СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лыжный спорт в общеобразовательной школе. статья по физкультуре на тему

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по физкультуре на тему место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Лыжный спорт в общеобразовательной школе. статья по физкультуре на тему»

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ


Место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников. В системе физического воспитания школьников лыж­ная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест.

В учебное время со школьниками проводятся уроки лыжной подготовки и физкультурно-массовые мероприятия в режиме учеб­ного дня и занятия в режиме продленного дня.

Во внеурочное время проводятся занятия в группах ОФП, в спортивных секциях, соревнования по лыжному спорту, прогулки и экскурсии на лыжах, туристские походы, спортивные праздники. Всю внеклассную работу организует и ведет учитель физкультуры, привлекая к ней учащихся, занимающихся в спортивных школах, классных руководителей, родителей учащихся.

В настоящее время в отдельных школах введена новая форма внеклассной работы в общеобразовательных школах — занятия учащихся в группах начальной подготовки ДЮСШ. Проводят эти занятия непосредственно в школе тренеры ДЮСШ. В группы принимают всех желающих независимо от уровня спортивной подготовленности.

Формируются группы начальной подготовки из учащихся 8~-9, 10—11 лет. В каждой группе не менее 18 человек.

Большое значение в физическом воспитании школьников имеют самостоятельные занятия ходьбой на лыжах.

Внешкольная работа по лыжному спорту ведется в спортивных школах, Дворцах пионеров, на детских туристских станциях, в спортивных обществах, в спортивно-оздоровительных и пионерских лагерях во время зимних каникул и по месту жительства.

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся занимают уроки физкультуры. Они проводятся во всех классах два раза в неделю.

Содержание уроков определяется учебной программой.

Школьная программа лыжной подготовки.

Программой физи­ческого воспитания учащихся I—XI классов предусмотрены тех­нические навыки, величина нагрузок и нормативные требования, которые должны выполнить ученики:

I класс: ступающий и скользящий шаг без палок, поворот переступанием на месте, подъем ступающим шагом и спуск в высо­кой стойке, прогулки на лыжах;

II класс: скользящий шаг с палками, подъем на небольшие склоны, спуск в основной стойке, прохождение дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

III класс: одноопорное скольжение, подъем «лесенкой», спуск
в низкой стойке, поворот переступанием на выкате со склона, про­хожденье дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение 2 км без учета времени;

IV класс: попеременный двухшажный ход, спуск с прохож­дением ворот из палок, торможение «плугом» и упором, поворот переступанием в движении, подъем «лесенкой», прохождение дис­танции до 2 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

V класс: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъем наискось «полуелочкой», торможение «плу¬гом», поворот переступанием в движении, прохождение дистанции до 2,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

VI класс: -одновременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъем «елочкой», торможение и поворот упором, прохождение дистанции до 3 км, выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;

VII класс: одновременный одношажный ход, подъем в гору скользящим шагом, поворот на месте «махом», преодоление бугров и впадин при спуске с горы, прохождение дистанции до 3,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;

VIII класс: одновременный одношажный (скоростной вариант) и коньковые ходы, торможение и поворот «плугом», прохождение дистанции 3—8 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;

IX класс: попеременный четырехшажный и коньковые ходы, переход с попеременных ходов на одновременные, преодоление контруклона, прохождение дистанции 4 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;

X класс (девушки): коньковые ходы, переход с одновременных ходов на попеременные, преодоление препятствий, прохождение дистанции 4—5 км,

выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени и прохождение дистанции 5—6 км, выполнение временного норматива на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без учёта времени (юноши).

XI класс (девушки): коньковые ходы, переход с одного хода на другой в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, обгон на дистанции, финиширование, прохождение дистанции до 5 км, выполнение временного норматива, на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени (девушки) и на дистанции 5 км или прохожде­ние дистанции 10 км без учета времени (юноши).

Учитель при планировании учебной работы должен обязательно предусматривать повторение наиболее важных упражнений, в частности подготовительных упражнений, содейст­вующих освоению основных элементов техники: скольжения, оттал­кивания палками, лыжами, а также основных, способов передвиже­ния, изученных в предыдущих классах.

Основная направленность лыжной подготовки в школе — раз­витие двигательных навыков и выносливости.

Во всех классах на лыжную подготовку отводится 14-18 ч в год. При наличии соответствующих условий лыжной подготовка можно отвести больше времени за счет других разделов программы.

Организация и методика лыжной подготовки.

Уроки лыжной подготовки принципиально не отличаются от уроков легкой атлетики, гимнастики, игр и включают три части: подготовительную, основ­ную и заключительную.

