СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект по теме: «Обогащение словарного запаса антонимами» с учащимися 3 класса с ОНР, имеющие ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедический проект основанный на организации совместной деятельности учителя-логопеда и детей с применением  разнообразных и  интересных форм и методов, которые способствуют более эффективному усвоению у учащихся с ОНР, имеющие ОВЗ понятия о лексической группе слов-антонимов, активизации их познавательной деятельности, повышении мотивации к занятию, к изучаемой теме.

Проект может быть полезен учителю начальных классов и учителю- логопеду работающих в коррекционных классах.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект по теме: «Обогащение словарного запаса антонимами» с учащимися 3 класса с ОНР, имеющие ОВЗ»

Логопедический проект по теме: «Обогащение словарного запаса антонимами» с учащимися 3 класса с ОНР, имеющих ОВЗ



Логопедический проект основанный на организации совместной деятельности учителя-логопеда и детей с применением разнообразных и интересных форм и методов, которые способствуют более эффективному усвоению у учащихся с ОНР, имеющих ОВЗ понятия о лексической группе слов-антонимов, активизации их познавательной деятельности, повышении мотивации к занятию.



Тема:

«Обогащение словарного запаса антонимами»


Проблема, актуальность темы.


У детей с нарушениями в речевом развитии, имеющих ОВЗ наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности, низкий уровень ее мотивации, низкая умственная работоспособность, вследствие этого трудности в усвоении знаний, умений, навыков. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи у детей с общим недоразвитием речи, имеющими ограниченные возможности здоровья. Мониторинг устной речи учащихся показывает недоразвитие практически всех компонентов языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи – лексико-грамматического строя. Особенности лексики детей и недоразвитие мыслительных процессов тесно связаны между собой. Языковые закономерности и обобщения находятся в стадии несформированности к моменту школьного обучения. Словарь детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, количественно и качественно не соответствует возрастной норме. Словарь беден, неточен, наблюдаются смысловые замены слов. Активный словарь значительно ниже пассивного. В основном употребляют в речи имена существительные, глаголы, местоимения. Имена прилагательные без специального обучения практически не употребляют. Фраза наблюдается простая, неполная, аграмматичная. Дети затрудняются в выборе языковых средств для построения предложений. Поэтому обучение учащихся подбору антонимов и использование их в самостоятельной речи – актуальная задача учителя и логопеда. Дети с большей легкостью подбирают антонимы к наиболее знакомым словам (большой – маленький, чистый – грязный, умный – глупый). Часто путают лексические значения слов (широкий – большой, узкий – тонкий) либо добавляют частицу «не» (смелый – несмелый, крепкий – некрепкий).

Гипотеза:


Если все участники педагогического воздействия /учитель, логопед, воспитатель/ будут обогащать и активизировать словарь учащихся антонимами, то их речь /импрессивная и экспрессивная/ будет более правильной, выразительной, точной т.е. более совершенной.

Цель:


познакомить учащихся с лексической группой слов-антонимов; уточнять, расширять и активизировать словарный запас учащихся путем практических упражнений и игр.

Задачи:




1.формировать умения находить антонимы в тексте и самостоятельно подбирать слова разных частей речи;

2.развивать умения построения связного высказывания;

3.развивать вербально- логическое мышление: операций анализа и синтеза, сравнения, наблюдательность к языковым явлениям;

4.коррекция долговременной памяти, произвольного внимания, навыков самоконтроля;

5.формировать коммуникативные умения и навыки (умение работать самостоятельно и в группе);

6.воспитывать положительные нравственные качества личности;

7.повышать учебную мотивацию.

Оборудование:



компьютер, диск «Интерактивные речевые игры», изд. «Учитель» 2013 г., картинки сюжетные, словарь антонимов, пословицы, стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», мяч, индивидуальные карточки, игра «Магазин», картина «Ранняя весна», сканворды, кепки, бумага, фломастеры

В рамках проекта осуществляется:


1.Мониторинг устной речи учащихся, диагностика первичная и итоговая в конце года.

2.Логопедическая пропаганда по теме «Методы и приёмы развития лексического запаса учащихся» и дальнейшее консультирование логопеда.

3.Два занятия по теме.

