СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие: Дифференциация мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие: Дифференциация мягкий и твёрдый разделительные знаки. Формировать представление о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких разделительный ь - мягкий знак.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: Дифференциация мягкий и твёрдый разделительные знаки.»

Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки.

Цель: Познакомить с мягким и твердым разделительными знаками.

Задачи: Формировать представление о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких разделительный ь-мягкий знак.

Развивать навыки фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы.

Развивать речь, внимание, творчество.

Воспитывать чувство дружбы, доброты и уважения.

Оборудование: презентация,

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. Проверьте, все готовы к уроку !

II. Артикуляционная гимнастика.

Речевая разминка.

- Как гудит сильный ветер? (У-У-У)

- Как шумят деревья? (Ш-Ш-ш)

- Как фыркает ежик? (ф-ф-ф)

- Как рычит собака? ( р-р-р)

- Что мы сейчас произносили? (звуки)

- А на письме, чем звуки записываются ? (буквами)


III. Сообщение темы занятия.


1.Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать. Что же это за буква и на что она показывает?


Составим звуковую схему слов:

с е м я с е м ь я

- Сравните, пожалуйста, что у вас получилось?

(В слове семя – 4 буквы, а в слове семья – 5 букв)

- Вы сегодня исследователи, давайте исследуем этот случай.

- Что будет если мы уберем Ь из слова семья? ( получится слово семя)

- Что обозначает слово СЕМЯ (зерно)

- Что обозначает слово СЕМЬЯ (Папа, мама, близкие люди) можно свериться с толковым словарем.

- Это одинаковые слова? (Нет)

- На что показывает буква Я, стоя после М ( На мягкость буквы м.)

- На, что показывает буква Я, стоя после Ь? ( не знаем )

- Тогда посмотрите, что делает Ь знак? ( Он разрывает согласную и гласную)

- Правильно. Для этого после буквы м пишется разделительный мягкий знак.

- А теперь мы можем сказать тему нашего урока. ( разделительные Ь и Ъ знаки)


2. Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твёрдый знак)

Чем же интересны эти буквы?

(Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.


Составим звуковую схему к словам:

сели съели

-Что обозначает слово сели? ( сели на стул)

- Сколько букв в слове сели? (4 буквы)

-В слове съели сколько букв?. ( 5)

- Почему? (Ъ знак стоит после согласного перед гласной)

- что делает Ъ знак? Показывает твердость согласного (разрывает согласную и гласную)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Разделительный Ъ пишется после приставки перед гласной буквой.


3. Итак, нам прислали письмо. Вот о чём в нём говорится.

« Дорогие ребята. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

Сценка «Ъ и Ь». (Чтение стихотворения. Инсценирование). 
- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте. 
- Значит, эти знаки важны в русском языке. 

Физминутка.

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок,

Ножкой топ – на носок,

Ножкой топ – каблучок,

Ноги вместе, сели, встали,

Все попрыгали …… устали

Вместе тихо поклонились,

И на стульчик опустились.

различаются?


4. Ребята, кто помнит, что такое Ь, а что такое Ъ? Как вы думаете, чем они

Ь разделительный

Ъ разделительный

1) Пишется в середине слова;

1) Пишется после приставок перед корнем;

2) После согласных;

2) После согласных;

3) Перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

3) Перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: семья, платье.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: подъезд, объявление.


IV. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Спиши слова в два столбика:

в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком. 
Об…явление, под…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, в…езд, 
счаст_е, здоров…е.


С разделительным Ь С разделительным Ъ

_________________ __________________

__________________ __________________

__________________ __________________



V. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Объясните пословицу, о чём она? (Оценивают не по внешнему виду, а по поступкам.)

В каком слове пишется разделительный Ь, а в каком разделительный Ъ? Почему?

Друзья, ученье нас объединяет.

Итог:

Что нового вы узнали про ъ и ь знаки?

Почему они разделительные?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!