СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Логопедическая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 7 класса с ОВЗ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализуется для обучающихся с умственной отсталостью на коррекционно- логопедических занятиях. Материал подобран с опорой на принцип "Учимся писать и говорить правильно".

Просмотр содержимого документа
«"Логопедическая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 7 класса с ОВЗ"»















Логопедическая программа коррекционно-развивающих занятий учителя – логопеда Цыпуштановой К.С. с учащимися 7 класса (УО) на 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития речи школьников (ОНР и его последствия), а также на основе программно-методических материалов для логопедических занятий со школьниками. Логопедическая программа рассчитана на 2 занятия в неделю с учащимися 7 класса (УО) и предназначена для развития правильной связной речи и предупреждения нарушений письменной речи у обучающихся.

Занятия проводятся для всего класса по 40 минут. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Материал программы подобран с опорой на принцип «Учимся писать и говорить правильно».

Цель программы: восполнить пробелы в развитии устной и письменной речи.

Программа способствует решению следующих задач:

- развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

- формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

- развивать лексический запас и грамматический строй речи;

- работать по уточнению и расширению словаря;

- развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению (внимание, способность к запоминанию, к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения);

- развивать коммуникативную готовность к обучению.

Программа групповых занятий включает три раздела:

1. Восполнение пробелов в развитии звуковой сторо­ны речи.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Развитие грамматического строя и связной речи.

Содержание занятий:

1. Развитие фонематических процессов.

- Выделение звуков из слов в различных позициях.

- Узнавание и вычленение звуков.

- Подбор слов на заданные звуки.

- Звуковой анализ слов с использованием схем, сигнальных карточек.

- Дифференциация звуков по глухости-звонкости, твёрдости –мягкости.

- Дифференциация акустически сходных звуков.

2. Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматического строя речи.

- Составление простых распространённых предложений.

- Имена существительные в единственном и множественном числе.

- Глаголы настоящего и прошедшего времени.

- Согласование прилагательного с существительным, числительного с существительным.

- Упражнения в практическом словообразовании с помощью приставок и суффиксов.

- Составление сложных предложений с использованием различных союзов.

- Расширение словарного запаса с помощью навыков словообразования.

3. Развитие связной речи.

- Составление рассказов по сюжетной картине, серии картинок, схемам.

- Составление рассказа по данному началу, концу.

- Рассказ на тему из жизни ребёнка.

- Восстановление деформированного текста.

Принципы, лежащие в основе программы:

- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

- Наглядности.

- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

- «От простого к сложному».

Занятия строятся с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения, учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Планируемый результат: положительная динамика в развитии устной и письменной речи учащихся.

























Тематическое планирование

Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся

7 класс (УО) /68 занятий, 2часа в неделю/

Кол – во часов

1 четверть -16часов

1

Вводное. Развитие речи. Лексическая тема «Как я провёл лето».

1

Текст. Конструирование предложений, письмо предложений по памяти.

1

Словосочетание. Лексическая тема «Осень» Чтение и обсуждение отрывков произведений "Осень". Составление и запись простых предложений об осени.

1

Слово. Однокоренные слова. Части речи. Уточнений понятий о синонимах и антонимах.

1

Слово. Однокоренные слова. Уточнение знаний о родственных словах.

1

Гласные и согласные. Развитие фонематических процессов.

1

Гласные звуки 1 и 2 ряда. Слог. Слогообразующее значение гласных.

1

Звукобуквенный анализ и синтез слова.

Определение места звука в слове. Определение количества звуков в слове.

1

Буква – смыслоразличитель.

1

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

1

Слоговой анализ и синтез. Определение количества слогов в слове.

1

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

1

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

1

Ударение. Ударение в двусложных и трёхсложных словах.

1

Ударение в слогах со стечением согласных

1

Проверочная работа.


2 четверть – 16 часов

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце слова.

1

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2

Мягкий знак в середине слова.

2

Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

1

Орфограммы

1

Различение на письме букв А – Я после согласных.

1

Различение на письме букв У – Ю после согласных.

1

Различение на письме букв О – Ё после согласных.

1

Различение на письме букв Ы – И после согласных.

1

Твёрдые и мягкие согласные перед Е.

1

Твёрдые и мягкие согласные перед Ё

1

Непарные твёрдые согласные Ш, Ж, Ц.

1

Непарные мягкие согласные Щ, Ч, Й.

1

Проверочная работа по теме «Твердые и мягкие согласные»


3 четверть - 20 часов

1

Глухие и звонкие согласные. Дифференциация П-Б в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия.

1

Дифференциация К-Г в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация Ш-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация С - Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха.

1

Дифференциация Б-Д в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса

1

Дифференциация В-Д в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса

2

Орфограммы

1

Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ.

1

Дифференциация И-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса

2

Дифференциация Ш-Щ-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса.

1

Дифференциация Х-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса.

1

Непарные звонкие согласные Й, М, Н, Р.

1

Дифференциация И – Й изолированно и в словах.

1

Обобщение по теме «Звонкие и глухие согласные»


4 четверть - 16 часов

1

Дифференциация С - Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов.

1

Дифференциация С – Ц в слогах и в словах, предложениях. Развитие фонематических процессов.

1

Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов.

1

Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов.

1

Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов.

1

Применение предлогов в речи. Составление предложений по картинке.

2

Текст. Восстановление деформированного текста.

1

Пересказ текста по вопросам.

2

Составление рассказа по серии картинок.

2

Развитие речи. Составление рассказа по предметной картинке

2

Развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке

1

Итоговое занятие. Занимательная логопедия. Игра «Знатоки и Грамотеи»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!