М.И.Цветаева:
личность, судьба, творчество
Еще в юном возрасте Марина Цветаева почувствовала силу своего таланта и высказала твёрдую уверенность, предопределяя свою судьбу:
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
Эта уверенность в последующем переросла в полное неверие: "Мне в современности и в будущем места нет."
Мир детства и юношества М.Цветаевой
Марина Цветаева родилась и двадцать лет (до замужества) прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке Москвы. Еще в 1919 году Цветаева пророчески писала о будущем:
Со мной в руке - почти что горстка пыли - Мои стихи! - я вижу: на ветру Ты ищешь дом, где родилась я - или В котором я умру.
.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был профессором - искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать, Мария - пианисткой, ученицей знаменитого А.Рубинштейна, дед – известнейшим историком.
Жена и мать
Тихий праздник венчания Цветаевой и Эфрона состоялся 27 января 1912 года. Однако по характеру они были совершенно разными людьми. Сергею нужно было служить какой-то идее: сначала это была Марина, затем - верность родине, затем - коммунизм. У Цветаевой же не было иной цели, кроме служения слову и искусству.
Я с вызовом ношу его кольцо – Да, в Вечности – жена, не на бумаге. – Его чрезмерно узкое лицо – Подобно шпаге.
В его лице я рыцарству верна. – Всем вам, кто жил и умирал без страху. – Такие – в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху.
В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Она росла не по годам развитым ребенком. Цветаева мечтала об ее прекрасном будущем и видела дочь красавицей, окруженной почитанием, наделенной талантами. Марина была центром вселенной дочери.
Девочка! - Царица бала!
Или схимница, - Бог весть!
- Сколько времени? - Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!
Вторая дочь, Ирина, родилась в семье Цветаевой и Эфрона в страшном 1917 году. Девочке суждено было прожить недолгую жизнь и стать вечной болью Марины.
Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла.
В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий (Мур), и вскоре семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала тиски нищеты. Надеясь на то, что Родина примет их и простит, Цветаева возвращается в Россию. Однако это не принесло семье счастья: Эфрона и Ариадну вскоре арестовали.
Ни к городу и ни к селу – Езжай, мой сын, в свою страну, – В край – всем краям наоборот! – Куда назад идти – вперед Идти, – особенно – тебе, Руси не видывавшее
Дитя мое… Мое? Ее – Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Землицу, стершуюся в пыль, Ужель ребенку в колыбель Нести в трясущихся горстях: «Русь – этот прах, чти – этот прах!»
Поэтический мир М.Цветаевой
Первый сборник "Вечерний альбом" (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов: "Детство", "Любовь", "Только тени". Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям.
Затем в 1912 году вышли еще два сборника: "Волшебный фонарь" и "Из двух книг", в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М.Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В.Розанову определила как "судорожную, лихорадочную жадность жить". Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности.
В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу "Версты", появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам – современникам: А. Блоку, О.Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой – "рыцарь без укоризны", "вседержатель души".
Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высокого искусства.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цветаевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи: деревни, церковки, поля, дороги. В этих просторах рождается русская вольница ("Кабы нас с тобой да судьба свела", "Семь холмов – как семь колоколов").
Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.
Лебеди — слева, справа — вороны…
Наши дороги — в разные стороны.
Марина Цветаева в 1924-м году
Марина Цветаева в 1924-м году
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г.Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.
Главные темы в лирике
Это – любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта . Темы проникнуты настроениями одиночества, отъединённости от окружающих (отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам). И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью.
Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
Посему летай и пой.
Спасибо за внимание!