СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Горький. Воробьишко.

Категория: Литература
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведён с использованием технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«М.Горький. Воробьишко.»

Урок чтения.


Тема: М.Горький. Воробьишко.

Цель. Познакомиться с творчеством и биографией писателя; познакомиться с произведением, драматизация произведения (распределение ролей, исполнение роли)



Ход урока.

  1. Мотивация учащихся. (Стоят возле парт.)

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки свои дарил.

- Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь.


  1. Слайд.

Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу, как вы её понимаете?

Пословица «Материнская ласка конца не знает».

( мама очень сильно нас любит, не зависимо от того, как мы себя порой ведём – слушаемся или не слушаемся, мама всё равно нас любит.)

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке именно эта пословица? (наверное, мы будем говорит о маме).

- Ребята, а мамы есть только у людей? (нет)

- А у кого есть ещё? (у животных).

- В конце урока вы мне уже скажете, о какой материнской любви мы будем сегодня говорить?

  1. Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушайте его голос.

(Звучит фонограмма)

- Итак, кто это из пернатых? Воробей.

- А что вам подсказало, что это воробей?(Звук Ч)

( слайд. Воробей)

- Правильно, а точнее, у нас на уроке будет целая пернатая семья. Подберите однокоренные слова.

( прикрепляю на доску) (Воробьиха, воробьёнок, воробушки, воробьишко).

- А что вы знаете о воробье? (Живет вблизи жилья человека, поэтому называется домовой. Самец воробья отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. По ряду наблюдений, воробьи образуют пары фактически на всю жизнь. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9-21 месяц. Кладка воробья состоит из 4—10, чаще 5—7, белых яиц с буроватыми крапинками и пятнами, насиживание которых занимает 11—13 дней. Воробьи очень плодовиты и в течение лета в северных районах выводят два а в южных три выводка. Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека. Через 10 дней после вылупления птенцы воробья вылетают из гнёзда. Гнездо строит обычно за окошком, за верхним наличником, собирает паклю, мох, веточки и утепляет гнездо).

(Видео о воробьях)


3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ

-Итак, сформулируйте, то знание, которое мы будем сегодня открывать, на основании того о чем мы говорили? (читать о воробьях)

- А конкретнее, возьмите листочек (жёлтого цвета) и назовите произведение? (Воробьишко).

- Как вы думаете, о ком будет произведение? Какой он?

- А кто автор данного произведения? (М.Горький)

- В каком подразделе дано произведение? Наш театр.


- Значит, какие цели поставим перед собой?

  • Познакомиться с творчеством и биографией писателя;

  • познакомиться с произведением;

  • учиться распределять роли и читать по ролям (участие в драматизации)


4. – Рассмотрите его портрет и поделитесь, своими знаниями, что вы знаете о М.Горьком? слайд

Кластер.

( на доску прикрепляю портрет М.Горького, ребята говорят, а прикрепляю выдержки).

М.Горький

Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже рассказал в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда жили еще два его сына с семьями, мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была изумительно добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. В семь лет его отдали в школу, где он проучился всего лишь несколько месяцев. С восьми лет ему пришлось работать, выполняя разную черную работу: был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. На этом пароходе служил офицер Михаил Антонов Смурый, именно он разбудил в нем интерес к книгам, Михаил Антонов убедил мальчика о великом значении книги. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослым , но для детей : «Воробьишко», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Миша» и другие.


Рано остался без отца – в 3 года, а в 10 лет – без матери. В 11 лет стал самостоятельно зарабатывать. Это время позволило изучить много ремёсел.

Прозаик, драматург, всё, что знал изучал самостоятельно, так как заболел оспой и больше не учился. Редактором газеты «правда», «Звезда» и была своя газета «Новая жизнь».

Умер в 1936 году на даче в Горках. Прах Горького похоронен на Красной площади.


Карточка: Алексей Максимович Пешков, 28 марта 1868 года, Нижний Новгород, в семье столяра, автобиографическая повесть «Детство», бабушка Акулина Ивановна, Бабушка- добрая, приобщила к народным песням и сказкам, с восьми лет работает: прислугой, посудомойкой, в магазине обуви, учеником чертёжника, поваром на пароходе, много читал, прожил трудную жизнь, писал и для взрослых и детей. «Воробьишко», «Самовар», «Про Иванушку – дурачка», «Миша».


ОСМЫСЛЕНИЕ.

5. Чтение с остановками.

-Возьмите жёлтый листочек.

1я остановка.

(Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер- пудик спрашивает: - Что, что? )

- Почему Пудик сам себе не добывал корм?

