Тема: Дифференциация шипящих звуков [Ш – Ж]
Цель: учить различать звуки и буквы ш-ж; способствовать развитию памяти, внимания, фонематического слуха; прививать любовь к животным.
Оборудование: карта-схема, тексты для чтения, м\ф «Винни-Пух»
Ход занятия:
I Организационный момент. Назвать контурные картинки,
наложенные друг на друга.
Жираф, мишка, белка, заяц. Выделение дежурных звуков из слов. В слове жираф буква ж, стоит в начале слова.
В слове мишка, буква Ш стоит в середине слова.
В словах белка и заяц нет дежурных звуков.
II Упражнения на дыхание
-Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу, три свечи, именинный пирог».
-Прочитай на выдохе:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л Д Т Р В С М Ч Н Г Б К Ц Ф
М К П Т Р Л Б Н Ч Ф Ц С К Н Д
III Введение в тему. Просмотр отрывка из м\ф «Винни-Пух»
* Посреди леса в маленьком домике жил маленький медвежонок, которого звали «Винни-Пух»
Однажды, гуляя по лесу, он вышел на поляну, посреди которой стоял высокий – превысокий дуб.
Повторение правила правописания звонких согласных на конце слова
Ж - Ж - Ж услышал Пух
- что он услышал? Ж - Ж - Ж
Он сел под деревом, обхватил голову лапами и задумался.
«Жужжит у самой верхушки. Если это жужжит, значит кто-то жужжит. А кому же жужжать, как не пчёлам?
как жужжат пчёлы? Ж - Ж - Ж
какой звук слышим? Ж Ж Ж
Какой это звук? (согласный, звонкий, жужжащий)
А зачем же пчёлы, как не для того, чтобы делать мёд!
Песенка: Если б мишки были пчёлами
То они бы нипочём
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом.
Лез, лез. Бум! Упал.
I V Пришёл пятачок и принёс шарик.
Винни-Пух стал подниматься на шарике, но наткнулся на ветку и шарик начал спускать:
- Ш - Ш - Ш
Какой звук услышали: Ш - Ш - Ш
Какой это звук?: (согласный, глухой, шипящий)
Сходство | Различие |
Ж согласные | Звонкий |
Ш шипящие | Глухой |
V Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к кролику. Просмотр отрывка из м\ф, где поётся песенка «Кто ходит в гости по утрам»
Решение кроссворда «Кому достанется пирог?»
По горам, по долам 4.Быстрый прыжок,
Ходит шуба, да кафтан.(овца) Тёплый пушок,
Красный глазок
2.Он живёт на крыше дома- На зайца похож.
Длинноногий, длинноносый, (кролик)
Он летает на охоту
За лягушками в болото.(Аист) 5.Тише, мыши,
Вдруг придёт
Ходит длинный, пасть с клыками, Очень страшный
Ноги кажутся столбами, Рыжий … кот
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это… слон
| о | в | ц | а |
| а | и | с | т | |
| с | л | о | н | |
к | р | о | л | и | к | |
| к | о | т |
Так кому достанется пирог? - Ослику.
Но пирога у кролика не оказалось.
VI От Кролика пошли в гости к ослику, пока шли придумывали слова со звуками [ш – ж] (использовать сигнальные карточки)
жара, шорох, шутка, мёд, дождик, шарик, мёд, жук, мышка, мороженое, мёд.
Какое слово лишнее и почему? Как вы думаете, кто придумывал слово мёд?
Почему? (Потому что Вини-Пух очень любит мёд, это самое любимое его лакомство)
Сказка-задача.
Узнав о дне рождения ослика, они решили подарить ему несколько горшочков мёда. Дома у них было 25 горшочков. Мёд из пятнадцати горшочков Винни-Пух тут же съел, а остальные захватили с собой. По дороге он, не удержавшись, съел мёд, сначала из трёх, а потом ещё из пяти горшочков. Сколько горшочков с мёдом всё-таки получил ослик в подарок?
Чтобы узнать правильный ответ задачи, они пошли к сове.
Н а её доме висела надпись:
Разбор слова сова, где ошибка и почему?
Все вместе решили задачу и пошли подарили ослику оставшиеся горшочки с мёдом. Так сколько горшочков подарили ослику?
Ослик был благодарен друзьям за их внимание.
Итог урока: Какие звуки мы различали?
Чем похожи и чем различаются звуки [ш - ж]?