СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучшая профориентационная практика

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная практика рекомендована для обучающихся 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Лучшая профориентационная практика»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»








Лучшая профориентационная практика

«Биология в мире современных профессий».








Учитель биологии Курденкова Е.Е.

























Моршанск, 2024



Конспект занятия для учащихся 7-8 классов


Цель: познакомить учащихся с содержанием деятельности и профессиональными качествами представителя типа «человек – природа».

Задачи:

- оказать помощь в профессиональном самоопределении и становлении личности учащихся;

- расширение представлений о новых профессиях на рынке труда, формирование

информационного пространства

- сформировать потребность к изучению, осознанию и развитию интересов и личностных особенностей, связанных с выбором профессий;

- совершенствовать умение работать в коллективе.


Ход занятия:

( в начале занятия обучающиеся делятся на 2 группы)


Фрагмент видеофильма.


Добрый день, дорогие друзья! Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Слайд 1

Верно, наше сегодняшнее занятие называется «Биология в мире современных профессий».

Слайд 2

Давайте попробуем сформулировать цель:

познакомиться с содержанием деятельности и профессиональными качествами представителя типа «человек – природа».


Итак, большинство специальностей связанных с биологией относится к типу «Человек-природа». В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.


Биология как отдельная наука зародилась лишь в XIX веке. Но отдельные ее дисциплины нашли свое отражение в естественной истории и медицине. Параллельно развитию биологии развивалась профессия биолога, а так же разные ее специализации.

Представителями биологических профессий могут являться, как правило, специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.


А какие профессии, связанные с биологией вы знаете?


Обратимся к некоторым из них.




Слайд 3

Биолог - разрабатывает и проводит лабораторные эксперименты, опыты и исследования;

проводит анализ полученных данных, пишет научный отчет и передает его предприятию или компании, которые заказали данное исследование.

Слайд 4

Эколог - занимается анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего ивозможного вреда природе; выявляет причины природных бедствий, разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду.


Слайд 5

Агроном- специалист сельского хозяйства, создает новые сорта полевых, садовых, огородных культур; планирует проведение сельскохозяйственных работ с учетом особенностей местности.

Слайд 6

Лаборант - проводит лабораторные анализы, испытания и другие виды исследований сырья и материалов, осуществляет необходимые расчеты по проведенным испытаниям, анализирует полученные результаты и систематизирует их.

Слайд 7

Зооинженер - специалист по рациональному содержанию сельскохозяйственных животных; организует и контролирует производство животноводческой продукции, используя современные технологии содержания и приемы селекционно-племенной работы.


Как вы думаете, какими качествами должны обладать представители биологических профессий?


Слайд 8

Профессионально важные качества представителей биологических профессий:

- большой интерес к объектам природы;

- высокая наблюдательность;

- организаторские и аналитические способности;

- хорошее внимание и память;

- точность восприятия, развитый глазомер.


Выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у вас СПОСОБНОСТИ, отвечающие профессионально важным качествам. Сейчас я хочу предложить вам небольшой тест, пройдя его, вы узнаете, есть ли у вас способности к профессии биолога. На каждый вопрос необходимо выбрать только один правильный ответ.( выполняют на листах бумаги)







Слайд 9


1.Любишь ли ты смотреть фильмы о природе?

А. Конечно, ведь они такие интересные!

Б. Иногда, если больше ничего посмотреть.

В. Нет, только не про природу!


Слайд 10


2. Представь, что тебе необходимо несколько недель ухаживать за комнатными растениями

В. Нет, только не это, у меня же всё завянет!

Б. Не скажу, что это занятие мне по душе, но точно справлюсь.

А. Легко, мне это доставит огромное удовольствие!


Слайд 11


3. Говорят ли тебе, что у тебя призвание быть биологом?


Б. Иногда говорят.

А. Это все окружающие замечают, да и я тоже такого мнения.

В. Нет, никогда не говорили!


Слайд 12


4. Как у тебя успехи в биологии?


А. Замечательно, учусь на отлично.

Б. Да так себе...

В. Лучше не спрашивать, ненавижу этот предмет!


Слайд 13


5. Кто-то из твоих родных работает в этой сфере?


В.Абсолютно никто, но я буду первопроходцем!

А.Да у нас целая династия биологов!

Б.Мама/отец биолог


Слайд 14


6. Если бы тебе предложили написать реферат по биологии?


