СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков. Пэчворк.

Просмотр содержимого документа
«Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков.»

Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков.

Технологическая карта урока технологии в 6 классе.

1

Тип урока

Комбинированный.


2

Тема

Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков.


3

Цель

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка. Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем.


4

Задачи

Образовательная - расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить способам действия, новым рабочим приемам, совершенствовать навыки работы на швейной машине.

Развивающая - развивать пространственное воображение, мышление (мыслительные операции – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать), развивать точность движения и самостоятельность.

Воспитательная - воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; эстетических вкусов, трудолюбие, аккуратность.


5

Планируемые результаты

Личностные:

  • Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие обучающемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

  • Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Предметные:

  • Знакомство обучающихся с новыми понятиями, с новым видом рукоделия – лоскутным шитьём.

  • Развитие познавательных интеллектов и интеллектуальных способностей.

  • Закрепление умения работать с различными источниками информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Метапредметные:

  • Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.

  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

  • Закрепление умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.


6

Основные понятия

Лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, пэчворк.


7

Терминология

Сметать, стачать, заутюжить.


8

Межпредметные связи

ОБЖ, черчение, история, английский язык.


9

Ресурсы

Основные: учебник, рабочая тетрадь, швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, распарыватель, ручка, линейка, простой карандаш, мел, хлопчатобумажные лоскутки ткани, квадрат плотной ткани.

Дополнительные: компьютер, линейка, дополнительная литература.


10

Виды контроля

Устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.


11

Формы работы

И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая








Дидактическая структура урока.

Деятельность обучающихся. Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты. Предметные. УУД


Организационный момент


- Обучающихся организуют рабочее место.

- Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.


Актуализация опорных знаний


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель выясняет степень усвоения изученного материала; определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины; создаёт условия по ликвидации обнаруженных недочётов.

Определение основного понятия урока «лоскутное шитьё», основываясь на определениях из разных областей.

Интеллектуальные навыки, позволяющие обучающемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Обучающиеся выполняют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Целеполагание


Обучающиеся устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала; формулируют тему урока; определяют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает обучающимся познакомиться с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем, научиться приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовить прихватку из лоскутков, закрепить приемы работы на швейной машине, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН (знаниями, умениями, навыками) должны овладеть.

Обучающиеся знакомятся с видами лоскутного шитья.

Обучающиеся умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.


Изучение нового материала


Обучающиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради, работают с учебником.

Учитель объясняет технику лоскутного шитья, задаёт вопросы, приводящие к раскрытию новой темы, рассказывает об основных разновидностях лоскутного шитья, учит как подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов, обеспечивает первичное закрепление новых знаний.

Обучающиеся - учатся находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; показывают умение работать с учебником и дополнительной литературой.


Практическая работа


Обучающиеся работая в парах или индивидуально, выполняют элементы лоскутного шитья, подбирают лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; повторяют правила по техники безопасности, правила работы в парах.

Направляющая деятельность – инструктаж по выполнению; проверка понимания обучающимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа в парах или индивидуально.

Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через правильное выполнения практической работы.

Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами.


Рефлексия


Обучающиеся производят взаимопроверку, рефлексию, представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной и устной форме.

Осуществляется выявление ценностного отношения обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.


Домашнее задание


1. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.

2. Нарисуй свой эскиз прихватки в цвете в тетради.

3. Подготовить лоскуты ткани 21Х21 см для подкладки и лоскут ткани 22Х22 для задней стороны прихватки. Подготовить косую бейку для обработки срезов прихватки.







Конспект урока технологии в 6 классе.


Тема: Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков.


Рефлексия: Какое у вас настроение?


Вступительное слово:

В этой технике непросто

Выполнить программу роста.

Здесь придется потрудиться,

И совет мой пригодится.

Вы научитесь нескоро

Сами создавать узоры.

Помогает здесь сноровка,

Навык, опыт, тренировка,

А еще нужна машинка,

Ниток полная корзинка.

Современность, старина

В этой технике важна.

Станет интерьер уютным -

Роскошь в технике лоскутной.


  • Ребята, вы послушали стихотворение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?

Правильно - о лоскутном шитье.


