СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь-вечная тема искусства!!

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Любви все возрасты покорны" писал поэт в знаенитом романе "Евгений Онегин". 

Просмотр содержимого документа
«Любовь-вечная тема искусства!!»

Конспект интегрированного урока (литература и музыка) в 8 классе.

Тема «Любовь – вечная тема в искусстве»

Цель: Формирование основ музыкальной культуры на примере вокальной музыки 19-20 вв.;

на примере произведений А.С.Пушкина и М.И.Глинки показать, что музыка и поэзия XIX века может быть современной.

Задачи:

1)Доказать, что музыка и поэзия прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены; закрепление навыков вокально-хоровой работы

2) Развитие умения вдумчиво слушать музыкальное произведение, анализировать и обобщать особенности музыкального языка и средств музыкальной выразительности.

3) Воспитание чувства уважения и любви к поэзии и вокальной музыке 19-20 вв, опираясь на яркие сочинения высокого нравственного и духовного уровня, воспитание познавательного интереса к искусству композиторов и поэтов.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье», экран, мультимедиапректор, приложение№1 (текст стихотворения «Я помню чудное мгновение» по количеству уч-ся), приложение №2 (текст песни «Лесное солнышко» Ю.Визбора по количеству уч-ся), приложение №3 ( «Психологическая самооценка комфортности на уроке» по количеству уч-ся).

Ход урока.

Учитель : Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, я хотела бы чтобы вы обратили внимание на то, что разложено у вас на партах: это приложения к нашему сегодняшнему уроку. Возьмите приложение №3 и отметьте, пожалуйста, в них ваше настроение в начале урока. Спасибо. Сейчас на уроке мы поговорим в сами о самом светлом, чистом и прекрасном чувстве на земле - любви. Тема нашего урока «Любовь – вечная тема в искусстве».

Слайд№1 (звучит вступление к романсу «Я помню чудное мгновение»)

«Любви все возрасты покорны» - написал поэт в знаменитом романе «Евгений Онегин». Любовь стала лейтмотивом не только этого произведения, а еще множества шедевров, созданных Пушкиным. И здесь нет ничего удивительного: ведь еще «суровый Дант» заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивей. Все это можно пережить , понять и прочувствовать, читая стихи Пушкина.

Чтение учащимися фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина.

Слайд№2

Учащийся №1.

…Но встретясь с ней, смущенный ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Учащийся №2

…но почему ж порой

Не погружусь я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье…

Учащийся №3.

Творец тебя мне ниспослал. Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Учащийся №4.

Желаю славы я , чтоб именем моим

Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Все, все вокруг тебя звучало обо мне.

Я вас люблю, хоть я бешусь.

Учащийся №5.

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь.

Учащийся №6.

Так вот кого любил я пламенной душой

С таким тяжелым напряженьем,

С такою нежною, томительной тоской,

С таким безумством и мученьем!

Учитель :. Что же может служить источником вдохновенья? Кто сподвигнул поэта к созданью божественных строк.

(ответы учащихся)

Учитель: Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту и сделала предметом восхищения. Одна из тех, кто вдохновил поэта стала столь же бессмертна, как он сам, как стали бессмертны Лаура и Беатриче, потому что благодаря ей появился шедевр мировой лирики. Имя ее – Анна Петровна Керн.

Слайд№3.

(Демонстрируется портрет А.П. Керн)

Учитель: Об Анне Павловне ярко пишет Ю. Лотман : «А.П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. ЕЕ подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь. Нов тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным, это женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией в обществе». Их встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Как это было?

Слайд№4

(Демонстрируется Михайловское. Парк. Аллея Керн.) Учитель исполняет вступление к романсу.

Исполняется учащимися сцена встречи А.Керн с А.С.Пушкиным.

А.П.Керн. Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Пушкин шутил без острот и сарказмов; хвалил луну, не называл ее глупой. Мы шли по старому запущенному саду. «Приют задумчивых дриад», с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Подробностей нашего разговора не помню, он вспоминал нашу первую встречу у Олениных, выражался о ней увлекательно, восторженно.

На другой день , утром я должна была уезжать, он принес на прощанье экземпляр 2-ой главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами.

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» читает учащийся.

А.П.Керн. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, Пушкин долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять.

(Герои уходят, звучит вступление к романсу в исполнении учителя)

Учитель: Так «чудное мгновенье» обретало жизнь в стихах и становилась гимном любви.

Обратимся к приложению№1, которое лежит перед вами – это текст стихотворения.

Вопросы к учащимся:

-Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики Пушкина?

