СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное краеведение как вид внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке раскрываются понятия внеурочной деятельности, ее формы и методы реализации; краеведения как вида внеурочной деятельности; определяется значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Литературное краеведение как вид внеурочной деятельности в начальной школе»

Содержание

Введение 3

1. Виды и способы организации внеурочной деятельности 7

2. Краеведение как вид внеурочной деятельности 15

3. Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей младших школьников 18

Заключение 23

Список литературы 25




Введение

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы различные формы, в том числе литературное краеведение, которое способствует повышению познавательного интереса к литературе и истории, а также общекультурного уровня. Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданные усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Актуальность предлагаемой темы объясняется общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества. Именно традиция «серьезного чтения» формировала культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Для лучшего достижения результатов необходимо изучить возможности литературного краеведения и его способности к организации местного культурного пространства в условиях глобализации.

Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве лучших традиций русской классической литературы, накопившей огромный опыт сосредоточенности на лучших чертах народа, сохранении высших духовных ценностей его исторической целеустремленности к «правде жизни». Литературное краеведение способно активизировать интерес к классической литературе, серьезному чтению, составить альтернативу массовой культуре, заполнить «пробелы» в процессе воспитания и формирования высоко духовной личности - основного носителя и творца культуры, в программе возвращения России статуса «самой читающей страны».

Исходя из актуальности данной темы, объект нашей работы - внеурочная деятельность младших школьников.

Предметом исследования является краеведческая работа во внеурочной деятельности младших школьников.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть роль литературного краеведения во внеурочной деятельности младших школьников.




Задачи:

  • определить понятие внеурочной деятельности и ее видов;

  • проанализировать краеведение как вид внеурочной деятельности;

  • изучить значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, описательный метод.

1. Виды и способы организации внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.1

Это проявляемая вне уроков активность детей направленная на интерес и потребности детей, обеспечивающая воспитание, развитие и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, нацеленная на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения культурных традиций и духовно-нравственных ценностей, создание условий для интеллектуального, физического и эмоционального отдыха детей. Основные принципы организации внеурочной деятельности в любой школе представлены ниже (см. Рис.1).




Рис. 1. Принципы организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы, проводимые в формах, отличных от урочной );

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутри школьная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога - психолога, социального педагога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке внедрению новых образовательных программ, учитывающих региональные особенности.2

Внеурочная деятельность способствует развитию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов; формированию эстетических потребностей, навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях. Так же способствует формированию умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; развивать умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Пространственное воображение, математическая речь, логические действия так, как анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, всему этому способствуют внеурочные занятия.3

Выделяют четыре основных результата внеурочной деятельности. Эти результаты расположены ниже (см. Рис.2).


Рис.2.Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности делят на уровни. Эти уровни позволяют оценить как сами программы внеурочной деятельности (программы, обеспечивающие первый уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающие второй уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Федеральный государственный общеобразовательный стандарт выделяет три уровня результатов внеурочной деятельности (см. Таблицу 1).4Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.

Таблица 1. - Уровни внеурочной деятельности и способы их достижения

Уровень результатов

Требования уровня

Достижению способствуют

Первый

приобретение знаний, понимания реальности и повседневной жизни.

взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй

формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий

получение опыта самостоятельного социального действия.

взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Выделяют разные формы внеурочной деятельности (см. Таблицу 2), что позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету.

Таблица 2. -Формы и виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

по характеру основных педагогических целей:

воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные.

по направлению деятельности:

мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические, культурно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные.

по количественному охвату школьников:

массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы), групповые (кружки, объединения, экскурсии),

индивидуальные (работа над моделью, творческие задания).

по временным показателям:

Единоразовые (вечера), циклические (кружки), комбинированные (экскурсии).

