Логопедическое занятие
в рамках городского семинара-практикума
«Организация учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ»
по коррекции письма и чтения
обучающихся с ОВЗ
4-А класс
Тема: Деление текста на предложения
Учитель-логопед:
Медова Елена Васильевна
Севастополь ,2023
Тема: Деление текста на предложения.
Цель: отрабатывать умение делить текст на предложения
Задачи:
Образовательные: Формировать умение находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам. Закрепить навык правильного оформления предложения на письме. Формирование навыка полного ответа на поставленный вопрос. Активизировать словарь. Развивать связную речь.
Коррекционные: Развивать слуховой вербальный анализ и синтез, зрительное восприятие, развивать мелкую моторику развивать межполушарное взаимодействие мыслительной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать навыки организации учебной деятельности, самоконтроль и самоанализ, желание активно работать на уроке.
УУД
Познавательные: обогащать словарный запас, работать над дикцией, уметь извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, работать в сотрудничестве с учителем, определять степень успешности своей работы.
Личностные: развивать усидчивость, вызывать положительные эмоции, стремление к совершенствованию собственной речи, интерес к чтению, письму.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, высказывать, обосновывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других, договариваться и задавать вопросы.
Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа.
Современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества, технология оценивания успехов, игровые технологии.
Оборудование: Классная доска, презентация к уроку, карточки, аудиозапись к динамической паузе, релаксации.
Ход занятия:
I. Организационный момент
1.Дыхательная гимнастика.
2. Подготовка рук к письму.
- Заштрихуйте только те фигуры, где написано о тебе Д/И «Штриховка»
- Тогда какое получится занятие? (интересное, познавательное, обучающее)
II.Основная часть
1.Работа по карточкам.
«Найди спрятанные слова».
-Как можно воспользоваться этими словами?
- Составить предложение.
-Что такое предложение?
-Прочитайте получившееся предложение
-Сформулируйте тему занятия.
2.Запись числа и темы.
-Запишите получившееся предложение.
Ноябрь - зиме родной брат.
-Как вы понимаете смысл этого предложения?
-Произнесите предложение, выделяя голосом то слово, на которое я покажу.
-О каком времени года говорится?
-Назовите признаки осени. Молодцы!
3.Развитие слухового вербального анализа предложения. Определение количества предложений в тексте.
-А как в устной речи мы выделяем предложение? (по интонации, паузе)
-Послушайте текст и определите, сколько в нём предложений, запишите цифру в тетрадь.
-Что обозначает цифра, записанная в тетрадь?
4.Динамическая пауза.
5.Работа с текстом.
-Прочитайте текст. (про себя, в слух)
-Всё ли правильно в этом тексте?
- Как можно выделить предложение в сплошном тексте?
- По смысловым вопросам (о чём говорится? и что именно говорится?)
5. Нахождение границ каждого предложения по смысловым вопросам.
-О чем говорится в 1-ом предложении?
- Прочитайте первое предложение.
- Что сообщается о дожде? (прочитайте)
- О чем узнали из третьего предложения?
- Что вы узнали о птицах? (прочитайте)
- О чем говорится в следующем предложении? (прочитайте)
Какое время года скоро наступит? (прочитайте)
-Как можно озаглавить текст? Почему?
-Прочитайте, разделяя текст на предложения, голосом (интонацией) выделяя конец предложения (по цепочке).
6. Релаксация (ввести словарь слова: ненастье, моросит, заморозки.)
Ненастье - дождливая или пасмурная погода.
Моросит - падать очень мелкими частыми каплями (о дожде).
Заморозки — понижения температуры ниже 0 °
7. Обозначение границ предложения на письме.
Запись текста в тетрадь.
-Как на письме выделяем предложение.
8. Орфографическая диктовка учениками по цепочке.
-Взаимопроверка. Прочитайте.
- Можно ли назвать предложения текстом.
-Объясните свой ответ.
Текст-это группа предложений, связанных между собой по смыслу и расположенных в строгом порядке.
III.Итог занятия
1. Рефлексия деятельности.
-Напомните мне, чем мы сегодня занимались на занятии?
-Что нового узнали?
-Что на уроке было самым интересным? Сложным?
-Как вы думаете пригодятся ли Вам полученные знания на уроке и где ими можно воспользоваться?
-За что бы вы себя похвалили?
- Кто считает, что справился с работой на все 100%, оранжевый лист
- Кто считает, что ему надо ещё потренироваться жёлтый лист.
- Кто считает, что на занятии было трудно- зеленый лист.
- Наше занятие закончилось.
- Большое спасибо за работу.
Дополнительно:
-Повторите те утверждения, которые вы считаете правильными?
-Предложение выражает законченную мысль?
-Предложение не может состоять из одного слова?
-Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы? И т.д.
Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята,
как курлыкали в небе журавли.
Тихо пролетели на тёплый юг гуси. (3)
Быстро пролетело короткое северное лето.
Незаметно подкралась осень.
В октябре пошли холодные дожди.
Ночью уныло завывал ветер.
Он нагонял тяжелые тучи. (5)
Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд.
Желтые, красные и коричневые листья устилают землю.
Белки ищут орехи и прячут их в дупле.
Ёжик нашел гриб и понес его в норку.
Тихо в лесу.
Только слышно, как шуршит листва под ногами. (6)
Самыми первыми приближение холодов чувствуют насекомые.
Лесные звери в осенний период часто и сытно питаются.
Почти у всех зверей происходит линька шерсти.
Животные живут по правилам природы и изменить их не могут.
ясные дни сменились ненастьем моросит надоедливый дождь он смывает с деревьев последние листья на юг спешат птицы заморозки всё чаще стали прихватывать землю скоро наступит зима
ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида имени Е. И. Петрова»
Разработка занятия в рамках обмена опытом.
Логопедическое занятие
с учащимися 3-4 класса,
с использованием ИКТ
Тема:«Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложения на письме».
Учитель-логопед
Медова Е.В.
г. Севастополь
2014 г.