А. Справился (-лась) бы легко, я интересуюсь этим уже давно

Б. Если меня обеспечат необходимой литературой, то напишу.

В. Нет, это не мое, слишком скучно.


Слайд 15


7. Как ты думаешь, ты будешь востребован (а) как биолог?

Б.Это интересная и перспективная профессия.

В.А кем мне еще быть? Я же больше ничего не знаю!

А.Мне нравятся биология и естественно-научные дисциплины, я разбираюсь в этом


Слайд 16



Результаты:

больше А - у тебя есть способности, из тебя получится высококлассный биолог, продолжай совершенствовать себя.

больше Б - у тебя нет ярко выраженной склонности к этому роду занятий, но при упорном труде и работе над собой ты можешь добиться успеха.

больше В - скорее всего, биолога из тебя не получится, тут одного искреннего желания мало.

(Обсуждение результатов)





Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу в компанию, но чтобы в неѐ попасть вам необходимо пройти профессиональное конкурсное испытание из 4 заданий:

(читают, обсуждают и через несколько секунд дают ответ на вопрос)


Слайд 17



1 задание. Дайте ответ на письмо.


Девочка прислала в редакцию журнала письмо: « В один из солнечных дней меня удивило необычное поведение муравьев. Маленький муравейник расположен с северной стороны сгнившего пня. Из трех овальных отверстий у основания пня непрерывным потоком двигались муравьи с куколками и скрывались в муравейнике. Возвращались они порожними. Вечером муравьи продолжали ту же работу, только в обратном порядке: куколок переносили в отверстие пня. Зачем они это делали?


Слайд 18


Правильный ответ: Ночью, при понижении температуры муравейник не спасал от холода, и муравьи их прятали в гниющий пень, ведь при гниении выделяется тепло.






Слайд 19


2 задание. Найдите биологическую ошибку в тексте:


( работа в группах)


  1. « Легочное дыхание, наличие роговых чешуй на коже, защита эмбриона зародышевыми оболочками и постоянная температура тела являются общими признаками рептилий и птиц».


Слайд 20


Правильный ответ: Рептилии не имеют постоянной температуры тела.


Слайд 21


  1. « Наличие почек и полное отделение в сердце венозной крови от артериальной характерно для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих».


Слайд 22


Правильный ответ: Для пресмыкающихся нехарактерно полное разделение венозной и артериальной крови.


Слайд 23


3 задание. Решите ситуационную задачу.


  1. Однажды молодой археолог в степи сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлитьзмею, археолог сбросил её, и она уползла. Позже он узнал, что змеи ползут не только к спящим людям, но и к лошадям, коровам и догадался, почему это происходит. Сформулируйте догадку археолога.


Слайд 24


Правильный ответ: С помощью специальных органов-термолокаторов змеи улавливают тепло, исходящее от животных, имеющих постоянную температуру тела.


Слайд 25


  1. Отары пасущихся овец и коз часто сопровождают небольшие птицы с большим ртом. Эти птицы были названы козодоями, поскольку некоторыелюди предполагали, что они лакомятся молоком. Молодой пастух спрашивает: зачем козодои сопровождают пасущихся животных? Дайте ответ пастуху.


Слайд 26



Правильный ответ: Птицы ловят насекомых, спугиваемых пасущимися животными. Признак приспособленности к питанию насекомыми на лету- широкий рот.



Слайд 27



4 задание. «Объявление».

По трем характеристикам объявления (должностные обязанности, требования, условия) необходимо узнать зашифрованную профессию.


Слайд 28


ветеринар

Должностные обязанности: - Осуществлять руководство работой по содержанию лабораторных животных. - Разрабатывать планы работы вивария и осуществлять контроль за их выполнением; - Анализировать работу вивария по совершенствованию условий содержания, кормления и лечения определенных видов животных; - Организовать изучение болезней, патологий животных, содержащихся в виварии. Требования: – постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся деятельности вивария; – биологию животных и правила их содержания; – основы зоотехники, ветеринарии, экологии, генетики и систематизации содержащейся группы животных.

Условия: Постоянная работа Оформление по трудовой книжке, отпуск, больничный, квартальные премии и пр. по ТК, спец.одежда. Полный рабочий день на территории работодателя Полный рабочий день на территории работодателя.


Слайд 29


лаборант

Должностные обязанности: • ведение журналов первичного учета природоохранной документации; • подготовка квартальной, годовой отчетности; • участие в разработке природоохранной документации, внутренний экологической контроль на предприятии.