по характеру познавательной деятельности:

творческие, репродуктивного плана, комбинированные

по отношению к учебной деятельности:

с опорой на содержание учебных дисциплин или опосредованно ориентированные на учебный материал

по характеру работы

по циклам учебных предметов

практические, творческие, комбинированные

физико-технические (включая черчение), естественнонаучные (химия, биология, математика),

гуманитарно-эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО), спортивно-оздоровительные

по возрастным особенностям

для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие), для отдельных классов, для смешанных групп школьников

по контингенту учащихся

с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные

по характеру содержания

узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные

Существуют так же виды деятельности на внеурочном занятии5:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество ;

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

Таким образом, внеурочная деятельность может осуществляться через разные формы деятельности. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Она способствует развитию любознательности каждого ученика, пытливости. Воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.




2.Краеведение как вид внеурочной деятельности

Особое внимание мы хотели бы уделить краеведческой деятельности.

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Научное краеведение стало формироваться в России в 20-30-х гг. XVIII в. Начатые Петром 1 преобразования страны потребовали выявления ее природных ресурсов, экономических возможностей. Развернулось всестороннее изучение различных регионов государства. Этим целям служили экспедиции Академии наук. В XIX в. с появлением ряда научных обществ, краеведение в России становилось более массовым. К 60-м годам было много сделано для изучения страны. Тогда для названия этой деятельности возник термин отечествоведение, а в применении к небольшой территории – родиноведение (имелась в виду малая родина, место рождения человека). В школах начали преподаваться предметы с указанными названиями. На рубеже XIX-XX вв. появился термин «краеведение». 6

Краеведческая деятельность детей относится к видам деятельности, развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность,самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, литературе, природе, людям.

Такая деятельность предусматривает выполнение следующих задач:

  • способствовать возрождению духовности, любви к родной стране у подрастающего поколения, национального сознания;

  • повышать результативность воспитания и обучения с помощью ярких примеров из окружающей среды;

  • обогащать опытом совместной деятельности, общения;

  • осуществлять личностное развитие каждого ученика .

Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает сейчас. Она предусматривает исследованию родного края во взаимосвязи с изучением глобальных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и вузы, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков.

С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды основных функций организации данной деятельности является:

  • воспитательная функция. Каждая туристская путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, свитое рассмотрения других народов и многое другое;

  • развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

  • познавательная функция Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого ученика.

Различают две основные формы работы по краеведению - это туристская и стационарная форма:

  • туристская форма представляет собой прогулки, экскурсии, однодневные и многодневные походы, путешествия на разных видах транспорта, экспедиции, туристские слеты (школьные, районные, городские, областные, республиканские), которые связаны с выездом за пределы населенного пункта;

  • стационарная форма включает в себя физическую, учебно-методическую, техническую, географическую и другую необходимую подготовку, так же работу на географической площадке, встречи со знатными земляками, воображаемые путешествия по стране, краеведческие олимпиады, конференции, школьные краеведческие эстафеты, конкурсы, выставки, викторины, выпуск краеведческого журнала, радиогазеты и стенгазеты, переписка и обмен краеведческой литературой, издание альманахов и другие мероприятия, которые проводятся в условиях школы, на улицах населенного пункта.

По количеству человек различают следующие формы работы:

  • массовые проводятся с большим составом участников. К такой форме работы относятся олимпиады, КВН, тематические вечера, научно-практические конференции, диспуты, игровая деятельность, встречи с интересными людьми.

  • групповые охватывают группы людей до 30–35 человек. К такой форме работы можно отнести кружки, секции, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, оформители и хранители туристско-краеведческих музеев, уголков и выставок.

  • индивидуальные рассчитаны на конкретных людей и отличаются от групповой тем, что это работа исполнительного характера (подготовка доклада, изготовление пособий или инвентаря, составление альбомов, коллекций, гербариев). 

Все формы работы можно разбить на четыре группы:

  • теоретическая работа (кружки, факультативы, конференции);

  • краеведческая деятельность (экскурсии, походы, экспедиции);

  • творческая самодеятельность (культурно-массовые мероприятия и игровая деятельность);

  • общественно полезная работа (оборудование географического кабинета или площадки, выставок и музеев, проведения природоохранных мероприятий).