Подготовка к уроку предусматривает разработку плана-конспекта, в котором раскрываются задачи, средства и метод тренировки, указывается место проведения занятий. Наряду с этим в конспект традиционно включают следующие разделы: части урока и их продолжительность, краткое содержание учебно-тренировочного материала, дозировка используемых упражнений, методические указания и рекомендации по организации и проведению урока, предупреждению и исправлению ошибок. Принята следующая примерная форма плана-конспекта:

__________________________________________

(указать группу, класс)

Задачи урока:_________________________

Место занятий:_______________________


Часть

урока


Частные

задачи

Краткое содержание (средства)

Дозировка

Организационно-методические указания












Урок обычно начинается с построения учащихся с лыжами, рапорта дежурного и сообщения задач. Он может начинаться в помещении, если надо, например, на первых уроках в младших классах проверить подгонку инвентаря., научить школьников скреп­лять лыжи и становиться на них.

При изучении техники лыжных ходов отдельные элементы луч­ше показать сначала в помещении, а затем на лыжне. Так, напри­мер, при изучении отталкивания палками в одновременных ходах следует ознакомить учащихся с граничными позами этого элемента, указать ориентиры для самоконтроля выполнения движения. Обучение этим элементам техники в помещении эффективнее и не требует много времени. В этом случае продолжительность первой части урока несколько увеличивается. На площадке следует продолжить «разогревание» учащихся, подготовить лыжню или учебный склон. Общая продолжительность подготовительной части урока лыжной подготовки зависит также от удаленности мест занятий и может достигать 8—12 мин.

В основной части урока учащиеся разучивают и совершенствуют способы передвижения на лыжах, развивают двигательные качества, преимущественно выносливость, а также силу и скоростно-силовые качества. Независимо от того, с каким классом проводятся занятия, все уроки лыжной подготовки, особенно основная часть, должны отличаться высокой плотностью и органическим единством овладения навыками и развития физических качеств.

Новый материал обычно разучивают в начале основной части урока. В этом случае при передвижении к месту занятий и подготовке их следует повторить изученные ранее упражнения, которые способствовали бы лучшему усвоению нового материала. Продолжительность основной части урока — 25—30 мин.

В заключительной части урока нагрузку следует постепенно снижать. Обычно в этой части урока занимающиеся идут от места занятий к школе, чистят лыжи и ставят их в месте хранения, обязательно делают упражнения на растягивание, расслабление, координацию движений. Продолжительность заключительной части урока 5—7 мин. Затем подводят итоги, урока и дают задание учащимся для самостоятельного занятия во внеурочное время.

Качество и эффективность уроков лыжной подготовки в школе в значительной мере зависят от организации и предварительной работы, которую нужно вести с начала учебного года. Один из важных разделов подготовительной работы обеспечение школьников инвентарем.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы у каждого школьника был личный инвентарь. Это позволит хорошо вести уроки в школе, а учащимся успешно заниматься во внеурочное время.

Эффективность уроков лыжной подготовки в школе в значительной мере зависит от того, как организованы хранение и выдача лыжного инвентаря. Обычно его хранят в пирамидах «гребёнках». Такие пирамиды занимают относительно немного места, дают возможность компактно разместить и быстро выдавать инвентарь, Пирамиды необходимо оборудовать с учетом размера лыж и пронумеровать. Лыжи и лыжная обувь также нумеруются. Лыжи закрепляются за учащимися, и при получении их каждый называет свой номер. Выдают лыжи дежурные в классе. При такой организации хранения и выдачи лыжного инвентаря ученики бережно относятся к общественному имуществу, у них вырабатываются организаторские навыки.

Важный момент в организации лыжной подготовки — хранение личного лыжного инвентаря учащихся, с которым они приходят в школу в день проведения уроков физкультуры. Этот инвентарь, как правило, связан, и в обычную пирамиду-«гребенку» его не по­ставишь. Поэтому необходимо оборудовать специальные пирамиды типа «гребенки», которые могут крепиться у стены или стоять на расстоянии. Отличие этих пирамид состоит в том, что «гребенка» с интервалами 30—35 см есть только в верхней части пирамиды и 3—4 пары лыж ставят наклонно с опорой на верхнюю рейку.

Обычно уроки лыжной подготовки проводятся на пришколь­ных участках, на школьных стадионах. Место занятий по возмож­ности должно быть защищено от ветра. В месте занятий следует прокладывать 2—3 рядом идущие лыжни. Форма их может быть самая различная: эллипс, треугольник, четырехугольник неправиль­ной формы и т. д. Важно полнее использовать близлежащую мест­ность. Длина учебно-тренировочного круга может быть от 500 м до 2—3 км. Внутри учебно-тренировочной лыжни или рядом целе­сообразно проложить небольшую замкнутую лыжню 200—300 м. На ней можно разучивать и совершенствовать технику лыжных ходов. Лыжни должны быть тщательно измерены. Это позволяет не только более точно определять тренировочную нагрузку на уро­ках и, что особенно важно, на самостоятельных занятиях во вне­урочное время. Учет учащимися числа пройденных километров приучает их к организованности и повышает интерес к занятиям.