  • Скажите, из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно?

Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).


  • На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий?

На лицевой стороне (показать ткань).


  • Что значит «сметать»?

Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5 см от срезов.


  • Что значит «стачать»?

Стачать – значит соединить сложенные (внутрь) друг к другу лицевыми сторонами детали изделия машинной строчкой.


  • Что значит заутюжить?

Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении.


  • Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани.

Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.


  • Какое назначение имеет прихватка?

Предохранение рук от ожогов.


  • Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Лоскутное шитьё.


  • А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Познакомится с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем. Научиться приемам выполнения лоскутного шитья, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.

Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!


Основная часть. Изучение нового материала (презентация).


Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций - мозаичных узоров - из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики. В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии. История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое. Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников. История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.


Англия как родина пэчворка.


Пэчворк - западное название такой техники. Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию. Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.


История лоскутного шитья в России.


В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. стория лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.


Легко ли шить из лоскутков?


Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин "стегать" означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.


Некоторые правила кроя.

  • Во избежание деформации, изменения размера и цвета, после стирки изготовленной вещи, только что купленную ткань нужно постирать, а затем отпарить с помощью утюга.

  • Для расчерчивания ткани на лоскуты нужной формы следует использовать мыло или специальный мел, в крайнем случае карандаш с мягким грифелем. Но ни в коем случае нельзя чертить на ткани ручкой: чернила, впитываясь в ткань, остаются там насовсем.

  • Раскраивать ткани следует по направлению долевой нити, иначе при сшивании детали могут деформироваться.

Какая ткань лучше для работы?

Для лоскутного шитья может подойти любая ткань, которая близка душе начинающей швеи. Однако у каждой ткани существуют свои особенности и характеристики, которые впоследствии могут сказаться на удобстве работы, а, следовательно, и на качестве готового продукта.

Наиболее популярной считается ткань из хлопка, так как ее характеристики позволяют работать с ней даже начинающим рукодельницам:

  • оптимальные: плотность и вес;

  • не садится при стирке;

  • при обрезании не осыпается и не расползается;

  • не меняет окраску;

  • легко сшивается;

  • сразу принимает нужную форму, которую сохраняет на долгое время.

Первичное закрепление нового материала.


Обучающиеся поочередно отвечают на вопросы учителя.

1. Что такое лоскутное шитьё?

2. Назовите волокна растительного происхождения.

3. Назовите волокна животного происхождения.

4. Назовите наиболее подходящую ткань для лоскутного шитья.


Молодцы. А сейчас я предлагаю выполнить практическую работу.


Практическая работа. «Выполнение лицевой стороны прихватки».


Принадлежности и материалы: бытовая швейная машина, нитки, ткань, ножницы, мел, линейка, иголка.


Практическая работа.


В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, линейку, утюг, а значит нужно вспомнить технику безопасности. Сегодня на практической работе мы с вами выполним одну сторону прихватки из квадратов в шахматном порядке. Для экономии времени я вам заранее выкроила детали будущей прихватки 7Х7 см.


Ход работы.


Обучающиеся работают, по алгоритму, выполняют заданные действия по изготовлению прихватки.

1. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки 7Х7 см.

2. При сшивании кладём детали лицевой стороной внутрь.

3. Сметываем по намеченным линиям.

4. Сшиваем полосы между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки.




Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку.


Текущий инструктаж учителя:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест;

  • проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;

  • инструктирование по выполнению задания;

  • целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).

Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается оказать помощь одноклассницам.


Подведение итогов урока.


- Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты?

- Что узнали на уроке?

- Что было новым?

- Что вызвало затруднения?


Рефлексия:


- Какое у вас настроение?

- Понравился ли вам урок?

- Пригодятся вам эти знания в жизни?

Продолжите фразу:

1. Было интересно…

2. Я приобрела…

3. Я смогла…

4. Я научилась…

5. Я попробую…

6. Меня удивило…

7. Мне захотелось…


Домашнее задание:


1. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
2. Нарисуй свой эскиз прихватки в цвете.
3. Подготовить лоскуты ткани 21Х21 см для подкладки и лоскут ткани 22Х22 для задней стороны прихватки. Подготовить косую бейку для обработки срезов прихватки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!