СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Горький. "Челкаш"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию к уроку по литературе на тему "Челкаш" М.Горький

Просмотр содержимого документа
«М.Горький. "Челкаш"»

М. Горький.  «Челкаш» «Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!» Человек все может…Лишь бы захотел…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

М. Горький. «Челкаш»

«Человек! Это звучит великолепно!

Это звучит гордо!» Человек все может…Лишь бы захотел…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства? Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле.
  • Что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства?
  • Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле.
-Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».
  • -Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как:
  • «босяки»,
  • «люди дна»,
  • «бывшие люди».
Кто является в рассказе  босяком? А он один такой в рассказе? Почему рассказ так называется?
  • Кто является в рассказе  босяком?
  • А он один такой в рассказе?
  • Почему рассказ так называется?
В чем состоит конфликт данного произведения ?  На одной узкой дорожке  соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит  случай,  другого  –  привычка.
  • В чем состоит конфликт данного произведения ?

  • На одной узкой дорожке  соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит  случай,  другого  –  привычка.
Различия героев  Челкаш         Гаврила           1.Портретная зарисовка -длинный, костлявый;    -широкоплечий, коренастый, добрыми доверчивыми глазами;          2.Отношение к красоте морской стихии   -«вор любил море»;          -«боязно в нем»;    3.Поведение в минуту опасности -«глаза горели»;         -«страшно, жутко»;           4.Понимание свободы - «никому ничем не обязан»;   - «делай что хошь, только Бога  помни»

Различия героев

  • Челкаш         Гаврила
  •           1.Портретная зарисовка
  • -длинный, костлявый;    -широкоплечий, коренастый, добрыми доверчивыми глазами;
  •          2.Отношение к красоте морской стихии
  •   -«вор любил море»;          -«боязно в нем»;

   3.Поведение в минуту опасности

  • -«глаза горели»;         -«страшно, жутко»;
  •           4.Понимание свободы
  • - «никому ничем не обязан»;   - «делай что хошь, только Бога  помни»
Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием –  искушение деньгами

Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее?

  • Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием –  искушение деньгами
Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Для чего нужны деньги нашим героям? Гаврила Ему деньги нужны для того, чтобы стать свободным, построить дом, вести хозяйство, жениться не на той, которую ему предлагают, а на той, какая ему нравится. Он хочет стать хозяином.  Его мечта – деньги.           Челкаш Деньги ему нужны для того, чтобы пить, угощать других, забыть о том, что он отверженный, босяк.  Мечта – море, независимость

Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Для чего нужны деньги нашим героям?

  • Гаврила
  • Ему деньги нужны для того, чтобы стать свободным, построить дом, вести хозяйство, жениться не на той, которую ему предлагают, а на той, какая ему нравится. Он хочет стать хозяином. Его мечта – деньги.          
  • Челкаш
  • Деньги ему нужны для того, чтобы пить, угощать других, забыть о том, что он отверженный, босяк.

Мечта – море, независимость

Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется? -Какие качества начинают проявляться в героях?          Гаврила          Челкаш -недоверие                                         - снисходительность -зависть                                                          -презрение         -покорная готовность уступить         -уверенность в себе -страх                                                              - смелость -подобострастие
  • Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется?
  • -Какие качества начинают проявляться в героях?
  •          Гаврила          Челкаш
  • -недоверие                                         - снисходительность
  • -зависть                                                          -презрение        
  • -покорная готовность уступить         -уверенность в себе
  • -страх                                                              - смелость
  • -подобострастие
-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо? Он попадает под власть денег. -Что же человеческое в нем исчезло? Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег. -А почему он решил его убить? Потому что Челкаш  «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле» Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его  «бывшим человеком»!
  • -Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо?
  • Он попадает под власть денег.
  • -Что же человеческое в нем исчезло?
  • Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег.
  • -А почему он решил его убить?
  • Потому что Челкаш  «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»
  • Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его  «бывшим человеком»!
Получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди. А среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент  Челкаш  ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.  
  • Получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди.
  • А среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент  Челкаш  ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.  
Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком?

Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле?

  • А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком?
«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!» Человек все может…Лишь бы захотел…   Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего  добровольно .
  • «Человек! Это звучит великолепно!

Это звучит гордо!» Человек все может…Лишь бы захотел…

Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего  добровольно .

Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые  совсем забыли,  что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!
  • Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые  совсем забыли,  что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: Что, по-вашему, значит « человек », какими качествами, чертами обладает настоящий человек?

Домашнее задание.

  • Письменный ответ на вопрос: Что, по-вашему, значит « человек », какими качествами, чертами обладает настоящий человек?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!