- Докажите, что он был маленький? ( желторотый, летать ещё не пробовал, только крыльями махал, выглядывал из гнезда, смотрел на землю, всё разглядывал, )

- Что означает слово из текста «чванятся»? (быть гордым, важным)

- Поработайте в паре, задайте по содержанию этой части, друг другу по одному вопросу.

-А я послушаю эту пару(одну)

- Как вы думаете, что произошло с Пудиком дальше?


- Возьмите оранжевый листочек.

2 я остановка

( Пел, пел, да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут.)

- Почему Пудик так рассуждал, критиковал всё, что его окружало? (он думал, что он самый лучший, все его любят, и не чего ему не грозит, да и много он еще не знал, был глупый, несмышленый)

- Много ли вопросов задавал Пудик? (да)

- Интересные ли вопросы задавал Пудик?

-Значит, какой он? (любознательный, любопытный, он всё высовывался из гнезда, всем интересовался. Жизнерадостный, всё было хорошо, нечего было бояться)

- А верил ли Пудик родителям? ( нет, он думал, что его пугают).

-Чего он не знал, если маме не верить? (найдите хором читаем: Если маме не верить, это плохо кончится . Подчеркните карандашом.

- Какие трудные слова подчеркнули?

- Что по –вашему, будет дальше?

( А я думаю, что кошка съест его)


-Возьмите розовый листочек.

З -я остановка.

(До конца)

- Как вы думаете, кому своей жизнью обязан Воробьишко? (маме – воробьихе)

-Почему мама не испугалась, какая она была? (она защищала своего воробьишку, она была решительная, смелая).

-Можете ли вы сопоставить себя с ним с Пудиком свою и его жизнь? 

-Если ли сходства?


- На кого похож Пудик? (на маленького непослушного ребёнка)

-А воробьиха? (на нашу маму).

- Что общего между воробьихой и вашей мамой? ( Мама Пудика и наши мамы все время нас чему- то учат, за нас беспокоятся. Нам желают всего доброго. Они сильные и решительные).

-Так почему мы взяли эту пословицу?

(Слайд «Материнская ласка конца не знает».

- Как вы думаете исправится, ли Пудик? (да, он исправится. Он станет послушным,

- Как вы думаете, какой момент в произведении, заставит его задуматься и поверить родителям, что они учат добру?

( Он сильно испугался кошки. Он по- другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.)

- Как вы думаете, что это за жанр данного произведения? Сказка

-Почему?

-Какова главная мысль данной сказки? (если не верить маме, то это плохо кончится)


6. Драматизация.

На доске слова: режиссёр, персонаж, репетиция, спектакль, сценарий.

- Как вы думаете, где чаще всего звучат эти слова? (на сцене, в театре)

- Как вы думаете, используя эти слова, какое сейчас будет задание? (драматизация сказки).

- Кто самый главный? Режиссер

-По моей команде образуем группы. Одна группа будет представлять драматизацию отрывка, а две другие составлять синквейн. ОБРАЗОВАЛИ ГРУППЫ.

-Повторим правила работы в группе.

- Сейчас капитаны группы вытягивают карточку, на которой написано, чем вы будете заниматься.


РАБОТА В ГРУППАХ.

(даю листочки, а на листочках одна группа работает над драматизацией отрывка. Отрывок сценария по рассказу М.Горького «Воробьишко»)

-Режиссер, я облегчила вам задание, составила небольшой сценарий. Ваша задача, распределить роли и дать советы актёрам, как исполнить, ту или иную роль, с какой интонацией надо читать роль, передать мимикой, жестами, интонацией настроение героев.

-Даю время на распределение ролей, на советы режиссера и репетицию в группах.

- Вторая и третья группа -синквейн

Проверка.


Сиквейн

1.Воробьишко 1. Воробьиха

2. самоуверенный, несмышленый 2. умная, опытная, заботливая

3. высовывался, спрашивал, 3. беспокоилась, объясняла, заботилась

разглядывал, вывалился. 4. Воробьиха – заботливая мама.

4. Воробьишко – непослушный птенец.

5. желторотик 5. пичужка



Самооценка работы в группе по алгоритму.

Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный горделивый, воспитанный, любознательный.

ИТОГ:

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

-Каким способом?

- Можно ли где – нибудь применить новые знания, ведь сказка чему – то учит?(слушаться старших).

- Вы довольны своей работой? (если довольны помашите руками, как воробьи крыльями, а если вы не довольны, что – то у вас не получилось – не поднимайте руки.)

-

-

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!