Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников :
1. Формирование анализа и синтеза на уровне предложения.
2. Формирование слогового анализа и синтеза.
3. Формирование фонематического анализа и синтеза.
1) Виды работ, использованные на развитие анализа предложений на слова и синтеза слов в предложении:
– Составить предложение по графической схеме.
– Придумать предложение к данной графической схеме по сюжетной картинке.
– Определить количества слов в предложении.
– Прослушать предложение, сосчитать количество слов, записать соответствующую цифру.
– Определить место слова в предложении.
– Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (книга лежит на полке, на книгу села бабочка, девочка читает книгу). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее - на третьем месте.
– Придумать предложение с определенным количеством слов. Логопед называет число. Дети записывают предложение с данным количеством слов.
– Составить предложение по сюжетной картинке.
– Составить предложение по сюжетной картинке и сосчитать количество слов в нем.
– Распространение предложений. Распространить назывное предложение, подобрав слова-действия. Осень. Листья. Дождь. Распространить получившиеся предложения, подобрав слова-признаки.
– Определение границ предложения: дуетветерльютдожди
– Подбор пропущенных слов в предложении с помощью вопросов. (Кто?) (Когда?) (Что делают?) (Что?) (Где?)
– Составить предложение из данных слов (слова в начальной форме, правильной последовательности). Лесник, слышать, крик, сова. Охотник, найти, следы, лиса.
– Составить предложение из данных слов (слова в правильной грамматической форме, нарушена последовательность). Строят, строители, домов, много. Бабушка, сказок, много, знает.
– Составить предложения из данных слов (слова в начальной форме, последовательность нарушена): Листва, слушать, шум, туристы. Лебеди, тишина, любить, озера.
2) Виды работ, использованные на формирование слогового анализа и синтеза:
– Произнесение слов различной слоговой структуры по слогам. Произнести слова по слогам: роза, рассвет, метелица, баклажан, ножницы, конверт, грузоподъемник.
– Соотнесение количества слогов в слове с цифрой. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове: кустарник, тополь, гнездо, построили, электричество.
– Составление слоговых графических схем. Нарисовать графическую слоговую схему слова: щука, гусь, стекольщик, фотография.
– Придумывание слов к заданным схемам. Придумать слова к заданным графическим схемам.
– Распределение картинок на группы по количеству слогов. Разложить картинки под схемы, соответствующие названиям изображенных предметов.
– Составление слоговых цепочек слов: шары - рыба - баран - ранка - каша
– Преобразование слов, путем изменения последовательности слогов: бан-ка - ка-бан.
– Добавление слога до целого слова: коро…, ко…, ко… .
– Составление слов из слогов. Составить слова из слогов разрезной азбуки.
3) Виды работ, использованные по формированию фонематического анализа и синтеза.
Работа начиналась с формирования простой формы анализа: выделение звука на фоне слова, затем формирование последовательного, количественного фонематического анализа и работа по определению местоположения звука в слове.
– Определение заданного звука в слове. Сначала отрабатывалось умение определять гласный звук в слове, затем согласный. Показать карточку с буквой А, если услышишь звук А в слове: сын, наш, мышь, бык, мак, лось, гусь, пар, бак, шаг, шар.
– Определение количества звуков в слове. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в слове.
– Составить слово с заданным количеством звуков из букв разрезной азбуки.
– Преобразование слов путем изменения последовательности звуков в слове: сон-нос.
– Отбор картинок с заданным количеством звуков.
– Составление звуковых цепочек слов: абрикос - слива - ананас…
– Добавление к одному и тому же слогу разное количество звуков. Например: добавить к слогу -ко- один, два, три звука, чтобы получились новые слова.
– Составление слов из заданных звуков. Узнать слово по заданным звукам: с, л, о, н; с, т, р, а, у, с.
– Определение местоположения звука в слове. Показать где слышится заданный звук: в начале, середине, конце слова.
– Подбор слов с заданным звуком: в начале, середине, конце слова.
– Называние порядкового номера звука в слове. Например: назвать первый, второй, третий, четвертый… звук в слове: игла, флаг, краски и т.д.
– Определить, какой звук скрывается под названным логопедом порядковым номером в каждом слове (предъявляются предметные картинки), записать в тетрадь, составить из получившихся букв слово.