В идеале лыжня должна отвечать нормативным требованиям прохо­дить по слабопересеченной местности с безопасными спусками и пологими подъемами. Если такой местности близко от школы нет, следует соорудить одну две небольшие горки из снега, а еще лучше заранее подготовить горки из земли. Это позволит не только изу­чать азы горнолыжной техники, но и выполнять подводящие упраж­нения, способствующие освоению техники лыжных ходов.

По мере необходимости учебную лыжню следует подправлять.

Хорошо подготовленные лыжня и учебный склон — непременное условие правильной организации лыжной подготовки.

В средней полосе нашей страны с учащимися младших классов лыжная подготовка проводится при температуре не ниже 12°, в старших классах — не ниже 20 ° в тихую погоду.

В других кли­матических зонах нормы температуры устанавливаются органами на­родного образования по согласованию с органами здравоохранения.

Одежда для занятий на лыжах должна быть свободной, легкой и теплой. Хорошо, когда нательное белье трикотажное, а рукава у рубашек длинные. В ветреную погоду рекомендуется надевать не-продуваемую куртку. Специальная шапочка при необходимости должна закрывать уши, на руки следует надевать перчатки, на ноги — в меру просторную обувь и две пары носков (хлопчато­бумажные и шерстяные).

Урок лыжной подготовки должен начинаться с построения уча­щихся, но это не значит, что, получив лыжи на перемене, следует ждать, пока их получат все.

Получив лыжи, школьник может пойти на учебную лыжню, если она недалеко от школы, и спокойно пере­двигаться по кругу. К началу урока все школьники должны собрать­ся в определенном месте и построиться. Естественно, так могут на­чинаться уроки, если школьникам на пути к местам занятий не при­ходится переходить через оживленные транспортные магистрали.

Урок — ведущая форма физического воспитания в школе и свя­зующее звено различных форм физического воспитания школьников. Прежде всего на уроке нужно научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в частности лыжной подго­товкой.

Совершенствование и повышение эффективности школьной систе­мы физического воспитания связано с необходимостью научить школьников заниматься самостоятельно, выработать у них привыч­ку к этим занятиям и потребность в них. Поэтому отдельные уроки целесообразно организовывать так, чтобы школьники, получив зада­ние в начале урока, в дальнейшем всё выполняли самостоятельно под наблюдением учителя.

В неделю на лыжную подготовку обычно отводится два урока по 45 мин. Сдвоенные уроки (один раз в неделю) желательно проводить в старших. При правильной организации можно чаще проводить одночасовые уроки на свежем воздухе, лучше решать задачи оздоровления школьников и координировать учебные занятия, занятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия.

Выработка у школьников двигательных навыков должна органически сочетаться с развитием двигательных качеств. Одностороннее развитие навыков на уроках может мешать решению задач физического воспитания.

В ходе лыжной подготовки, особенно в младших классах, основное внимание следует уделять развитию выносливости.

Школьники младших классов способны непрерывно при невысокой интенсивности идти на лыжах в течение 15 мин. В это время следует отрабатывать с ними отдельные элементы техники передвижения. В дальнейшем нагрузку можно увеличивать.

В старших классах большинство уроков имеет преимущественно тренировочную направленность, когда школьники повторяют и закрепляют технические навыки, освоенные ранее. При равномерном движении с невысокой интенсивностью они учатся ритмично чередовать напряжение и расслабление мышц, что в сочетании с навыком равновесия позволяет овладевать техникой передвижения на лыжах.

Преимущественное развитие выносливости при передвижении на лыжах — необходимое условие развития и других качеств: силы, быстроты, ловкости.

Выносливость при передвижении на лыжах во многом зависит от того, правильно ли спортсмен дышит, так как способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности определяется, в част­ности, и количеством кислорода, поступающего в организм в едини­цу времени. При передвижении на лыжах с умеренной интенсив­ностью лучше дышать глубоко, но не слишком часто.

Так, при передвижении попеременным двухшажным ходом на один двигательный цикл (два шага и два толчка палками) должен приходиться вдох, на другой — выдох. При этом важно прежде всего, чтобы выдох был длительный и полный. При увеличении скорости передвижения спорт­смен начинает дышать чаще, но менее глубоко: один шаг — вдох, другой — выдох.

При передвижении одновременными ходами выдох делается в момент отталкивания палками с наклоном туловища. Передвижение на лыжах с умеренной интенсивностью тренирует мышцы, участвующие в дыхании. Следует учить спортсмена дышать через нос, при передвижении с повышенной интенсивностью вдыхать через рот и нос. Навыки правильного дыхания, формируемые при передвижении на лыжах, со временем автоматизируются и с успехом переносятся на другие циклические виды физических упражнений.

По мере улучшения подготовленности школьников, ориентируясь на требования школьных программ, следует постепенно увеличивать длину отрезков, проходимых с высокой интенсивностью, а затем и чис­ло повторений. Можно также усложнять лыжные трассы.

Нагрузка в течение урока должна распределяться так, чтобы в начале урока и при передвижении с низкой интенсивностью частота пульса была не выше 140 уд/мин, при передвижении со средней ин­тенсивностью — не выше 160 уд/мин. При высокой интенсивности она может быть 170—180 уд/мин.