-Кто находится в центре внимания поэта?

-Какой была жизнь до появления возлюбленной?

- Что произошло с героем, когда она вдруг снова появилась?

-Благодаря чему произошло пробуждение и воскресение души поэта?

(ответы детей)

(звучит вступление к романсу фонограмма)

Учитель музыки: Прекрасные стихи А.С.Пушкина не могли не дать почву для творчества композиторов. На это стихотворение было написано более 20 романсов разными композиторами: романс Н.С. Титова (1829), А.А. Алябьева (1832), Н.А. Мильгунова (1832), Карла Гедике (1833), Я.Ф. Пригожего (1883) и других, но наиболее известна мелодия М.И. Глинки.

Слайд №5. (портрет Глинки)

Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. Chercher la f e mme (фр. — ищите женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра.

Слайд№6 (портрет Е.Е.Керн)

Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального. Романс написан в 1838-1840 гг.

Учитель музыки: Ребята, а какое произведение называется романсом?

(вокальное произведение в сопровождении рояля, гитары или камерного ансамбля; музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента)

Слайд № 7

Слайд№8

Учитель: Родина романса – Испания. «Романсеро» - песня народного склада на испанском языке в XV – XV вв. Название «Романс» утвердилось за сольной песней с гитарным сопровождением в XVIII веке. Жанр завоевал Европу. Первоначально означал «чувственная, лирическая пеня о любви»

Учитель: Чем отличается романс от другого вокального жанра – песни?

(ответы уч-ся)

Слайд №9.

Учитель: В песне:

куплетная форма;

несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;

аккомпанемент носит второстепенную роль.

В романсе:

трехчастная форма;

усложненная мелодия;

новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.

Вслушайтесь в звучание романса, проникнетесь в его смысл, и вы почувствуете то, что хотел передать в музыке композитор.

Слайд№10.

Слайд№11.

Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье».

Учитель музыки: Ребята, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?

– Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?

( Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.)

(ответы учащихся: - вначале романса как бы начинается рассказ о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж…; в третьем куплете Глинка замечательно передаёт в музыке изображение «бурь порыв мятежный: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащённые удары пульса; в музыке встречаются интонации, изображающие борьбу, стремление, порывы.)

Учитель музыки: Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса (возвращение первоначального музыкального материала ), со слов: «Душе настало пробужденье». Реприза музыкальная у Глинки в точности соответствует поэтической репризе. Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении». Послушаем ещё раз это прекрасное творение двух гениальных людей.

(повторное слушание романса)

Учитель: Ребята, как по вашему, современна ли тема любви в произведениях искусства в наше время? Современны ли в наше время произведения Пушкина и Глинки, которые мы с вами сегодня послушали ? Почему?

(ответы уч-ся)

Учитель: Тема любви волновала и продолжает волновать людей искусства. В наше время написано много музыкальных произведений, в которых раскрывается это светлое чувство. Примером может служить песня нашего современного композитора Ю.Визбора «Лесное солнышко», которую вы разучили на прошлом уроке. Давайте с вами вспомним и исполним эту песню. На парте у вас лежит приложение№2 с текстом этой песни. Но прежде я попрошу вас всех встать и как в хоре, стоя, мы сделаем дыхательные упражнения и распевания.

(выполнение дыхательных упражнений; двигательных упражнений головой, плечами; распевание)

Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, я напомню вам мелодию песни.

(исполнение одного куплета песни учителем)

Учитель: А теперь исполним песню все вместе.

Слайд№12.

(исполнение песни учащимися)

Учитель: Тема любви звучала в произведениях искусства во все времена. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и музыкальности делают произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, нестареющим образцом высокого искусства. И на сегодняшнем уроке мы с вами убедились в том, что тема любви всегда будет современной и нестареющей темой в искусстве!

А сейчас я прошу вас опять обратиться к приложению №3 на ваших партах. Отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце нашего урока.

Рефлексия : Ребята, ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось в этой теме? Ваши впечатления от сегодняшнего урока?

(ответы уч-ся)

Сегодня на уроке все хорошо работали. Но мне хотелось бы отметить некоторых учащихся, которые были более активны на уроке, много рассуждали. (оценки за урок)

Ребята, и в конце урока послушайте домашнее задание, которое будет разноуровневым.

Слайд №13.

Первое задание на «4»: выучить любое стихотворение А.С.Пушкина о любви. Второе задание на «5»: привести примеры романсов М.И.Глинки о любви на стихи других русских поэтов.

Спасибо всем. Урок окончен.





































































8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!