4.Литературное чтение сказок и рассказов.

5.Обогащение лексического запаса словами-антонимами на занятиях и во время внеклассных мероприятий, развлечений.

6.Выставка продукта занятий.

7.Дальнейшая активизация словаря на коррекционных занятиях логопеда, индивидуальная работа со слабыми учениками.

Педагогические технологии:


- коррекционно-развивающие;

- педагогические игры;

- элементы программированного обучения;

- элементы здоровьесберегающих технологий;

- духовнонравственное воспитание;

- элементы проблемного обучения.

Планируемые результаты:


1.Предметные:

-знакомство с термином, словарем антонимов, обогащение, уточнение лексического запаса учащихся, формирование

умений связного высказывания.


2. Метапредметные:

Регулятивные :

- принимать и удерживать учебную цель;

- оценка эффективности использования детьми слов с противоположным значением.

Познавательные:

- решение поставленной проблемы в процессе занятий;

- развитие и коррекция психических процессов – умений сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, доказывать и обобщать.

Коммуникативные:

- выполнение учебной задачи самостоятельно и в группе, соблюдение речевого этикета при общении.

3.Личностные:

- закрепление положительных нравственных качеств при чтении литературных произведений, в беседах, играх, развлечениях;

- повышение познавательного интереса к изучению родного языка, расширение общего кругозора учащихся.


Использованная литература:


1.«Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР», Воронеж, 2006 г.Л.Г.Кобзарева

2.«Уроки русского языка 1-4 классы» КРО, М., 2011г., В.Н.Тарасова, Т.М. Ташина.

3.«Проектная деятельность (проекты по русскому языку 2-4 классы)», М., 2016г., О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, ФГОС.

Участники:

учащиеся 3-го класса, учителя, воспитатели, учитель-логопед.

Продолжительность проекта:

2 месяца: /апрель-май/

Технологичность:

проект может быть полезен учителю начальных классов и учителю- логопеду работающих в коррекционных классах.

Занятие 1. по теме «Антонимы»


План занятия:

1.Организационный момент.

2.Наблюдение как метод исследования. Проблемная ситуация.

3.Поисковая деятельность.

4.Подбор и практическое употребление антонимов в речи.

5.Веселая переменка.

6.Интеллектуальный тренинг.

7.Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Формирование готовности к занятию и изучению темы.


1.1.Лого-ритмическое упражнение:


Я подую высоко,

Я подую низко,

Я подую далеко,

Я подую близко./Подуть по тексту на кисти рук /



1.2.Интеллектуальная готовность: «Тест» / с использованием ИКТ/


– Выбрать правильную последовательность времени года (3 варианта). /Приложение 1/


1вариант : /зима, лето, весна, осень/

2вариант: /зима, лето, осень, весна/

3вариант: /зима, весна, лето, осень/


- Найди лишнее слово: /декабрь, зима, январь, февраль/; (зима)

/лето, июнь, июль, август/ (лето).Объясни почему?

- Как отличаются «зима» и «лето» по температуре?

Зима – холодное время года.

Лето – теплое время года.



2.Основная часть.

Введение в тему методом наблюдения с целью выделения особенностей антонимов. Создание проблемной ситуации.


Ребята, чтобы правильно говорить и понимать друг друга мы должны знать очень много разных слов. Из огромного многообразия слов мы сегодня выделим одну лексическую группу.


Задание 1.

Послушайте, как бывает, если у ученика маленький словарный запас.


«Поговорили»


Встретил я одного приятеля.

Давно не виделся с ним!..

- Как живешь? – спрашиваю.

- Нормально, - отвечает.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел… Теперь – здоров?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю - нормально.

- Странно ты говоришь…

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

А. Шибаев.


- Ребята, как отличалась речь мальчиков при встречи?

Чему удивился мальчик ?

Есть ли среди вас похожие приятели ?

Как нужно исправить ситуацию?


Обобщение:

Думаю, что вы не хотели бы быть похожими на такого приятеля. С ним не интересно разговаривать, на все вопросы он отвечает одним словом, мальчик не умеет выражать свои мысли. Сегодня мы будем подбирать и запоминать много новых слов.


Задание 2.