Особое внимание должно быть обращено на выбор начальной скорости передвижения. Очень важно приучить школьников начинать занятия спокойно, чтобы частота пульса составляла 120—140 уд/мин. Успехи в лыжной подготовке во многом определяются эмоцио­нальностью занятий.

Не повторяя много раз специальные подгото­вительные упражнения, школьник не научится правильно и эконо­мично ходить на лыжах. Однако, если повторять одни и те же упраж­нения слишком часто и долго ходить по одному и тому же учебному кругу, школьники станут заниматься неохотно и у них не будет по­требности в дополнительных самостоятельных занятиях. Чтобы инте­рес к занятиям у школьников не пропадал, упражнения, выполняе­мые на склонах и на учебной лыжне, должны быть доступны им. Важно, чтобы школьники быстрее смогли увидеть результаты заня­тий. Например, умение скатываться с некрутых склонов без паде­ний — хороший результат для младших школьников. Умение ска­титься с того же склона с отрывом носка лыжи, всей лыжи или пол­ностью скатиться на одной лыже — это еще одна ступенька в овла­дении техникой и т. д. Упражнения надо постепенно усложнять, чтобы учащиеся стремились добиться нового результата.

Интерес к занятиям повышают соревнования, игры и выполнение игровых заданий на склонах и на равнине. В этом случае навыки и умение будут закрепляться совершенствоваться в новых, более сложных условиях на фоне приподнятого настроения. Например, когда учащиеся научатся спускаться со склона в средней стойке, можно устроить игру — метание снежков в цель во время спуска. В этом случае внимание учащихся во время спуска будет сосредо­точено на метании снежка в цель. Устойчивость их на спуске будет контролироваться в основном двигательными и вестибулярными ана­лизаторами. Следовательно, с одной стороны, школьники учатся удерживать равновесие при скольжении на склоне так называемым активным методом, направленным на тренировку анализаторов, участвующих в этом, с другой — закрепляют навыки в необычных, более сложных условиях. Кроме того, выполняя подобные задания, они учатся расслаблять мышцы.

Интерес школьников к занятиям можно поддерживать также, организуя проведение эстафет, игр, направленных преимущественно на развитие двигательных качеств. Так, например, при передвиже­нии школьников по параллельным учебно-тренировочным лыжням на каком-то участке трассы следует оценить технику спуска в какой-либо стойке или подъема тем или иным способом, поворота после спуска и т. д., затем определить сумму баллов каждой подгруппы. Обычно у школьников вызывают интерес различные лыжные эстафеты. Подбирая этапы или давая им дополнительные задания на отдельных этапах, можно относительно точно индивидуализировать нагрузку.

Цель проведения игр в младших классах — главным образом совершенствование и закрепление навыков передвижения на лыжах, в старших классах — преимущественно развитие двигательных качеств. Благодаря четкой организации игр на уроках с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности занимающихся школьники приобретают навык самостоятельных занятий.

Теоретические сведения, касающиеся лыжной подготовки, учащимся сообщают преимущественно в форме краткой информации на практических занятиях и перед выполнением заданий, направленных на развитие двигательных качеств. При этом важно учитывать связь различных школьных предметов.

Например, при объяснении техники того или иного способа передвижения следует опираться на знания учащихся в области физики и побуждать их объяснять отдельные положения, опираясь на эти знания.

Рассказывая о влиянии занятий лыжным спортом на организм и об организации самостоятельных занятий, следует учитывать, что школьники изучают биологию.

В настоящее время, когда регулярные самостоятельные занятия учащихся на лыжах стали необходимыми, значение теоретических занятий возросло. Поэтому нельзя ограничиваться краткими беседами на практических занятиях: следует проводить специальные теоретические занятия, широко используя при этом иллюстративный материал.

Планирование лыжной подготовки.

Лыжная подготовка обычно планируется на третью четверть учебного года.

В районах, где зима очень холодная, но рано выпадает снег, ее можно планировать частично на вторую и четвертую четверти. На первых уроках во второй четверти следует проверить подготовленность учеников к занятиям лыжами и наличие у них необходимой одежды и обуви. Не менее важно наметить программу самостоятельных занятий учащихся в каникулярное время, подготовить их к этим занятиям и к различным массовым мероприятиям и соревнованиям, проводимым во время зим­них каникул. Проведение нескольких уроков лыжной подготовки во второй четверти поможет школьникам лучше организовать самостоя­тельные занятия в зимние каникулы.

План-график учебной работы

Планы-графики планирования учебного материала имеют форму таблиц, в которых используются следующие условные обозначения: знак «+» — использование данного материала на уроке; «Р» — разучи­вание двигательного действия под непосредственным контролем учи­теля; «3» — закрепление двигательного действия; «С» —совершенство­вание двигательного действия до уровня навыков и умений; «У» — учет знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах или дру­гих упражнениях учебной программы; ОРУ — общеразвивающие уп­ражнения; КДП — контроль двигательной подготовленности; КУ — кон­трольные упражнения; УГТ—утренняя гигиеническая гимнастика. Цифры в графе «Медленный бег» (раздел «Ходьба и бег») означают время (в минутах), а цифры в графе «Передвижение на лыжах» — длину дистан­ции (в километрах).



