СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И.Цветаева: личность, судьба, творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные сведения  о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Просмотр содержимого документа
«М.И.Цветаева: личность, судьба, творчество»

 М.И.Цветаева: личность, судьба, творчество

М.И.Цветаева:

личность, судьба, творчество

Еще в юном возрасте Марина Цветаева почувствовала силу своего таланта и высказала твёрдую уверенность, предопределяя свою судьбу:  Разбросанным в пыли по магазинам  (Где их никто не брал и не берет!),  Моим стихам, как драгоценным винам,  Настанет свой черед. Эта уверенность в последующем переросла в полное неверие: 

Еще в юном возрасте Марина Цветаева почувствовала силу своего таланта и высказала твёрдую уверенность, предопределяя свою судьбу:

Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Эта уверенность в последующем переросла в полное неверие:  "Мне в современности и в будущем места нет."

  Мир детства и юношества М.Цветаевой   Марина Цветаева родилась и двадцать лет (до замужества) прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке Москвы. Еще в 1919 году Цветаева пророчески писала о будущем: Со мной в руке - почти что горстка пыли -  Мои стихи! - я вижу: на ветру  Ты ищешь дом, где родилась я - или  В котором я умру. . 

Мир детства и юношества М.Цветаевой

Марина Цветаева родилась и двадцать лет (до замужества) прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке Москвы. Еще в 1919 году Цветаева пророчески писала о будущем:

Со мной в руке - почти что горстка пыли - Мои стихи! - я вижу: на ветру Ты ищешь дом, где родилась я - или В котором я умру.

 Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был профессором - искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать, Мария - пианисткой, ученицей знаменитого А.Рубинштейна, дед – известнейшим историком. 

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был профессором - искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать, Мария - пианисткой, ученицей знаменитого А.Рубинштейна, дед – известнейшим историком. 

Жена и мать   Тихий праздник венчания Цветаевой и Эфрона состоялся 27 января 1912 года.  Однако по характеру они были совершенно разными людьми. Сергею нужно было служить какой-то идее: сначала это была Марина, затем - верность родине, затем - коммунизм. У Цветаевой же не было иной цели, кроме служения слову и искусству.

Жена и мать

Тихий праздник венчания Цветаевой и Эфрона состоялся 27 января 1912 года.  Однако по характеру они были совершенно разными людьми. Сергею нужно было служить какой-то идее: сначала это была Марина, затем - верность родине, затем - коммунизм. У Цветаевой же не было иной цели, кроме служения слову и искусству.

Я с вызовом ношу его кольцо  – Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –  Его чрезмерно узкое лицо –  Подобно шпаге. В его лице я рыцарству верна.  – Всем вам, кто жил и умирал без страху. –  Такие – в роковые времена –  Слагают стансы – и идут на плаху.

Я с вызовом ношу его кольцо – Да, в Вечности – жена, не на бумаге. – Его чрезмерно узкое лицо – Подобно шпаге.

В его лице я рыцарству верна. – Всем вам, кто жил и умирал без страху. – Такие – в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху.

В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Она росла не по годам развитым ребенком. Цветаева мечтала об ее прекрасном будущем и видела дочь красавицей, окруженной почитанием, наделенной талантами. Марина была центром вселенной дочери. Девочка! - Царица бала! Или схимница, - Бог весть! - Сколько времени? - Светало. Кто-то мне ответил: - Шесть. Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, -  Девочку мою встречали Ранние колокола!

В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Она росла не по годам развитым ребенком. Цветаева мечтала об ее прекрасном будущем и видела дочь красавицей, окруженной почитанием, наделенной талантами. Марина была центром вселенной дочери.

Девочка! - Царица бала!

Или схимница, - Бог весть!

- Сколько времени? - Светало.

Кто-то мне ответил: - Шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, -

Девочку мою встречали

Ранние колокола!

Вторая дочь, Ирина, родилась в семье Цветаевой и Эфрона в страшном 1917 году. Девочке суждено было прожить недолгую жизнь и стать вечной болью Марины.  Две руки, легко опущенные  На младенческую голову!  Были - по одной на каждую -  Две головки мне дарованы.  Но обеими - зажатыми -  Яростными - как могла! -  Старшую у тьмы выхватывая -  Младшей не уберегла.

Вторая дочь, Ирина, родилась в семье Цветаевой и Эфрона в страшном 1917 году. Девочке суждено было прожить недолгую жизнь и стать вечной болью Марины.

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла.

 В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий (Мур), и вскоре семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала тиски нищеты. Надеясь на то, что Родина примет их и простит, Цветаева возвращается в Россию. Однако это не принесло семье счастья: Эфрона и Ариадну вскоре арестовали.

В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий (Мур), и вскоре семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала тиски нищеты. Надеясь на то, что Родина примет их и простит, Цветаева возвращается в Россию. Однако это не принесло семье счастья: Эфрона и Ариадну вскоре арестовали.

Ни к городу и ни к селу –  Езжай, мой сын, в свою страну, –  В край – всем краям наоборот! –  Куда назад идти – вперед  Идти, – особенно – тебе,  Руси не видывавшее Дитя мое… Мое? Ее –  Дитя! То самое былье,  Которым порастает быль.  Землицу, стершуюся в пыль,  Ужель ребенку в колыбель  Нести в трясущихся горстях:  «Русь – этот прах, чти – этот прах!»

Ни к городу и ни к селу – Езжай, мой сын, в свою страну, – В край – всем краям наоборот! – Куда назад идти – вперед Идти, – особенно – тебе, Руси не видывавшее

Дитя мое… Мое? Ее – Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Землицу, стершуюся в пыль, Ужель ребенку в колыбель Нести в трясущихся горстях: «Русь – этот прах, чти – этот прах!»

 Поэтический мир М.Цветаевой   Первый сборник

Поэтический мир М.Цветаевой

Первый сборник "Вечерний альбом" (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов: "Детство", "Любовь", "Только тени". Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям.

Затем в 1912 году вышли еще два сборника:

Затем в 1912 году вышли еще два сборника: "Волшебный фонарь" и "Из двух книг", в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М.Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В.Розанову определила как "судорожную, лихорадочную жадность жить". Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности.

В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу

В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу "Версты", появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам – современникам: А. Блоку, О.Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой – "рыцарь без укоризны", "вседержатель души".

Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высокого искусства.

И по имени не окликну,

И руками не потянусь.

Восковому святому лику

Только издали поклонюсь.

Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цветаевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи: деревни, церковки, поля, дороги. В этих просторах рождается русская вольница (

Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цветаевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи: деревни, церковки, поля, дороги. В этих просторах рождается русская вольница ("Кабы нас с тобой да судьба свела", "Семь холмов – как семь колоколов").

Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.

 

Лебеди — слева, справа — вороны…

Наши дороги — в разные стороны.

Марина Цветаева в 1924-м году

Марина Цветаева в 1924-м году

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов.

  В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью.  В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.  31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г.Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г.Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

Главные темы в лирике Это – любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта . Темы проникнуты настроениями одиночества, отъединённости от окружающих (отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам). И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью.     Бог меня одну поставил Посреди большого света. Ты не женщина, а птица, Посему летай и пой.  

Главные темы в лирике

Это – любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта . Темы проникнуты настроениями одиночества, отъединённости от окружающих (отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам). И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью.

 

Бог меня одну поставил

Посреди большого света.

  • Ты не женщина, а птица,

Посему летай и пой.  

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!