Внимательно рассмотрите картинки и скажите, чем отличаются люди и животные. /с использованием компьютера/


Логопед называет слово, а дети подбирают противоположное :


Белая лошадь – черная лошадь

Молодой человек – старый человек

Тонкая девочка – толстая женщина

Веселый клоун – грустный клоун

Слон большой – слон маленький

Мальчик чистый – мальчик грязный

Широкая река – узкий ручей

Сухой – мокрый

Одевает девочка – раздевает мальчик


Обратите внимание, что мы называем слова, имеющие противоположное значение, далекие по смыслу – «слова-неприятели». Будем учиться их подбирать и расширять свой словарный запас.

3.Поисковая деятельность.

Знакомство со словарем и понятием.


Задание 1.

Такие пары слов, называются «антонимы».

У меня в руках «Школьный словарь антонимов русского языка», где дано понятие:


«Антонимы» (от греческого «против» и «имя») – это слово одной части речи , различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение».

Запись понятия в тетрадь. «Антонимы – слова с противоположным значением».


Задание 2.

Подумайте и подберите слова-противоположности.

Игра «Доскажи словечко».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - … (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - … (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты - … (храбрец),

Теперь – «начало» я скажу,

Ну, отвечай … - (конец).


Задание 3.

Загадки:

А). Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - … (прохлада)


Б). Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина)

4.Подбор и практическое употребление антонимов.

Задание 1.

Слова-антонимы нужны в речи для контраста, для противопоставления, например, русские народные сказки построены часто на противопоставлении добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи. Вспомните сказки и подберите пары слов:


Заяц трусливый, а лев …

Лисица умная, а ворона …

Золушка добрая, а мачеха …

Река широкая, а ручеек …

Иван-дурак ленивый, а Иван-царевич …

Слон огромный, а комарик …

Баба Яга старая, а Аленушка …

Чудовище страшное, а Красавица …


Задание 2.

Часто антонимы используются в пословицах.

Игра «Солнышко»./используется доска/

Разыгрываются пословицы (на лучиках солнышка). Найти в пословицах антонимы, объяснить значение пословиц, чему они учат? Дети рассуждают о смысле пословиц.


- Горькая правда лучше сладкой лжи.

- Сытый голодного не разумеет.

- Труд кормит, а лень портит.

- Учение свет, а не учение – тьма.

- Добро помни, а зло забывай.

- Старый друг лучше новых двух.

- Говори меньше, а делай больше.

- Чем зря кричать, лучше помолчать.


Пословицу записать , антонимы подчеркнуть.


Задание 3.

Чтение по смысловым частям стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Найти в тексте антонимы (хорошо – плохо, погода – ненастье, грязь – чистота, драчун – защитник, хороший – плоховатый, трусливый – храбрый, чистюля – неряха).

- Ребята, приведите еще примеры хороших и плохих поступков детей или взрослых.

- Какие поступки надо стремиться делать?

5.Веселая переменка.


Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас мы немного отдохнем и поиграем.

Встаньте все в круг. Играет легкая музыка.

Задание 1.

Игра «Наоборот» (дети делают наоборот)


Я подую высоко – Мы подуем низко.

Я подую далеко – Мы подуем близко.


Задание 2. Игра с хлопками:

Логопед: вверху- Дети: внизу

справа слева

впереди сзади

громко тихо


Задание 3.

Игра с перекидыванием мяча /подбор антонимов/

Имя существительное

Закат - восход

Холод – жара

Грусть – веселье

Великан – карлик

Весна – осень

Война – мир

Радость – грусть

Смех – плач

Труд – лень

Жара – стужа

Потеря – находка

Правда – ложь

Рассвет – закат


Имя прилагательное

Мелкий – глубокий

Поздний – ранний

Сильный – слабый

Бедный – богатый

Веселый – грустный

Высокий – низкий

Тихий – громкий

Больной – здоровый

Острый – тупой

Горький – сладкий

Мокрый – сухой

Частый – редкий

Длинный – короткий

Мягкий – твердый


Глагол

Нагревать – охлаждать

Грусть – веселиться

Говорить – молчать

Гореть – гаснуть

Надевать – снимать

Терять – находить

Вставать – ложиться

Заходить – выходить

Помнить – забывать

Ругать – хвалить

Строить – разрушать

Прибавить – отнять


Наречие

Много – мало

Далеко – близко

Влево – вправо

Впереди – сзади

Вверху – внизу

Вдали – вблизи

Скучно – весело

Часто – редко

Рано – поздно

6.Интеллектуальный тренинг.