Поурочные задачи обучения на III четверть


Урок 1(33). 1. Кратко рассказать о значении занятий на лыжах и температурном режиме. 2. Учить построению с лыжами в руках, уклад­ке лыж на снег и надеванию креплений. 3. Учить технике ступающего шага (без палок). Прохождение дистанции до 500 м ступающим ша­гом. 4. Домашнее задание: тренировать надевание лыж на обувь; со­вершать прогулки на лыжах вместе с родителями.

Урок 2(34). 1. Повторить построение с лыжами в руках и надевание креплений, проверить одежду и обувь занимающихся. 2. Продолжить обучение технике ступающего шага. 3. Пройти на лыжах ступающим (а кто может — скользящим) шагом дистанцию до 1000 м.

Урок 3(35). Повторить содержание урока 2(34), совершенствуя дви­гательные действия на лыжах без палок.

Урок 4(36). 1. Учить поворотам переступанием на месте; игры «У кого лучше?», «Ветер», «Солнышко». 2. Учить одноопорному скольже­нию без палок с размашистым движением руками. 3. Пройти в мед­ленном темпе дистанцию до 1000 м с целью закрепления техники сколь­зящего шага и движения руками. 4. Домашнее задание: прогулки на лыжах скользящим шагом.

Урок 5(37). 1. Совершенствовать технику передвижения скользя­щим шагом (без палок) на учебном круге. 2. Повторить повороты на месте (направо и налево). 3. Пройти в медленном темпе дистанцию до 1000 м с целью отработки скользящего шага.

Урок 6(38). 1. Учить косому подъему на склон (15-20°) без палок и спуску в низкой стойке; подъем ступающим шагом. 2. Совершенство­вать технику скольжения без папок с ритмичной работой руками ( с большой амплитудой). 3. Подготовить к следующему уроку (с помо­щью родителей) лыжные палки. 4. Домашнее задание: подъемы и спуски со склонов изученным способом.

Урок 7(39). 1. Провести учет техники скольжения без папок. 2. Закре­пить технику выполнения подъемов и спусков со склонов (до 20°). 3. Совершенствовать низкую стойку в момент спуска. 4. Пройти в мед­ленном темпе дистанцию до 1000 м, совершенствуя технику скольже­ния с палками.

Урок 8(40). 1. Закрепить технику выполнения подъемов и спусков со склона с палками (положение палок на подъеме и спуске). 2. Прой­ти дистанцию до 800 м (с палками) со средней скоростью. 3. Домаш­нее задание: катание с горок с палками.

Урок 9(41). 1. Провести учет умений и навыков по технике выполне­ния подъемов и спусков. 2. Провести эстафету с этапом до 50 м с поворотами и передачей палок (или касанием рукой плеча следующе­го участника). 3. Пройти дистанцию до 500 м (с палками). Задача: определить первых на финише (мальчики и девочки).

Урок 10(42). 1. Совершенствовать технику передвижения скользящим шагом (с палками) на учебном круге. 2. Повторить эстафету с поворота­ми. 3. Пройти в среднем темпе дистанцию до 1000 м (с палками).

Урок 11(43). 1. Совершенствовать технику передвижения скользя­щим шагом (с палками) на учебном круге. 2. Провести эстафету со спуском и подъемом (поворот у подножия склона вокруг палки). 3. Про­вести игру «Смелее с горки!».

Урок 12(44). Повторить содержание урока 11(43) с целью закрепле­ния двигательных умений в скольжении на лыжах с палками.

Урок 13(45). Игры-эстафеты с этапом до 50-80 м: без палок; с пал­ками; со спуском и подъемом и др.

Урок 14(46). 1. Разминка: эстафета с этапом до 50 м (2-3 раза). 2. Провести соревнования (парами) на дистанции 500 м с раздельным стартом через 10-20 с (девочки после мальчиков).

Урок 15(47). 1. Свободное катание с горки. 2. Провести эстафету с этапом до 100 м (2-3 раза), круговую эстафету.

Урок 16(48). 1. Провести контрольную прикидку на дистанции 500 м. 2. Домашнее задание: подготовить спортивную одежду и обувь для занятий в гимнастическом зале.

Урок 17(49). 1. Выполнить комплекс ОРУ. 2. Провести различные варианты игры в салки — с интервалами отдыха между ними. 3. До­машнее задание: выполнять комплекс УГГ.

Урок 18(50). 1.Повторить комплекс УГГ. Выполнить несколько уп­ражнений с мячами. 2. Провести несколько раз эстафету с набивным мячом весом 1 кг.

