Логопедическая программа коррекционно-развивающих занятий учителя – логопеда Цыпуштановой К.С. с учащимися 7 класса (УО) на 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития речи школьников (ОНР и его последствия), а также на основе программно-методических материалов для логопедических занятий со школьниками. Логопедическая программа рассчитана на 2 занятия в неделю с учащимися 7 класса (УО) и предназначена для развития правильной связной речи и предупреждения нарушений письменной речи у обучающихся.
Занятия проводятся для всего класса по 40 минут. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Материал программы подобран с опорой на принцип «Учимся писать и говорить правильно».
Цель программы: восполнить пробелы в развитии устной и письменной речи.
Программа способствует решению следующих задач:
- развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
- формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи;
- работать по уточнению и расширению словаря;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению (внимание, способность к запоминанию, к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения);
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
Программа групповых занятий включает три раздела:
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие грамматического строя и связной речи.
Содержание занятий:
1. Развитие фонематических процессов.
- Выделение звуков из слов в различных позициях.
- Узнавание и вычленение звуков.
- Подбор слов на заданные звуки.
- Звуковой анализ слов с использованием схем, сигнальных карточек.
- Дифференциация звуков по глухости-звонкости, твёрдости –мягкости.
- Дифференциация акустически сходных звуков.
2. Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматического строя речи.
- Составление простых распространённых предложений.
- Имена существительные в единственном и множественном числе.
- Глаголы настоящего и прошедшего времени.
- Согласование прилагательного с существительным, числительного с существительным.
- Упражнения в практическом словообразовании с помощью приставок и суффиксов.
- Составление сложных предложений с использованием различных союзов.
- Расширение словарного запаса с помощью навыков словообразования.
3. Развитие связной речи.
- Составление рассказов по сюжетной картине, серии картинок, схемам.
- Составление рассказа по данному началу, концу.
- Рассказ на тему из жизни ребёнка.
- Восстановление деформированного текста.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- Наглядности.
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
- «От простого к сложному».
Занятия строятся с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения, учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Планируемый результат: положительная динамика в развитии устной и письменной речи учащихся.
Тематическое планирование
Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся
7 класс (УО) /68 занятий, 2часа в неделю/
Кол – во часов | 1 четверть -16часов |
1 | Вводное. Развитие речи. Лексическая тема «Как я провёл лето». |
1 | Текст. Конструирование предложений, письмо предложений по памяти. |
1 | Словосочетание. Лексическая тема «Осень» Чтение и обсуждение отрывков произведений "Осень". Составление и запись простых предложений об осени. |
1 | Слово. Однокоренные слова. Части речи. Уточнений понятий о синонимах и антонимах. |
1 | Слово. Однокоренные слова. Уточнение знаний о родственных словах. |
1 | Гласные и согласные. Развитие фонематических процессов. |
1 | Гласные звуки 1 и 2 ряда. Слог. Слогообразующее значение гласных. |
1 | Звукобуквенный анализ и синтез слова. Определение места звука в слове. Определение количества звуков в слове. |
1 | Буква – смыслоразличитель. |
1 | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. |
1 | Слоговой анализ и синтез. Определение количества слогов в слове. |
1 | Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
1 | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения |
1 | Ударение. Ударение в двусложных и трёхсложных словах. |
1 | Ударение в слогах со стечением согласных |
1 | Проверочная работа. |
| 2 четверть – 16 часов |
1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце слова. |
1 | Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
2 | Мягкий знак в середине слова. |
2 | Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. |
1 | Орфограммы |
1 | Различение на письме букв А – Я после согласных. |
1 | Различение на письме букв У – Ю после согласных. |
1 | Различение на письме букв О – Ё после согласных. |
1 | Различение на письме букв Ы – И после согласных. |
1 | Твёрдые и мягкие согласные перед Е. |
1 | Твёрдые и мягкие согласные перед Ё |
1 | Непарные твёрдые согласные Ш, Ж, Ц. |
1 | Непарные мягкие согласные Щ, Ч, Й. |
1 | Проверочная работа по теме «Твердые и мягкие согласные» |
| 3 четверть - 20 часов |
1 | Глухие и звонкие согласные. Дифференциация П-Б в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия. |
1 | Дифференциация К-Г в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация Ш-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация С - Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха. |
1 | Дифференциация Б-Д в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса |
1 | Дифференциация В-Д в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса |
2 | Орфограммы |
1 | Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. |
1 | Дифференциация И-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса |
2 | Дифференциация Ш-Щ-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса. |
1 | Дифференциация Х-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие зрительного гнозиса. |
1 | Непарные звонкие согласные Й, М, Н, Р. |
1 | Дифференциация И – Й изолированно и в словах. |
1 | Обобщение по теме «Звонкие и глухие согласные» |
| 4 четверть - 16 часов |
1 | Дифференциация С - Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов. |
1 | Дифференциация С – Ц в слогах и в словах, предложениях. Развитие фонематических процессов. |
1 | Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов. |
1 | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов. |
1 | Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематических процессов. |
1 | Применение предлогов в речи. Составление предложений по картинке. |
2 | Текст. Восстановление деформированного текста. |
1 | Пересказ текста по вопросам. |
2 | Составление рассказа по серии картинок. |
2 | Развитие речи. Составление рассказа по предметной картинке |
2 | Развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке |
1 | Итоговое занятие. Занимательная логопедия. Игра «Знатоки и Грамотеи» |