СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие "Редактирование текста изложения"

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников»

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников


Тема: Редактирование текста изложения.

Цели:

  • Формировать умение находить ошибки в содержании и построении текста;

  • Формировать умение исправлять речевые ошибки, совершенствовать написанное.


Оборудование: запись на доске, текст изложения Л.Н. Толстого «Воробей на часах», памятка «Редактирование изложения»


Ход занятия:

1. Организационный момент. Беседа-повторение.

*Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

*Какие вы знаете типы текстов?

*Как строится текст-повествование?

*Что такое изложение?

*Что значит редактировать текст? (Редактировать-значит проверять, исправлять текст.)

2. Запись числа, темы занятия «Редактирование изложения»

3. Чтение и анализ детских работ

(Все тетради учащихся находятся у учителя.)

Общая оценка работ учителем. Постановка учебной задачи.

Учитель-логопед читает одну из хороших работ, предлагает детям сказать, чем эта работа хороша; оценить полноту, ясность, последовательность в изложении содержания, отметить достоинства языка, чёткость в выражении основной мысли.

Затем учитель-логопед читает одну-две работы (или часть этих работ), в которых неправильно передано содержание или нарушена последовательность в изложении, дети отмечают недочеты.

4. Работ с памяткой

- Познакомимся с памяткой «Редактирование изложения (сочинения)».

Чтение памятки учителем-логопедом. (Учитель-логопед раздаёт учащимся индивидуальные памятки (Приложение №1).

5. Коллективный устный анализ ошибок. Работа над типичными ошибками

*Красная строка, нарушение последовательности изложения.

-Сколько частей должно быть в нашем рассказе? (Четыре.)

Докажите.

-Какой знак обозначает эту ошибку («Z») Прочитайте в памятке.

-Как выделяется каждая новая часть текста?

*Пропуск слов, предложения.

НА ДОСКЕ:

Летит тихо, без шума.

-Прочитайте предложении. Какой недостаток заметили?

(Непонятно, кто летит?)

-Если в предложении пропущено слово или несколько слов, то стоит значок «V».

-Как исправить ошибку? Прочитайте в памятке.

-Отредактируйте предложение.

*Границы предложения в тексте.

-Какую ошибку обозначает знак «Г» ? Н Прочитайте в памятке.

НА ДОСКЕ:

Всё ближе ястреб воробей зачирикал тревожно.

-Прочитайте предложения. Какая ошибка допущена?

(Не обозначены границы предложений.)

-Докажите, что здесь два предложения. Исправьте ошибку.

6. Физкультминутка

*Неточное, неудачное употребление слов.

НА ДОСКЕ:

Старый воробей уселся далеко на ветку и сторожит малышей. Н

Воробей сильно и тревожно зачирикал. Н

И обратно птенцы стали прыгать по дорожке. Н

-Прочитайте предложения. Какую ошибку обозначает знак «Н»? Прочитайте в памятке.

-Отредактируйте предложения.

(Старый воробей уселся высоко на ветку и сторожит малышей. Воробей громко и тревожно зачирикал. И снова (опять) птенцы стали прыгать по дорожке.)

*Повторение слов

НА ДОСКЕ

Вот появился ястреб. Ястреб лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума.

-Прочитайте предложения. Найдите речевую ошибку. (Есть повторяющие слова.)

-Какой знак обозначает эту ошибку? («П») Найдите и прочитайте в памятке.

-Назовите к слову «ястреб» слова-синонимы. (Лютый враг, злодей, хищник, он.)

-Устно отредактируйте предложения.

НА ДОСКЕ:

Скачут воробышки по дорожкам и прыгают.

-Прочитайте предложения. Какой недостаток заметили?

(Неоправданное повторение (употребление) двух синонимов. Необходимо исключить лишнее слово и перестроить фразу.)

-Какой знак обозначает ошибку? («П»)

-Предложите исправленный вариант предложения.

7.Самостоятельное редактирование текста изложения

(Учитель раздаёт тетради, ошибки обозначены соответственно памятке.) Учитель-логопед оказывает индивидуальную помощь.

-Посмотри свои работы. Какие ошибки встречаются в ваших работах?

-Найдите в памятке условные обозначения, прочитайте их объяснение.

-Пользуясь памяткой, исправьте допущенные ошибки.

*Орфографические, пунктуационные ошибки.

Учитель-логопед индивидуально объясняет, как исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

8. Запись отредактированного текста (на занятии, дома)

Учитель-логопед оказывает индивидуальную помощь.

9. Итог занятия

- Чему учились на занятии?

-Что значит редактировать текст?

-Как работать над ошибками по памятке?

















Приложение №1


ПАМЯТКА

Редактирование изложения (сочинения)

  1. Прочитайте текст изложения (сочинения), ознакомьтесь с замечаниями учителя.

  2. Исправьте ошибки.

*Ошибки содержания и построения текста:

Ф-пропуск (искажение, повторение) фактов, отсутствие связи между фактами, событиями (проверьте последовательность фактов, событий в целом, уточните содержание текста; введите дополнения. Чтобы четко и точно выразить основную мысль));

Z-красная строка, нарушение последовательности изложения (измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части, начните писать с красной строки);

V-пропуск слов, предложений (впишите пропущенное слово, предложение).

*Речевые ошибки:

П-повторение слов (замените повторяющиеся слова);

Г-границы предложений в тексте (определите, обозначьте границы предложений);

1,2,3-нарушение порядка слов (измените порядок слов);

Н-неточное, неудачное употребление слов (замените другим словом или составьте новое предложение).

*Орфографические, пунктуационные ошибки.

3. Отредактируйте и запишите текст изложения (сочинения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!