Задание 1.

Самостоятельная работа по карточкам.

/раздаются карточки/

Записать в тетрадь слова противоположного значения парами.

1). Узкий – широкий

Низкий – высокий

Умный – глупый

Сытый – голодный

2). Ловить – бросать

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Быстро – медленно


При затруднении можно обратиться к «словарю антонимов».


Задание 2.

Работа в парах: взаимопроверка письменных работ.

Задание 3.


Игра с элементами программированных заданий «Сигналь правильно».

Если слова антонимы – дети поднимают флажок.

Если нет – то флажок не поднимают.


День – ночь

Светлый – темный

Жадный – веселый

Первый – второй

Первый – последний

Бледный – румяный


Высокий – большой

Прибавить – отнять

Хвалить – молчать

Богатый – здоровый

Бедный – богатый

Мягкий – твердый


Но всем ли словам можно подобрать антоним?

Например, к слову «яблоко», «думать», «посуда»?

Обобщение: Не все слова имеют антоним.


Обобщение знаний, умений, навыков /ЗУН/

Ребята, давайте вспомним все, что мы узнали сегодня и прочитаем памятку об антонимах.


«Антонимы»

1.Противоположные по значению слова.

2.Относятся к одной части речи.

3.Не все слова имеют антонимы.

7.Подведение итогов занятия. Рефлексия.


- Что нового вы сегодня узнали?

- Где используются антонимы?

- Как вы думаете, нужно ли вам уметь подбирать антонимы и использовать их в своей речи?

-Что понравилось на занятии? Мы используем эти слова тогда, когда нужно что-то противопоставить по какому-то признаку, т.е. сказать наоборот, точно выразить свои мысли.


На следующем занятии мы продолжим с вами разговор по этой теме и проведем интересный конкурс КВН между командами.

Читайте памятку «Антонимы», тренируйтесь их подбирать, поработайте со словарем после занятий.


В заключении оценка работы каждого учащегося на занятии.



Занятие 2. КВН «Что мы знаем об антонимах?»


План занятия:

1.Организационный момент.

2.Интеллектуальный тренинг.

3.Веселая переменка.

4.Творческая деятельность.

5.Подведение итогов, награждение.

6.Выставка продукта занятия.

7.Отсроченная диагностика по теме в конце года.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети делятся на две команды, рассаживаются под музыку песни «Учиться надо весело».

Занятие-КВН между двумя командами учащихся 3-го класса по теме «Что мы знаем об антонимах?».


Жюри конкурса: учитель, воспитатели.

Выбирается состав команд – по 3 человека в каждую команду.

Покажите стрелкой на слова с противоположным значением – игра «Часы» / выставляются часы с временами года/

Разыгрываются названия команд по картинкам:


1 команда – «Лето», 2 команда – «Зима».

- Будут ли названия команд словами-антонимами?

Командам раздаются эмблемы.

Ребята, а сейчас вам нужно выбрать капитана команды.

2.Основная часть

Команды готовы, мы начинаем интеллектуальный тренинг.


Конкурс 1. Дополни предложение.

Вопрос командам: Что вы знаете об антонимах?

Команда 1.

Летом жарко, а зимой …

Зимой дни короткие, а летом …

Летом дети отдыхают, а зимой …


Команда 2.

Летом солнце яркое, а зимой …

Зимой небо низкое, а летом …

Летом птички поют, а зимой …


Конкурс 2. «Найди антонимы».

Командам даётся текст стихотворения «Яблоко».

Нужно прочитать отрывок и подчеркнуть антонимы.


Команда 1.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок

Высоко

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.


Команда 2.

А Теленок – озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы? –

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.


- Чья команда более выразительно прочитает свой отрывок.


Конкурс 3. «Собрать пословицу» из слов.