Урок 19(51). 1. Разучить комплекс упражнений с гимнастическими палками. 2. Разучить и провести игру с волейбольным мячом «Пере­дал — садись!».

Урок 20(52). 1. Повторить комплекс упражнений с гимнастическими палками; учить прыжкам через скакалку. 2. Провести игру-эстафету с набивными мячами на гимнастических скамейках. 3. Дать домашнее задание на весенние каникулы.


Составляя годовой план-график учебной работы,

учителю необ­ходимо увязать все разделы программы, чтобы предусмотреть пред­варительную подготовку к урокам по лыжам.

При разработке плана-графика учебно-воспитательной работы, связанной с лыжной подготовкой, необходимо;

во-первых, изучить основные задачи физического воспитания в школе и требования к постановке их, а также объяснительную записку к программе и выпи­сать наиболее важные положения, касающиеся лыжной подготовки,

во-вторых, проанализировать программу лыжной подготовки, в частности учебный материал, связанный с формированием навыков и умения, и учебные требования к формированию навыков и умения и развитию двигательных качеств.

Кроме того, при составлении годового плана-графика учебной работы необходимо:

- определить объем теоретических сведений, необходимых при про­хождении курса лыжной подготовки;

- определить, какие учебные дисциплины связаны с лыжной под­готовкой;

- определить, какая информация нужна школьникам, чтобы они осознали важность правильного выполнения элементарных двига­тельных действий в усвоении техники передвижения на лыжах;

- оценить возможность активизации других форм занятий с исполь­зованием средств лыжной подготовки на основе планового изуче­ния материала;

- изучить программный материал, касающийся выработки навыков и умения учащихся самостоятельно заниматься физическими упраж­нениями, разработать домашние задания с учетом уровня подготов­ленности учеников, способности их заниматься самостоятельно и условия выполнения домашних заданий;

- изучить другие разделы программы, чтобы позаимствовать в них положительный опыт формирования навыков и развития различных качеств;

наметить организационные, учебные и разъяснительные меро­приятия, связанные с воспитанием учащихся.

В первом полугодии необходимо по возможности чаще проводить занятия на открытом воздухе. Из раздела легкой атлетики лыжной подготовке должны предшествовать прыжки в высоту и в длину с разбега, бег на средние и длинные дистанции. При этом во время бега необходимо делать полный выдох. Из гимнастики и игр целе­сообразно использовать упражнения, направленные на совершен­ствование динамического равновесия, преимущественно активным способом. Следует также обратить внимание на укрепление основ­ных групп мышц, в особенности мышц ног, плечевого пояса, спины, живота. С этой целью целесообразно разрабатывать специальные комплексы упражнений утренней гимнастики, для самостоятельных занятий и для развития двигательных качеств на уроке. На конец каждого урока желательно планировать бег различной продолжи­тельности и интенсивности. В первой и заключительной частях уро­ков следует давать упражнения для развития гибкости и на рас­слабление, а также упражнения, связанные с принятием граничных поз скользящего шага и сменой их.

Включение в план материала из других разделов программы способствует успешному усвоению не только программы лыжной подготовки, но и программ других разделов.

Внеурочные формы лыжной подготовки.

Ежедневные (продол­жительностью не менее 1 ч) занятия физическими упражнениями в настоящее время обязательны для школьников, остающихся в груп­пах продленного дня. Большинство воспитателей в этих группах не специалисты физического воспитания.

Поэтому организация и содер­жание занятий в группах продленного дня должны быть в поле зре­ния учителя физкультуры. Проводить их рекомендуется преимущест­венно на воздухе. В зимнее время, если позволяют условия, занятия следует проводить преимущественно на лыжах. На этих занятиях рекомендуется повторять учебный материал уроков лыжной под­готовки и выполнять домашние задания. Все это школьники делают самостоятельно при контроле и руководстве воспитателя и учителя физкультуры.

Самостоятельные занятия школьников на лыжах во внеучебное время должны способствовать хорошему усвоению материала школь­ной программы лыжной подготовки. Во время внеурочных занятий в младших классах мож­но закреплять навыки передвижения на лыжах, приобретенные на уроках, организовывать прогулки, игры.

В средних и особенно в старших классах самостоятельные занятия должны содействовать преимущественно развитию двигательных качеств. В этом отноше­нии полезны передвижения с равномерной и переменной интенсив­ностью

Для подростков и старших школьников наиболее привлекательны также занятия, способствующие утверждению их личности. Важно, чтобы они ощущали результаты самостоятельных занятий. Поэтому какое-то время им следует давать задание непрерывно передвигаться по тренировочному кругу со средней интенсивностью, постепенно от занятия к занятию проходить все большее расстояние. Затем можно давать более сложные задания: проходить заключительную часть дистанции с повышенной интенсивностью, проходить отдель­ные участки дистанции только одновременными ходами с чередо­ванием одновременных и попеременных отталкиваний руками (без шагов) и т. д.

