СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логоритмическое занятие "Весна в лесу"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логоритмическое занятие "Весна в лесу". В данной разработке основной технологией используется логоритмика.  Использоание логоритмических упражнений на логопедических занятиях развивают темпо-ритмическую сторону речи и вызывают интерес у детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмическое занятие "Весна в лесу"»





Логоритмика

Одним из направлений коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.

Анализ данных логопедического обследования поступающих в школу детей показал рост числа детей с нарушениями общей и речевой моторки, фонематического слуха, звукопроизношения. У детей отмечаются грубые отклонения в состоянии слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, пространственной ориентировки, общей и тонкой моторики, мимики, орального праксиса.

        Поэтому  я считаю целесообразным включать в уроки ритмики элементы логлогоритмического воздействия, которые очень тесно взаимосвязаны.

Устная речь вводится на занятия с элементами логоритмики систематически и максимально в следующих формах:

1.Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения.

2.В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируется грамматические обобщения.

Занятия логоритмикой с детьми с речевыми нарушениями способствуют:

* формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно- мышечного аппарата;

* развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

* развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонетического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

* умение расслабиться, снять напряжение;

* воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Систему логопедической работы целесообразно дополнить занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.

Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:

1.Формирование у школьников с речевой патологией некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

2.Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.

3.Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

Программное содержание логоритмических занятий:

* развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега * формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

* устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;

* развивать речевое и слуховое внимание;

* учить переключать внимание, включая смену вниманий;

* продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо-громко);

* развивать физиологическое дыхание;

* развивать артикуляционный аппарат;

* развивать силу голоса и выразительность речи, пения;

* развивать мелкую моторику, точность движений;

* развивать мимику лица;

* формировать правильную артикуляцию звуков.

Наряду с лечением заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.















Логоритмическоезанятие на тему: "Весна в лесу"

Слайд №1

Цель занятия: интеграция ритмики, логопедии и музыки.

Задачи:

•Закрепление знаний об изменениях в природе весной.

•Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

•Развитие силы и модуляции голоса.

•Воспитание бережного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Музыка №1)

ОРГ. МОМЕНТ. (Логопед приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках у логопеда красочно оформленное улыбающееся солнышко).
Логопед: Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко)Слайд №2. А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое, красивое).


Логопед:А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.


Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - дети хором- «весна».

Слайд №3

Логопед:

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
Весна красна! В гости просим! Приди скорей!



Упражнение «Весну аукаем».


Дети становятся парами и говорят выразительно, сопровождая соответствующими жестами:


Ay, ay, аукаем,

Весну приаукаем!

Март, март — солнцу рад.

Апрель, апрель — откроем дверь.

Май, май — сколько хочешь гуляй!

Ay, ay, аукаем,

Весну приаукаем.

Идет весна, отворяй ворота,

Золотые ворота!


После этих слов дети берутся за руки парами, поднимают их вверх и образуют «ворота».


(Музыка №2)


Весна.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Но сначала скажите, какое время года наступило? Дети: весна. Правильно.

– Дети, по каким приметам мы узнаем весну?


Работа с картинками.


Логопед: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. На интерактивной доске показ соответствующих картинок(слайдов) , подобранных логопедом. Д/игра «Подбери словечко»).
Закончилась долгая, холодная… (зима).Слайд №4
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).Слайд №5
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).Слайд №6
Появляются первые… (проталины).Слайд №7
Бегут звонкие…(ручьи).Слайд №8
С крыш домов капают… (сосульки).Слайд №9
На деревьях набухают… (почки).Слайд №10
С тёплых краёв прилетают… (птицы).Слайд №11
Дети надевают весеннюю… (одежду).Слайд №12
Ребята строят для скворцов… (скворечники).Слайд №13
Мы очень любим первые весенние… (цветы). Это… (подснежники, ландыши). Слайды №14, №15


Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина.


А теперь давайте вспомним весеннюю чистоговорку, в которой мы правильно , чётко произносим (выделяем) звуки л и л* совместно с притопами и хлопками.


Проговаривается чистоговорка на Л–ЛЬ.


Слайд №16

Логопед.

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;

ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.


Слайд №17

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание


Весна.

– Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной? Тогда давайте отправимся туда вместе.


Слайд №18

Вместе с детьми.


В лес весенний мы шагаем

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки по прямой дорожке.

И поскачут ножки прямо по дорожке.

Скакали, скакали и встали. Стоп!

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали и нисколько не устали.



Упражнение, регулирующее мышечный тонус.


(Музыка №3)

Логопед: Весенняя тропинка привела нас на лесную поляну. Вокруг стоят высокие стройные деревья. Вспомним упражнение «Дерево». Слайд №19


Дети вместе с педагогом проговаривают текст упражнения и выполняют соответствующее движения:


Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки – плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


Весна.

– Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, кто это притаился за елкой? Это Дед Мороз пришел посмотреть, что в лесу происходит.


Слайд №20

(Музыка №4)


Дед Мороз.

– Шумно-то как весной в лесу. Вот когда в лесу зима была, тогда тишина стояла.


Весна.