Команды получают деформированные пословицы в конвертах. Нужно собрать пословицу из слов и объяснить ее смысл. Оценивается скорость и правильность ответов.


Команда 1.

Труд, а, лень, портит, кормит.


Команда 2.

Больше, а, знай, меньше, говори.


Конкурс 4. «Магазин» игра.

Командам раздаются корзинки, они должны из магазина взять предметы, отличающиеся противоположными признаками, например:


Белый карандаш – черный карандаш,

Длинная лента – короткая лента,

Сладкое яблоко – горький лук,

Большой кубик – маленький кубик,

Мягкий мяч – твердый мяч,

Крупные вишни – мелкая смородина,

Острый карандаш – тупой карандаш,

Белый бант – черный бант.


- Кто больше найдет предметов и назовет слова.


Конкурс 5. «Любуюсь картиной».

Посмотрите на картину «Ранняя весна».

/вывешивают картину «Ранняя весна»/

Подберите антоним к слову «ранняя».

Командам раздаются листики, на которых написаны слова-предметы, нужно подобрать антонимы к ним, например:


Елка – высокая, низкая

Река – мелкая, глубокая

Березы – толстые, тонкие

Небо – высокое, низкое

День – солнечный, пасмурный


Конкурс 6. «Сканворд».

Каждой команде выдается лист со сканвордом – таблицей. Нужно вписать в таблицу слова-антонимы.


Команда 1.

Зло - _ _ _ _ _, мир - _ _ _ _ _, осень - _ _ _ _ _, тепло - _ _ _ _ _.


Команда 2.

Старый - _ _ _ _ _, вареный - _ _ _ _ _, голодный- _ _ _ _ _, широкий - _ _ _ _ _.



Конкурс 7. Конкурс капитанов.

Использование ИКТ – диск «Интерактивные речевые игры», раздел « развитие лексики», игра №7.


Капитаны команд собирают сюжетную картинку про свое время года, выбирая нужные предметы. После выбора предметов нужно доказать, что это «Лето» или «Зима» (короткий рассказ о временах года).

План рассказа

1.Погода.

2.Солнце.

3.Небо.

4.Осадки.

5.Развлечения детей.

3.Веселая переменка.

Игра на внимание.

Игра: «Не ошибись!» /под музыку/.

Необходимо 3 стула, 3 кепки для каждой команды. Ведущий показывает действие, а дети должны сделать все наоборот:

Ведущий садится – дети встают,

Ведущий надевает кепку – дети снимают,

Кто ошибется – выбывает из игры.

Побеждает самый внимательный и ловкий.

4.Творческая деятельность

Конкурс 8. «Рисуем антонимы».

Каждому участнику дается лист, поделенный на 2 половины. На каждой половине написано слово – нужно нарисовать рисунок в соответствии с его значением.

Высокий – низкий

Крупный – мелкий

Длинный – короткий

Толстый – тонкий

Сладкий - горький

Гласные – согласные

Ясно – пасмурно


- Устно составить предложение со словами.

5.Подведение итогов конкурса.


Выступление членов жюри, поздравление всех участников и болельщиков.

Награждение команд грамотами и настольными играми.

Ребята, вы запомнили много слов-антонимов с противоположным значением. Сегодня вы показали, как научились использовать эти слова в своей речи. Молодцы! Мы надеемся, что вы не будете похожими на мальчика-молчуна из рассказа «Приятели», который мы читали.

Отмечаются самые активные участники конкурса.

- Что особенно понравилось?

6.Выставка продукта знаний.

Рисунки, памятка, сканворды, словарь антонимов





















































Приложение

Занятие 1.П1.

Интеллектуальная готовность «Тест»

Выбрать правильную последовательность времени года




П2.

Определить, чем отличаются люди и животные на картинках.



Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 5



Картинка 6

Картинка 7

Картинка 8

Картинка 9

П3.

Игра «Солнышко»



П4.

Интеллектуальный тренинг

Занятие 2.П5.

Игра «Часы»

П6.

Картина «Ранняя весна»



П7.

Сканворды



Зло







Мир







Осень







Тепло









Старый







Вареный







Голодный







Широкий
























П8.

Конкурс капитанов

Для капитана «Лето»




Для капитана «Зима»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!