Выполнение постепенно усложняющихся упражнений будет создавать у учащихся ощущение прогресса и тем самым сти­мулировать потребность в таких занятиях. Самостоятельные занятия должны проводиться два — три раза в неделю или больше.

В школе необходимо разработать домашние задания по лыжной подготовке на весь зимний период. Оформить их можно в виде карто­теки для каждого класса. В них кроме заданий, связанных с разви­тием двигательных качеств, можно поместить схемы или рисунки, иллюстрирующие правильное исполнение основных элементов тех­ники передвижения на лыжах. Четкая разработка системы домаш­них заданий, хорошая организация самостоятельных занятий и контроль за выполнением заданий — залог эффективности физического воспитания школьников.

Эффективность самостоятельных занятий школьников будет вы­ше, если родители будут чаще проводить свое свободное время с детьми на свежем воздухе и следить за выполнением ими домашних заданий. Желательно, чтобы учащиеся учитывали, сколько километ­ров они проходят на лыжах за неделю, месяц, зиму.

Хороший стимул самостоятельных занятий на лыжах — соревнования между класса­ми в количестве пройденных километров. При этом желательно вы­являть победителя в каждом классе, в смежных классах, в школе.

Эффективность лыжной подготовки во многом определяется своевременностью и объективностью оценки успеваемости учащихся. При этом должны оцениваться степень освоения навыков передви­жения на лыжах, выполнение учебных нормативов и домашних за­даний, теоретические знания, умение самостоятельно заниматься.

Успеваемость учащихся оценивается почти на всех занятиях. Оценки выставляются за выполнение упражнений, способствующих освоению способов передвижения в соответствии с программой. Большинство этих упражнений должны предварительно включаться в самостоятельные занятия во внеурочное время. На каждом уроке выставляют оценку 5—6 ученикам, успешно выполнившим учебные задания.

Теоретические знания учеников проверяются путем опроса на каждом уроке. Все оценки заносятся в классный журнал. На послед­них уроках учащимся выставляют оценку за овладение техникой передвижения на лыжах и проверяют уровень развития у них основ­ных двигательных качеств путем проведения соревнований внутри класса.

Кроме того, в соответствии с программой физического воспита­ния учащихся I—XI классов ежемесячно проводятся дни здоровья и спорта, В I классе в программу для здоровья может входить ката­ние на лыжах, лыжная прогулка, во II—VII классах — катание и туристские походы на лыжах, в VIII—XI классах — лыжные турист­ские слеты и пр.

Внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты про­водятся в соответствии с внутришкольными и районным (городским) календарями спортивных мероприятий по программам «Стартуют все», «Старты на­дежд», «Зарница», и др.


Организация и методика проведения внеклассной работы по лыж­ному

спорту.

Внеклассная работа по лыжному спорту проводится во внеучебное время и

увязывается с учебными занятиями

В I—IV классах организуются группы общей физической подго­товки. В программу занятий этих групп помимо общеразвивающих упражнений, гимнастических упражнений на снарядах, акроба­тики, легкой атлетики входят также упражнения в передвижении на лыжах. Учебный материал и нормы нагрузки в передвижении на лы­жах должны содействовать успешному выполнению программных требований по лыжной подготовке. Последнее касается также групп общей физической подготовки для учащихся V—VI, VII—VIII, IX— XI классов.

Занятия лыжным спортом в спортивных секциях комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательных школ предусматривает для учеников V—VI и VII— VIII классов. В школах, имеющих благоприятные условия для занятий лыжным спортом, секционные занятия следует проводить и в старших классах.

Учебный год в секции лыжного спорта длится с сентября до июня. На лето учащиеся получают задания для самостоятельных занятий.

Первые занятия на снегу должны быть направлены на овладение элементами горнолыжной техники, лыжных ходов. Хорошо также организовывать небольшие прогулки. На такие занятия необходимо отводить не менее 2—3 недель и затем переходить к тренировкам, включающим прохождение отдельных участков дистанции с повышенной интенсивностью.

Первые тренировки на снегу не должны быть продолжительными, так как организм занимающихся к ним не готов. Надо учитывать, что в период освоения техники занимающиеся делают много лишних движений, а это значительная дополнительная нагрузка. В дальнейшем объем и интенсивность нагрузки постепенно увеличивают. Учитель должен помнить, что главная задача всех внеклассных занятий — укрепление здоровья учащихся.

При планировании секционных занятий следует учитывать и на­грузку уроков лыжной подготовки. У юных лыжников, регулярно тренирующихся в школьных секциях, в зимний период не менее четы­рех занятий в неделю. Поэтому за несколько лет школьников можно подготовить к выполнению разрядных норм, не форсируя подготов­ку. Обычно лучших результатов в соревнованиях добиваются те школы, где хорошо организованы внеклассные занятия с младшими школьниками.

В общий план работы школы по физическому воспитанию следует включать массовые лыжные мероприятия: прогулки, экскур­сии, соревнования, праздники. Проводить их необходимо главным образом в воскресные дни и во время каникул.

