СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логарифмы и их свойства

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомства с понятием логарифма и свойствами логарифма. Научить пременять при решение задач.

Просмотр содержимого документа
«Логарифмы и их свойства»

МБУ «Нижнедевицкая гимназия» учитель математики Быканова Людмила Ивановна Логарифмы и их свойства

МБУ «Нижнедевицкая гимназия»

учитель математики

Быканова Людмила Ивановна

Логарифмы и их свойства

Возведение в степень имеет два обратных действия. Если  а х = b,  то отыскание a есть одно обратное действие – извлечение корня; нахождение же b – другое , Л о г а р и ф м и р о в а н и е. Для чего были придуманы логарифмы ? Конечно, для ускорения и упрощения вычислений .

Возведение в степень имеет два обратных действия. Если

а х = b,

то отыскание a есть одно обратное действие – извлечение корня; нахождение же b – другое ,

Л о г а р и ф м и р о в а н и е.

Для чего были придуманы логарифмы ?

Конечно, для ускорения и упрощения вычислений .

Изобретатель первых логарифмических таблиц, Непер, так говорил о своих побуждениях: Непер « Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики». Современник Непера, Бригг, прославившийся позднее изобретением десятичных логарифмов, писал, получив сочинение Непера: «Своими новыми и удивительными логарифмами Непер заставил меня усиленно работать и головой и руками. Я надеюсь увидеть его летом, так как никогда не читал книги, которая нравилась бы мне больше и приводила бы в большее изумление».

Изобретатель первых логарифмических таблиц, Непер, так говорил о своих побуждениях:

Непер

« Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики».

Современник Непера, Бригг, прославившийся позднее изобретением десятичных логарифмов, писал, получив сочинение Непера:

«Своими новыми и удивительными логарифмами Непер заставил меня усиленно работать и головой и руками. Я надеюсь увидеть его летом, так как никогда не читал книги, которая нравилась бы мне больше и приводила бы в большее изумление».

Бригг осуществил свое намерение и направился в Шотландию, чтобы посетить изобретателя логарифмов. При встрече Бригг сказал: «Милорд, я предпринял это долгое путешествие только для того, чтобы видеть Вашу особу и узнать, с помощью какого инструмента разума и изобретательности Вы пришли впервые к мысли об этом превосходном пособии для астрономов, а именно – логарифмах; но, милорд, после того, как Вы нашли их, я удивляюсь, почему никто не нашел их раньше, настолько легкими они кажутся после того, как о них узнаёшь». Великий математик говорил об астрономах, так как им приходится делать особенно сложные и утомительные вычисления. Но слова его с полным правом могут быть отнесены ко всем вообще, кому приходится иметь дело с числовыми выкладками.

Бригг осуществил свое намерение и направился в Шотландию, чтобы посетить изобретателя логарифмов. При встрече Бригг сказал:

«Милорд, я предпринял это долгое путешествие только для того, чтобы видеть Вашу особу и узнать, с помощью какого инструмента разума и изобретательности Вы пришли впервые к мысли об этом превосходном пособии для астрономов, а именно – логарифмах; но, милорд, после того, как Вы нашли их, я удивляюсь, почему никто не нашел их раньше, настолько легкими они кажутся после того, как о них узнаёшь».

Великий математик говорил об астрономах, так как им приходится делать особенно сложные и утомительные вычисления. Но слова его с полным правом могут быть отнесены ко всем вообще, кому приходится иметь дело с числовыми выкладками.

0, а ≠1). Вспомните уравнение из первого слайда: а х = b Мы оговорили, что нахождение b – логарифмирование. Математики договорились записывать это так: Log a b = x (читается: «логарифм b по основанию a»). Например, log 5 25 = 2, так как 5 2 = 25. Log 4 (1/16) = - 2, так как 4 -2 = 1/16. Log 1/3 27 = - 3, так как (1/3) – 3 = 27. Log 81 9 = ½, так как 81 ½ = 9. 3 " width="640"

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание a , чтобы получить b (где а 0, а ≠1).

Вспомните уравнение из первого слайда: а х = b

Мы оговорили, что нахождение b – логарифмирование. Математики договорились записывать это так:

Log a b = x

(читается: «логарифм b по основанию a»).

Например,

log 5 25 = 2, так как 5 2 = 25.

Log 4 (1/16) = - 2, так как 4 -2 = 1/16.

Log 1/3 27 = - 3, так как (1/3) – 3 = 27.

Log 81 9 = ½, так как 81 ½ = 9.

