмы заключается в статическом изображении героя. В соответствии с ней Печорин не меняется на протяжении романа, от одного эпизода к другому. Внутренний мир героя одинаков на протяжении всего произведения, но раскрывается в эпизодах, углубляется, и эта глубина беспредельна.

Третья черта романтической поэмы состоит в том, что герой дается в одном - авторском - освещении. Лермонтов, опираясь на жанр романтической поэмы, преобразует его в соответствии со своими задачами.

Сюжет  - та же совокупность событий, но в их авторской, композиционной последовательности. Выстроим фабульную последовательность повестей «Героя нашего времени». Фабула  - совокупность событий произведения в их хронологической последовательности. «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению) «Княжна Мери» (Печорин останавливается в Пятигорске и ждёт нового назначения) «Фаталист» (Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, всё, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу) «Бэла» «Максим Максимыч» «Предисловие к журналу Печорина» 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5. «Княжна Мери» 6. «Фаталист»

Сюжет  - та же совокупность событий, но в их авторской, композиционной последовательности. Выстроим фабульную последовательность повестей «Героя нашего времени».

Фабула  - совокупность событий произведения в их хронологической последовательности.

  • «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению)
  • «Княжна Мери» (Печорин останавливается в Пятигорске и ждёт нового назначения)
  • «Фаталист» (Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, всё, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу)
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Предисловие к журналу Печорина»

1. «Бэла»

2. «Максим Максимыч»

3.Сообщение о смерти Печорина

4. «Тамань»

5. «Княжна Мери»

6. «Фаталист»

Повесть Лермонтова «Бэла» была напечатана отдельно в 1839 г. в третьем номере второго тома журнала «Отечественные записки» под названием «Из записок офицера на Кавказе» Рассказ об истории Печорина и Бэлы Лермонтов вкладывает в уста другого рассказчика – старого «кавказца» Максима Максимыча. Таким образом Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему  цельный характер русского человека. Повесть» начинается путевыми записками. Их автор — русский офицер , странствующий «с подорожной по казённой надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «...и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».

Повесть Лермонтова «Бэла»

была напечатана отдельно в 1839 г.

в третьем номере второго тома журнала «Отечественные записки»

под названием

«Из записок офицера на Кавказе»

Рассказ об истории Печорина и Бэлы Лермонтов вкладывает в уста другого рассказчика – старого «кавказца» Максима Максимыча.

Таким образом Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина

и вместе с тем противопоставил ему

цельный характер русского человека.

Повесть» начинается путевыми записками.

Их автор — русский офицер , странствующий «с подорожной по казённой надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «...и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».

ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ ПОВЕСТИ? Кавказ!!! Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. С помощью пейзажа автор создает определенную настроенность, чаще он не просто описывает место событий, а дает оценку этим событиям или герою. Природа Кавказа воспитывает людей, сильных духом, бесстрашных, способных на риск. Описание горцев в повести тоже романтично.

ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ

ПОВЕСТИ?

Кавказ!!!

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

вы носили меня на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,

и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

С помощью пейзажа автор создает определенную настроенность, чаще он не просто описывает место событий, а дает оценку этим событиям или герою.

Природа Кавказа воспитывает людей, сильных духом, бесстрашных, способных на риск. Описание горцев в повести тоже романтично.

- Назовите второстепенных героев.   От чьего лица ведётся повествование? Какую задачу поставил автор? Кто является героем времени? Кто занимает центральнее место в романе? (Максим Максимыч, Бэла, Казбич, Азамат). (В повести два повествователя: офицер – рассказчик и Максим Максимыч). (Автор поставил задачу – показать образ «героя времени»). (Молодой офицер Печорин Григорий Александрович).

- Назовите второстепенных героев.

 

  • От чьего лица ведётся повествование?
  • Какую задачу поставил автор?
  • Кто является героем времени? Кто занимает центральнее место в романе?

(Максим Максимыч, Бэла, Казбич, Азамат).

(В повести два повествователя: офицер – рассказчик и Максим Максимыч).

(Автор поставил задачу – показать образ «героя времени»).

(Молодой офицер Печорин

Григорий Александрович).

Военно-грузинская дорога. Давайте вспомним с уроков географии: люди, каких национальностей живут на Кавказе?   - Как их можно назвать? (грузины, осетины, чеченцы, черкесы, кабардинцы и др.) ГОРЦЫ – жители гор.

Военно-грузинская дорога.

  • Давайте вспомним с уроков географии: люди, каких национальностей живут на Кавказе?

- Как их можно назвать?