Требования: • опыт работы на производственном предприятии в сфере охраны труда и экологии, от года; • знание законодательства РФ в области экологии, знание порядка ведения документации; • желательно удостоверение на право работы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; наличие удостоверения на право работы с опасными отходами приветствуется. • активная жизненная позиция, ориентация на результат.

Условия:З/п 30000, оформление по ТК РФ на время отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника. Полный рабочий день на территории работодателя.




Слайд 30


эколог

Должностные обязанности: Проведение клинических биохимических, гематологических и общих клинических лабораторных исследований, работа в клинико-биохимическом, микробиологическом отделах.

Требования: Стаж работы по специальности (желательно на современном оборудовании) не менее 2-х лет, знание ПК, желание профессионально развиваться. Условия: Медицинская компания в связи с расширением приглашает фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника) в клинико-диагностическую лабораторию. График работы 2/2, оформление по ТК РФ, предоставление полного соц.пакета. з/п обсуждается на собеседовании. Сменный график работы на территории работодателя.


Слайд 31


агроном

Должностные обязанности: Организация производственного процесса заготовки кормов для КРС. Контроль за качеством технологических операций. Учет рабочего времени и объема работ, выполненного починенными лицами. Учет расхода материалов и поступления продукции с поля. Заполнение и своевременная сдача надлежащих документов в бухгалтерию.

Требования: Водительские права категории "В", опыт работы. Водительские права категории B.

Условия: Полная занятость, оформление по ТК, предоставляется служебное жилье Полный рабочий день на территории работодателя


Слайд 32


ландшафтный дизайнер

Должностные обязанности: • выполнение проектных работ по благоустройству территории, а также проектных работ в соответствии с деятельностью организации, разработка ПД и РД по благоустройству и др. проектам, выдача и снятие замечаний, авторский надзор, взаимодействие с Заказчиком • работа с согласующими организациями • расчет стоимости проектных работ, подготовка предложений для Заказчиков, расчет себестоимости проектных работ (цены проектировщиков) • расчет тендеров, подготовка КП по проектным работам • приведение разделов проектов в соответствие с требованиями Заказчика и всех строительных норм, действующих на территории РФ • при необходимости - подбор, организация, контроль работы проектировщиков и дизайнеров (внештатных)

Требования: Знание ACAD (любая версия), AutodeskArchitecturalDesktop (любая версия), 3DMax (или аналоги), Photoshop, опытный пользователь MS Office, продукты Adobe, другие программные продукты, необходимые в работе. Внимательность, точность, умение работать на качественный результат, организаторские способности, гибкость, толерантность, открытость. Ищем человека, заинтересованного в личном росте и в развитии компании.

Условия: График работы: от: 10-00 до: 18-00 Раб.неделя: пн-пт Испытательный срок: 2 месяца. Условия работы на исп.срок: обсуждаются на собеседовании. Перспективы карьерного роста: руководитель направления "Проектирование" Полный рабочий день.


Слайд 33


зоотехник

Должностные обязанности: - Консультирование по вопросам кормления птицы, - Составление рационов кормления, - Консультирование по продуктам, - Ведение ключевых клиентов, - Проведение презентаций продуктов, - Участие в выставках и семинарах.

Требования: - Желательно высшее профильное образование, - Опыт работы от 2 лет, - Целеустремленность, - Готовность к командировкам.

Условия: Работа в представительстве крупного немецкого сельскохозяйственного холдинга. - Стабильная заработная плата, - Оплата мобильной связи, медицинской страховки, - Бонусы по результатам работы, - Компенсация использования автомобиля. Полный рабочий день на территории работодателя.



Молодцы! Вы справились с заданиями, я думаю, что вы приняты на работу!

Давайте подведем итог занятия и скажем , что же нового вы сегодня узнали, что было интересно?(Ответы)

Слайд 34


А закончить наше занятие мне хочется словами древнего восточного мыслителя Лао-Цзы. Он сказал: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага».

Как вы думаете, что он хотел этим сказать? Можно ли эти слова связать с нашей темой? (Ответы)

Да, действительно, выбор профессии очень важен, а какую специальность вы выберите , зависит только от вас! Но я думаю, что вы свяжете свою жизнь именно с профессией БИОЛОГ!

Слайд 35



Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!