3

Вычислить : Log 2 16; log 2 64; log 2 2; Log 2 1 ; log 2 (1/2); log 2 (1/8); Log 3 27; log 3 81; log 3 3; Log 3 1; log 3 (1/9); log 3 (1/3); Log 1/2 1/32; log 1/2 4; log 0,5 0,125; Log 0/5 (1/2); log 0,5 1; log 1/2 2.

Вычислить :

Log 2 16; log 2 64; log 2 2;

Log 2 1 ; log 2 (1/2); log 2 (1/8);

Log 3 27; log 3 81; log 3 3;

Log 3 1; log 3 (1/9); log 3 (1/3);

Log 1/2 1/32; log 1/2 4; log 0,5 0,125;

Log 0/5 (1/2); log 0,5 1; log 1/2 2.

Правильное решение примеров 1 столбца: Log 2 16 = 4, так как 2 4 = 16. Log 2 1 = 0, так как 2 0 = 1. Log 3 27 = 3, так как 3 3 = 27. Log ½ 1/32 = 5, так как (1/2) 5 = 1/32. Log 0,5 (1/2) = 1, так как (0,5) 1 = (1/2) 1 = ½. Проверьте 2 и 3 столбец, исправьте ошибки самостоятельно. Если появились вопросы – обратитесь к учителю.

Правильное решение примеров 1 столбца:

Log 2 16 = 4, так как 2 4 = 16.

Log 2 1 = 0, так как 2 0 = 1.

Log 3 27 = 3, так как 3 3 = 27.

Log ½ 1/32 = 5, так как (1/2) 5 = 1/32.

Log 0,5 (1/2) = 1, так как (0,5) 1 = (1/2) 1 = ½.

Проверьте 2 и 3 столбец, исправьте ошибки самостоятельно. Если появились вопросы – обратитесь к учителю.

Сравните со своими ответами ! Таблица ответов. 4 6 0 3 -1 1 4 0 -3 -2 1 5 -2 -1 1 3 0 -1 Log 2 16; log 2 64; log 2 2; Log 2 1 ; log 2 (1/2); log 2 (1/8); Log 3 27; log 3 81; log 3 3; Log 3 1; log 3 (1/9); log 3 (1/3); Log 1/2 1/32; log 1/2 4; log 0,5 0,125; Log 0,5 (1/2); log 0,5 1; log 1/2 2. Дальше

Сравните со своими ответами !

Таблица ответов.

4

6

0

3

-1

1

4

0

-3

-2

1

5

-2

-1

1

3

0

-1

Log 2 16; log 2 64; log 2 2;

Log 2 1 ; log 2 (1/2); log 2 (1/8);

Log 3 27; log 3 81; log 3 3;

Log 3 1; log 3 (1/9); log 3 (1/3);

Log 1/2 1/32; log 1/2 4; log 0,5 0,125;

Log 0,5 (1/2); log 0,5 1; log 1/2 2.

Дальше

Десятичный логарифм - это логарифм по основанию Обозначение: Натуральный логарифм – это логарифм по основанию е (е - иррациональное число, приближенное значение которого: е=2,7. Обозначение:

Десятичный логарифм - это логарифм по основанию

Обозначение:

Натуральный логарифм – это логарифм по основанию е

(е - иррациональное число, приближенное значение которого: е=2,7.

Обозначение:

Основное логарифмическое тождество ,  где

Основное логарифмическое тождество

, где

Например: 2 log 2  6 = 6;  3 – 2 log3 5 = (3 log 3 5 ) – 2 = 5 – 2 = 1/25. Вычислите: 3 log 3 18 ; 3 5log 3 2 ; 5 log 5 16 ; 0,3 2log 0,3 6 ; 10 log 10 2 ; (1/4) log (1/4) 6 ; 8 log 2 5 ; 9 log 3 12 .

Например: 2 log 2 6 = 6;

3 – 2 log3 5 = (3 log 3 5 ) – 2 = 5 – 2 = 1/25.

Вычислите:

3 log 3 18 ; 3 5log 3 2 ;

5 log 5 16 ; 0,3 2log 0,3 6 ;

10 log 10 2 ; (1/4) log (1/4) 6 ;

8 log 2 5 ; 9 log 3 12 .

Сравните со своими ответами ! Таблица ответов: 3 log 3 18 ; 3 5log 3 2 ; 5 log 5 16 ; 0,3 2log 0,3 6 ; 10 log 10 2 ; (1/4) log (1/4) 6 ; 8 log 2 5 ; 9 log 3 12 . 18 32 16 36 2 6 125 144

Сравните со своими ответами !

Таблица ответов:

3 log 3 18 ; 3 5log 3 2 ;

5 log 5 16 ; 0,3 2log 0,3 6 ;

10 log 10 2 ; (1/4) log (1/4) 6 ;

8 log 2 5 ; 9 log 3 12 .