(грузины, осетины, чеченцы, черкесы, кабардинцы и др.)

ГОРЦЫ – жители гор.

ПОДБЕРИТЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОМУ ГЕРОЮ Печорин Маским Максимыч . Азамат Бэла   Казбич

ПОДБЕРИТЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОМУ ГЕРОЮ

Печорин

Маским Максимыч

.

Азамат

Бэла

 

Казбич

Максим Максимыч – штабс – капитан Что же мы о нём узнали? Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.

Максим Максимыч – штабс – капитан

Что же мы о нём узнали?

Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.

ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОРИН «Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».  Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..  Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОРИН

«Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха...

Да-с, с большими был странностями, и, должно быть,

богатый человек: сколько у него было разных

дорогих вещиц!.. Ведь есть, право, этакие люди,

у которых на роду написано, что с ними должны

случаться разные необыкновенные вещи!

ИСТОРИЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ ПЕЧОРИНА К ЧЕРКЕШЕНКЕ БЭЛЕ Каково положение женщин у горных жителей? Сильные традиции. Жизнь семьи полностью зависит от воли деда или отца. Участие женщин было ограничено. Даже внутри дома, разговаривая с мужчиной, должна была прикрывать лицо. Ей не позволялось разговаривать со старшими в доме. При появлении в доме постороннего, сразу уйти!

ИСТОРИЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ ПЕЧОРИНА К ЧЕРКЕШЕНКЕ БЭЛЕ

Каково положение женщин у горных жителей?

Сильные традиции. Жизнь семьи полностью зависит от воли деда или отца. Участие женщин было ограничено. Даже внутри дома, разговаривая с мужчиной, должна была прикрывать лицо. Ей не позволялось разговаривать со старшими в доме. При появлении в доме постороннего, сразу уйти!

ЗНАКОМСТВО ПЕЧОРИНА С БЭЛОЙ. - Зачем поехали М.М. и Печорин в аул? - Привлекло Печорина в Бэле? - Что можно сказать о красоте Бэлы? - Что можно сказать о её отношении к Печорину после их встречи?

ЗНАКОМСТВО ПЕЧОРИНА С БЭЛОЙ.

- Зачем поехали М.М. и Печорин в аул?

- Привлекло Печорина в Бэле?

- Что можно сказать о красоте Бэлы?

- Что можно сказать о её отношении к Печорину после их встречи?

ИСТОРИЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ ПЕЧОРИНА К БЭЛЕ. - О чём договорился Печорин с Азаматом, братом Бэлы? - Как складывались отношения между Печориным и Бэлой? - Как Печорин объясняет своё разочарование в любви к Бэле?

ИСТОРИЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ ПЕЧОРИНА К БЭЛЕ.

- О чём договорился Печорин с Азаматом, братом Бэлы?

- Как складывались отношения между Печориным и Бэлой?

- Как Печорин объясняет своё разочарование в любви к Бэле?

Кто виноват в смерти Бэлы?  Давайте, подумаем: почему он делает такие необдуманные поступки? В чём причина?   -Кто виноват, что у него такой характер; что прекрасные задатки – острый ум, отзывчивое сердце, твёрдая воля – погибли?   - Как он об этом говорит? (Печорин: «Я - причина несчастия других»). (Печорин говорит: «У меня несчастный характер»). (Виновато общество, социальные условия, в которых он воспитывался). «Во мне душа испорчена светом».
  • Кто виноват в смерти Бэлы?

  • Давайте, подумаем: почему он делает такие необдуманные поступки? В чём причина?

-Кто виноват, что у него такой характер; что прекрасные задатки – острый ум, отзывчивое сердце, твёрдая воля – погибли?

- Как он об этом говорит?

(Печорин: «Я - причина несчастия других»).

(Печорин говорит: «У меня несчастный характер»).

(Виновато общество, социальные условия, в которых он воспитывался).

«Во мне душа испорчена светом».

ПОДБЕРИТЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОМУ ГЕРОЮ Печорин Маским Максимыч На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Азамат офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Бэла рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.   Казбич меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

ПОДБЕРИТЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОМУ ГЕРОЮ

Печорин

Маским Максимыч

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Азамат

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

Бэла

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

 

Казбич

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Домашнее задание Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина» 2. Ответить устно на вопросы по Главе «БЭЛА». 3. Читать главу «Максим Максимыч».

Домашнее задание

  • Заполнить таблицу

«Сравнительная характеристика

Печорина и Онегина»

2. Ответить устно на вопросы по

Главе «БЭЛА».

3. Читать главу «Максим Максимыч».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!