Прогулки не требуют большой подготовительной ра­боты. Для прогулок выбирают слабопересеченную и хорошо знакомую мест­ность. В прогулках могут участвовать все учащиеся независимо от уровня подготовленности. Руководить прогулками могут учитель физ­культуры, родители, Если лыжная прогулка связана с выездом за город, то проводить ее следует только под руководством взрослых.

Экскурсии на лыжах проводятся в соответствии с планом работы классного руководителя, учителя географии или истории, главным образам с познавательной целью. Экскурсии, как и прогулки, не должны быть продолжительными. Желательно проводить их регуляр­но, постепенно усложняя маршрут.

Тогда они будут хорошим средст­вом подготовки к туристским походам.

К лыжным походам необходимо готовиться более тщательно, чем к прогулкам и экскурсиям, так как они более продолжительны и утомительны.

Маршрут похода выбирается заранее. Желательно, чтобы он проходил по красивой лесистой местности, недалеко от проезжих дорог и населенных пунктов. Протяженность и сложность маршрута должны соответствовать подготовленности учащихся.

В предварительной беседе учащимся необходимо разъяснить, как одеться в зависимости от ожидаемой погоды. Одежда должна быть свободной и теплой. В лыжный поход необходимо брать всё необходимое для ремонта инвентаря, поскольку неисправ­ность инвентаря у одного участника может сорвать поход.

Очень важ­но продумать организацию похода. Если участников много, их рас­пределяют в группы не более чем по 15 человек. В каждой группе назначают старшего.

Первые походы желательно проводить по ра­диальным маршрутам. Тогда, если понадобится, можно будет сокра­тить дистанцию, менее подготовленных раньше отправить в обратный путь. Но отправлять их в обратный путь следует только группами и в сопровождении опытных участников. Идя в поход, целесообразно прокладывать новую лыжню. Поэтому направляющими должны быть поочередно сильные ученики, а менее подготовленные будут идти по хорошо накатанной лыжне. Таким способом можно дифференци­ровать нагрузку в походе и окончить его всем вместе.

После по­хода необходимо подвести итоги (сделать фотовыставку или фото­витрину), рассказать о нем в стенной газете.

Большую роль в развитии школьного массового лыжного спорта играют соревнования. Большинство школьников не занимаются в секции, и соревнования для них целесообразно планировать на вто­рую половину зимы, когда будет пройден основной учебный материал по лыжной подготовке. Соревнования могут проводиться в звене, классе, между параллельными классами и на первенство школы между командами классов.

Соревнования на первенство школы целесообразно проводить в форме традиционного праздника при максимально возможном числе участников. В проведении соревнований обычно участвуют классные руководители, учителя и родители. Учащихся со слабым здоровьем привлекают к судейству. По окончании соревнований необходимо быстро подвести итоги и вывесить протокол соревнований. Если нет возможности наградить победителей в день соревнований, нужно сделать это в ближайшее время на школьной линейке.

Хорошо проведенные школьные соревнования во многом спо­собствуют достижению успехов в лыжной подготовке, помогают вовлечь учащихся в лыжную секцию.

Лучшие лыжники школы должны участвовать во внутришкольных, районных и городских соревнованиях, желательно проводить матчевые встречи между соседними школами в начале, середине и в конце зимы. Программа соревнований оп­ределяется по договоренности в соответствии со школьной програм­мой физического воспитания. Хорошо, если она не меняется в течение нескольких лет.

Не следует гнаться за количеством участников и допускать к соревнованиям неподготовленных школьников.

Организация и методика подготовки к сдаче нормативных тре­бований.

Результаты выполнения учениками нормативных требова­ний считаются одним из основных критериев оценки постановки фи­зического воспитания в школе. Подготовка к сдаче их в школе про­ходит на уроках, во время внеклассных и самостоятельных занятий, при проведении массовых мероприятий.

Нормативы по лыжным гонкам предполагают достаточно высо­кий уровень двигательной подготовки учащихся. Успешно подгото­виться и сдать нормативы могут, как правило, только те учащиеся, которые тренируются систематически не менее трех раз в неделю. Естественно, не все школьники могут посещать занятия в лыжной секции или в группах начальной подготовки. Самостоятельно же могут заниматься почти все. В связи с этим в подготовке и сдаче лыж­ных нормативов самостоятельные занятия имеют особое значение. Продолжительность их может быть различной: до 1,5 ч для учащихся IV—VII классов и до 2,5 ч для учащихся старших классов. Однако занятия в течение 20—30 мин также могут быть очень полезными при более частом повторении и соответствующей дозировке нагрузки.

Готовящиеся к сдаче нормативов должны выполнять требования недельного двигательного режима в процессе самостоятельных или групповых занятий физическими упражнениями.

Нормативы по лыжам сдают только на соревнованиях — на пер­венствах класса, школы, района и т. д. Для не выполнивших норма­тивы, один раз в две недели следует проводить дополнительные со­ревнования.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!