18

32

16

36

2

6

125

144

Свойства логарифмов Логарифм единицы Логарифм произведения положительных чисел Логарифм частного положительных чисел Логарифм степени положительных чисел

Свойства логарифмов

Логарифм единицы

Логарифм произведения положительных чисел

Логарифм частного положительных чисел

Логарифм степени положительных чисел

Формула перехода от одного основания логарифма к другому Следствия

Формула перехода от одного основания логарифма к другому

Следствия

Формула перехода к десятичным и натуральным логарифмам

Формула перехода к десятичным и натуральным логарифмам

Устный счет Вычислите:  log 4 64= 5 2 •5 log 5 3 =  lg1= lg0,1 = log 3 81= lоg 7 7 = log 1/2 16= log 12 √ 144 lg 3 √100= log 1/3 1/81= log 1/2 1/32= lоg 5 125 log 2 3 √2= log 1/7 49 lg0,001 = log 2 log 3 81= lg10000= log 2 log 5 625=

Устный счет

Вычислите:

log 4 64=

5 2 •5 log 5 3 =

lg1=

lg0,1 =

log 3 81=

lоg 7 7 =

log 1/2 16=

log 12 √ 144

lg 3 √100=

log 1/3 1/81=

log 1/2 1/32=

lоg 5 125

log 2 3 √2=

log 1/7 49

lg0,001 =

log 2 log 3 81=

lg10000=

log 2 log 5 625=

Приведем примеры применения формул: Log 6 18 + log 6 2 = log 6 (18·2) = log 6 36 = 2 Log 12 48 – log 12 4 = log 12 (48/4) = log 12 12 = 1 А здесь выполните вычисления самостоятельно: Log 10 5 + log 10 2; Log 12 2 + log 12 72; Log 2 15 – log 2 (15/16); Log 1/3 54 – log 1/3 2; Log 5 75 – log 5 3; Log 8 (1/16) – log 8 32; Log 8 12 – log 8 15 + log 8 20; Log 9 15 + log 9 18 – log 9 10;

Приведем примеры применения формул:

  • Log 6 18 + log 6 2 = log 6 (18·2) = log 6 36 = 2
  • Log 12 48 – log 12 4 = log 12 (48/4) = log 12 12 = 1

А здесь выполните вычисления самостоятельно:

Log 10 5 + log 10 2;

Log 12 2 + log 12 72;

Log 2 15 – log 2 (15/16);

Log 1/3 54 – log 1/3 2;

Log 5 75 – log 5 3;

Log 8 (1/16) – log 8 32;

Log 8 12 – log 8 15 + log 8 20;

Log 9 15 + log 9 18 – log 9 10;

Примеры выполнения некоторых заданий…  И таблица ответов: 1 2 4 -3 2 -3 4/3 3/2 Log 10 5 + log 10 2 = log 10 (5 . 2) = log 10 10 = 1  Log 1/3 54 – log 1/3 2 = log 1/3 (54/2) = log 1/3 27 = -3  Log 8 12 – log 8 15 + log 8 20 = log 8 (12/15) + log 8 20 = = log 8 (4/5 . 20) = log 8 16 = 2 Остальные задания проверьте самостоятельно. Если появился вопрос, обратитесь к учителю.

Примеры выполнения некоторых заданий…

И таблица ответов:

1

2

4

-3

2

-3

4/3

3/2

Log 10 5 + log 10 2 = log 10 (5 . 2) = log 10 10 = 1

Log 1/3 54 – log 1/3 2 = log 1/3 (54/2) = log 1/3 27 = -3

Log 8 12 – log 8 15 + log 8 20 = log 8 (12/15) + log 8 20 =

= log 8 (4/5 . 20) = log 8 16 = 2

Остальные задания проверьте самостоятельно. Если появился вопрос, обратитесь к учителю.

Домашнее задание. Глава 7,п.1,2 №766,767,780,788

Домашнее задание.

Глава 7,п.1,2 №766,767,780,788

« СЧИТАЙ НЕСЧАСТНЫМ ТОТ ДЕНЬ ИЛИ ЧАС, В КОТОРЫЙ ТЫ НЕ УСВОИЛ НИЧЕГО НОВОГО И НИЧЕГО НЕ ПРИБАВИЛ К СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.»  Я. А. КОМЕНСКИЙ.

« СЧИТАЙ НЕСЧАСТНЫМ ТОТ ДЕНЬ ИЛИ ЧАС, В КОТОРЫЙ ТЫ НЕ УСВОИЛ НИЧЕГО НОВОГО И НИЧЕГО НЕ ПРИБАВИЛ К СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.»

Я. А. КОМЕНСКИЙ.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!