– Смотри Дед Мороз бежит по лесу заяц, притопывает, в голос кричит. (Дети изображают зайца)


Дед Мороз.

– Плохо заиньке. Снег-то почитай весь сошел, земля серая, а он – беленький – всяк его видит.


Весна.

– Выскочил заяц на тропочку. Смотрит Дед Мороз, а шубка-то у зайки не белая, а какая? (дети отвечают). Это я поменяла зайке шубку.


Дед Мороз.

– Что такое весна делает! Заяц со всего леса товарищей созвал, верещит, веселится, никого не боится (скачут как зайцы и становятся в круг).


Логопедическая гимнастика “Зайчики”.


•“Зайчик улыбается” (губы растягиваются в сторону)

•“Зайчик показывает зубки” (показывают зубки, стучат ими)

•“Зайчик кусает губку” (кусают верхнюю губу, затем нижнюю)

•“Болтушка” (зайчик лопочет, болтая языком бл-л-л)


Дед Мороз.

– А вот тетереву беда. Он у меня в снегу ночевал. Сейчас снега мало. Негде тетереву спрятаться.


Весна.

– А тетерев и не думает прятаться: к нему тетерочки слетаются на опушку, а он перед ними красуется.


Игра для развития слухового внимания и тембрового восприятия


Дети поют, стоя в кругу:

Игорь, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай, не робей,

Кто зовет тебя узнай поскорей.


Водящий стоит в центре круга и по голосу угадывает зовущих его детей.


Весна.

– Смотрит Дед Мороз – идет по лесу тощий медведь.


Дети изображают медведя.


Дед Мороз.

– Каково-то тебе, косолапый! Небось, плачешь по берлоге! Зимой в ней спал – голода не знал.


Весна.

– А медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, жует, похрюкивает от удовольствия.


Дед Мороз.

– Что ты скажешь – и этот весне рад!


Весна.

– А медведь наелся и стал с другими зверями играть.


Игра «Угостим зверей».


Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)



Дед Мороз.

– Надо же, никто по мне не тужит. Спрошу у весны, чем она всех с ума свела?


Весна.

– Дед Мороз, сам у зверей спроси, почему они мне рады.


Дед Мороз.

– Ну-ка отвечайте, звери, чему вы рады.


Заяц.

– Рад дедушка, теплу, солнцу, травке шелковой. Зимой я кору горькую ел, а травка сладенькая.


Тетерев.

– А я рад крылья поразмять, силу показать. Чув-ши! Чув-ши!


Медведь.

– А я цветочкам рад!


Игра «Лети лепесток»


Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)


Дед Мороз.

– Ну, насмешил! Да, я тебе цветочков беленьких целый мешок накидаю.


Медведь.

– Нет, Дед Мороз, твои цветы не пахнут, глаз не радуют. У весны цветы душистые, мёд копят.


(Музыка №5)


Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек».Слайд №21
Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы.Упражнение повторяется 3-4 раза).


Весна.

– Понял, Дед Мороз, за что звери весну любят. И ушел к себе на Север. А все остались весне радоваться, любоваться её первыми цветами.


Упражнение для развития мимических движений.

Логопед исполняет – импровизацию по ходу которой дети мимикой изображают различное эмоциональное состояние:


- … вчера у забора лежал сугроб, а сегодня появилась - удивление.

молодая травка…

- … в траве разглядели маленький голубой цветок… - радость

- … сорвали цветок и побежали домой, чтобы

показать его маме, он быстро завял… - грусть

- … нельзя цветы рвать… - негодование

- … дома поставили цветок в стакан с водой, - восторг

и он вновь ожил и расцвел…


Музыка Ф. Гойя «Ностальгия» - аудио из серии «Шедевры инструментальной музыки».(Музыка №6)


Весна.

– А теперь давайте вспомним нашу считалочку.


Выполняется песня-считалочка:

Раз и два – звенят капели, три – четыре – мы запели,

Пять и шесть – летят скворцы, к нам летят гонцы весны.

Семь и восемь – песни льются, девять-десять – все смеются.


Весна.

– Пора нам возвращаться из леса.

Ребята, в каком лесу мы с вами побывали?

Каких зверей и птиц встретили?

Что вам больше всего понравилось на занятии?


Заключительное упражнение на релаксацию.


Дети в свободных позах слушают фонограмму «Утро в лесу».(Музыка №3)



















Выводы.



Логоритмические занятия имеют сюжетный характер,доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса.
Средства логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Таким образом:

  1. Логоритмические занятия должны включать специальные упражнения с различной сменой темпа и ритма. Занятия следует направлять на развитие ритмической способности, пластики, моторики и речи в тесном единстве, на координацию моторной и речевой функций.

  2. Логоритмические занятия включают длительную тренировку двигательных реакций с полным усвоением каждого движения и переходом на тренировку комплекса "движение-речь".

  3. Логоритмические занятия должны строится строго дифференцированно с учетом индивидуальных моторных нарушений каждого ребенка.


Следовательно, использование логопедической ритмики в системе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ряд речевых нарушений, способствует их эффективному речевому развитию через развитие двигательной сферы и музыкальных способностей.



Фотофрагменты логоритмического занятия «Весна в лесу».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!