СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие на тему "Занятие – путешествие на Крайний Север. Настоящее время глаголов."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение употреблять глаголы в форме настоящего времени, обучать детей умению задавать вопросы к этим глаголам и отвечать на них.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему "Занятие – путешествие на Крайний Север. Настоящее время глаголов."»

Занятие – путешествие на Крайний Север.

Тема занятия. Настоящее время глаголов.

Цель занятия. Развивать умение употреблять глаголы в форме настоящего времени, обучать детей умению задавать вопросы «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЮТ?» и отвечать на них; обогащать словарь существительных, прилагательных и глаголов по лексической теме; продолжить работу со сложными словами и словообразованию, развивать слуховое внимание и воображение.

Оборудование. Презентация к занятию, рисунки с изображением Крайнего Севера, жителей Севера, северного сияния, животного и растительного мира Крайнего Севера, изображение айсбергов. Карточки с подсказками : ВЧЕРА,СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. Карточки с вопросами ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Глобус, рисунки одежды, обуви, головних уборов.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

*Развитие слухового внимания.

- Прочитайте отрывки из стихотворений и назовите слова – действия. Задайте к этим словам вопросы..

И стоит береза На деревьях и домах

В сонной тишине, Снег лежит полотном

И горят снежинки И на солнце блестит

В золотом огне. Разноцветным огнем.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Чему посвящены оба отрывка? (Зиме)

- А где всегда лежит снег? (На Севере)

- Как вы думаете, существует ли край Земли? В действительности, наша Земля круглая и не имеет границ, но у неё есть найотдалёнейшие точки от центра – полюса. Послушайте о них.

3. Изложение нового материала.

Земля –шар, который вращается вокруг своей оси. Северная и южная точки пересечения этой уявляемой оси с небесной сферой называются полюсами Земли. (Показать на глобусе) Там очень холодно потому, что солнечные лучи падают туда не прямо, а под углом.

Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает высоты трёхэтажного дома. Зимой тут часто метут метели, лютуют морозы. В это время солнце долго не появляется над линией горизонта. Длится полярная ночь. На смену долгой ночи приходит полярный день. Наступает короткое лето. Солнце совсем не прячется за линию горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только возле берегов сильными ветрами лёд ломается и начинаєт таять. Какая бы не была суровая природа Северного Ледовитого океана и его островов, тут живет мното животных : тюлени, моржи. Но главный житель северных просторов – это белый медведь. Он наибольший хищный зверь на Земле. Густой белый мех медведя и толстый слой жира защищают его от сильных морозов.

Южный полюс находится на большом материке Антарктида. Климат там более суровый, чем в Арктике. Антарктида настолько холодная, что снег в некоторых частях континента не тает никода, а морозы бывают до -80 С. Через суровый климат в Антарктиде нет постоянного населения . Тем не менее там расположены научные станции, ведь учёные нашли много полезных ископаемых. На этом континенте находится столько льда,что он содержит близько ¾ пресной воды всей нашей планеты. Из животных в глубине материка проживают пингвины, тюлени, морские львы. На всей величезной территории Антарктиды, которая превышает по площади Европу, нет ни деревьев, ни кустов. Вся растительность – это мхи, водоросли, лишайники и несколько видов цветочных растений.

- Вот мы с вами отправимся сегодня на полюса, соберём новые слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

4. Определение времени глагола.

- Найти глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? (Стоит, горят, лежит, блестят)

- К какому слову подходят эти глаголы? (Дети подбирают соответствующее слово – подсказку из вишеназванных)

Слова: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.

ТАБЛИЦА. ЧТО ДЕЛАЕТ?

СЕГОДНЯ (НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

ЧТО ДЕЛАЮТ?

5. Обогащение словаря действиями.

- Нам нужно передвигаться к полюсам. Выберите из предложенных средств то, на котором можно будет передвигаться по снежному Северу. Назовите транспорт и действие.

Рисунки: самолёт, упряжка с собаками, лайнер, упряжка с оленями.

(Самолёт летит, упряжка с собаками бежит…)

6. Закрепление знаний о животных полюсов.

- Вот мы добрались до Севера. Первыми нас встречают животные и птицы.

- Каких животных вы видите на льдине?

Рисунки: белый медведь, песец, пингвин, касатки, куропатки, северный олень, полярный волк, морж.

- Подберите и назовите как можно больше действий к словам, обозначающим животный мир Севера.

7. Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

- Наш путь лежит мимо научной станции, расположенной между огромных ледяных гор. Рядом – вертолётная площадка. Давайте заглянем к учёным и попросим их рассказать о своей работе.

Попробуйте ответить на вопросы учёных целыми предложениями.

  • Что делает вертолёт на стоянке?

  • Что делает тюлень – крабоед?

  • Что делает радист?

  • Что делает альбатрос?

8. Развитие зрительного восприятия.

- Радист получил сообщение, что на нас движутся айсберги.

- На что они похожи? Если мы быстро выполним задание, то огромные айсберги проплывут мимо нас.

(Рисунки с изображением айсбергов: похожи на пирамиду, птицу, пароход, зайца, кита, медведя)

9. Физминутка

10. Работа со сложными словами.

- На Севере живут эскимосы, саами, чукчи. Они строят дома из шкур животных, пасут оленей, охотятся, добывают золото, ловят рыбу, вырезают фигурки из слоновой кости. Жители хотят нас познакомить со сложными словами, которые нужно постараться объяснить всем вместе.

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

КИТОБОЙ ОЛЕНЕВОД

ЗВЕРОЛОВ РЫБОЛОВ

РЫБОЛОВЕЦКОЕ (СУДНО)



11. Работа с текстом.

- Вот и пришло время прощаться с жителями Севера. Пора отправляться в обратный путь. Пока наш корабль держит курс обратно в родной порт, мы внесём изменения в судовой журнал.

Прочитайте запись в судовом журнале и измените слова, обозначающие действия предметов так, чтобы они стояли в форме единственного или множественного числа настоящего времени.

НА МАЛЕНЬКОМ ОЗЕРЕ У БЕРЕГОВ НАРАСТАЛА (нарастает)ПОЛОСКА ЛЬДА. МЫ ВИДЕЛИ (видим) В ВОДЕ СТАЙКУ МЕЛКИХ РЫБ. МЫ БРОСАЛИ (бросаем)В ВОДУ МАЛЕНЬКИЙ КАМЕШЕК. КАМЕШЕК ПАДАЛ (падает). ЛЁД ЗВЕНЕЛ (звенит). НА ЛЬДУ ОСТАВАЛСЯ (остаётся) СЛЕД ОТ УДАРА. РЫБКИ МГНОВЕННО ПРЯТАЛИСЬ (прячутся) ПОД ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ЛЬДА.

11. Итог занятия.

- Назовите из текста действия предмета, к которым можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? А потом те, к которым подходит вопрос : ЧТО ДЕЛАЮТ?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!