СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Логопедические разминки на уроках в начальных классах и во время самоподготовки».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Логопедические разминки на уроках в начальных классах и во время самоподготовки».»

«Логопедические разминки на уроках в начальных классах и во время самоподготовки»


Логопедические разминки на уроках в начальных классах

 Логопедическая работа в школе-интернате занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации. Повысить эффективность логопедической работы помогают игровые приемы, игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков, влияющие на развитие речи в целом.

Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Игра – это:

  • речевая деятельность;

  • мотивированность, отсутствие принуждения;

  • развитие и коррекция психических функций и способностей;

  • учение с увлечением.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группируя предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют сенсорному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогают закреплять и обобщать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка


Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

-создание психологической готовности детей к речевому общению;

-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;

-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь следующих целей:

  1. формирование определенных навыков;

  2. развитие речевых умений;

  3. обучение умению учиться;

  4. развитие необходимых способностей и психических функций;

  5. познание ( в сфере становления собственного языка);

  6. запоминание речевого материала.

Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей

Логопедические разминки целесообразно применять и на уроках в начальных классах, для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:

Во-первых, косвенным образом идет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, решается задача по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Поэтому перед письменными заданиями на уроках русского языка и математики в начальных классах и рекомендуется:

--- нанизывать пуговицы, бусинки на нитку;

--- складывать из мозаики букву, цифру;

--- проводить пальчиковую гимнастику;

---использовать графические упражнения такие, как: «Дорожки», «Дождик», «Штриховка» и т.д.

--- продолжать узоры

При изучении темы «Домашние животные» на уроке развития речи можно использовать такие упражнения:

  1. Бельевой прищепкой поочередно прищемлять ногтевые фаланги, приговаривая:

Кусается сильно котенок – глупыш

Он думает, это не палец, а мышь(смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш.

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

  1. Или другое задание, направленное на развитие пространственной ориентации, зрительно- моторной координации, а также на предупреждение аграмматизмов в устной речи.

  2. Применение на уроках следующего упражнения развивает в детях с интеллектуальной недостаточностью логическое мышление: процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  3. Упражнение, в котором необходимо выделить предмет на фоне другого, направлено на развитие зрительного восприятия и способствует развитию базовых предпосылок письменной речи.

Развитие зрительных процессов можно осуществить и на символическом уровне, предлагая следующие игровые упражнения:

    • Узнать и назвать недописанные буквы;

    • Узнать буквы, наложенные друг на друга;

    • Узнать буквы, написанные разным шрифтом;

    • Узнать и назвать заштрихованные буквы;

    • Найти спрятавшиеся буквы;

    • Прочитать слово из недописанных букв;

На уроке чтения полезно «конспектировать» произведения схематическими рисунками. Например, стихотворение А.Барто «Наша Таня» можно проиллюстрировать следующим образом.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается мотивация к речи. Логопедические разминки положительно влияют на формирование грамотного письма, повышают качество речевого высказывания.

Для развития зрительного внимания можно применить следующие игровые упражнения:

  • Чего не стало, что изменилось;

  • Найди два одинаковых предмета;

  • Чем отличаются два предмета и т.д.

На развитие зрительного анализа я использую упражнения такого вида как:

    1. соотнеси форму предмета с геометрической формой;

    2. предлагаю геометрическое лото, в котором ученик должен найти фигуру в ряду других фигур.

Для развития зрительно-моторной координации использую следующие игровые упражнения:

      • обведи предметы по контуру;

      • нарисуй по образцу;

      • дорисуй вторую половинку бабочки;

      • перекопируй;

      • проведи линию от машины до гаража;

Для детей с нарушениями интеллекта характерно значительное недоразвитие грамматического строя речи. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. На протяжении целого ряда занятий я работаю над отработкой падежных окончаний существительных, применяю такие игры, как ,например: «У кого листок». /На наборном полотне предлагаю картинки с изображением листьев. Задаю вопрос: « У кого листок от дуба?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба» или «У меня дубовый листок»./

Или предлагаю другую игру «Под чем растут грибы?» /На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Вопрос: «Под чем растут грибы? Ответы детей: «Грибы растут под дубами, под березами и т. д./

Применяю такие речевые игры, как:

  • «Один-много»;

  • «Назови ласково»;

  • «Съедобное-несъедобное»;

  • «Чье гнездо, чьи перья»;

  • «Кто с кем»;

  • «Вершки,корешки»;

  • « Что из чего сделано»;

  • «Посчитай 1-2-3»;

  • « Кто где живет».

В младших классах школы-интерната расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры, такие, как:

«Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Какие звуки издает», «Кто как ест», «Кто что делает»

Работу по коррекции звукопроизношения целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы, разработанные в стихотворной форме.

Например, «Лягушки улыбаются»

Цель: Вырабатывать умение растягивать губы в улыбке, обнажая резцы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

ИЛИ «ЛОПАТОЧКА»

Цель: Вырабатывать умение, расслабляя мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять и др.

На уроках можно применять игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин»/тренировка глубокого медленного вдоха через нос/; «Свеча» /тренировка ровного медленного выдоха/; «Насос» /тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «п-ш-ш-ш…»/; «Назойливый комар» /тренировка продолжительного з-з-з-з-з-з…/.

Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции.

В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.

Таким образом, на уроках и на занятиях в школе VIII вида необходимо постоянно применять игры и игровые разминки, упражнения, способствующие развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.






Список литературы

1. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987 – 150 с.

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.

3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания, Санкт – Петербург, 2001.

4. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И.Селиверстов. М, 1987

5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

6. Шустова, И.Б. Игры для детей. [Текст]/ И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005.- с. 230.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!