По содержанию краеведение делят на разные виды, которые приведены ниже(см.Таблицу 3).7 Более подробно в нашей работе мы хотели бы остановиться на понятии литературного краеведения.

Таблица 3. - Виды краеведения

Виды краеведения

историческое

это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия.

географическое

комплексное изучение природы и хозяйства родного края, так и изучение отдельных ком­понентов территории: рельефа, геологического строения, раститель­ности, животного мира, изучение промышленного, транспортного и сельскохозяйственного предприятия.

биологическое

систематическое наблюдение за сезонными явлениями в жизни животных и растений выявление закономерностей распределения животных и растений по изучаемой территории; ознакомление с биоразнообразием животного и растительного мира родного края, обучение проведению фенологических наблюдений за природными явлениями и выявлению влияния их на животный и растительный мир; изучение природных сообществ и их охраны, формирование экологического мировоззрения.

литературное

изучение творчества писателей, родившихся в Тульском крае, сказок Тульского народа, Тульский фольклор.

Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем. Литературное краеведение - дисциплина сравнительно молодая. Особенно активно и бурно оно стало развиваться после Великой Октябрьской социалистической революции."Нам необходимо обратить внимание на литературу областей",- говорил А.М.Горький в заключительной речи на 1 Всесоюзном съезде писателей, -вовлечь ее в круг нашего внимания, печатать в журналах центра, учитывая ее значение как организатора культуры." Эта горьковская мысль основывалась на прочных традициях русской науки и культуры.

Начиная с 30-х годов XXв. появляются литературно-краеведческие работы библиографического характера. Одной из первых можно назвать "Роспись писателям, родившимся или жившим в Тульской губернии" И.П.Сахарова. Ее автор - известный собиратель фольклора, историк, опубликовавший найденные им в архивах ценные материалы, связанные с Тулой и Тульской губернией. В предоктябрьские годы вышло немало такого рода библиографий по самым различным областям нашей страны. По мнению А. Кайева, литературное краеведение в России "зарождается" именно в 30-40-х гг.XIX в. как разновидность краевой библиографии.8

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям – об этом писали еще Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.П. Семенов – Тян-Шанский, В.О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Литературное краеведение немыслимо без всестороннего изучения края, всего того в его историческом бытии, что воздействует на писателя, на литературную жизнь, что формирует личность писателя, отражается в его произведениях, выступает как их содержательная сторона.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что краеведения тогда становятся эффективными, пробуждающими активность школьников, когда за ними наблюдается разнообразная по формам и направлениям внеурочная краеведческая работа. Лишь глубокое и всестороннее знание края помогает определить "краевой элемент" в художественном произведении, его так называемый местный колорит. Неслучайным является то, что специалистами в области литературного краеведения в тех или иных местах нашей страны являются, как правило, уроженцы этих мест или люди, много в этих местах прожившие, основательно изучившие их.



3.Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей младших школьников

Существует сложная и тонкая связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели: воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в конкретные и живые образы. Особая роль в установлении взаимосвязи культуры и литературы принадлежит литературному краеведению.9

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионального (краеведческого) компонента в обучении и воспитании школьников. Культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет школьникам проникнуться любовью к родной земле.

На современном этапе развития образования краеведческая работа приобретает особую роль. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение.

Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся.

Во многих регионах РФ созданы курсы, связанные с литературным краеведением: «Литература Смоленщины», «Литературные традиции Тамбовской земли», особенно, плодотворная работа по этому направлению ведется в Сибири и на Дальнем Востоке (в учебный план школ введен региональный компонент по литературному краеведению).

Нашему городу тоже есть, кем и чем гордиться. Вспомним имена тех уроженцев тульского края, которые прославили Тулу литературную на весь мир! Николай Васильевич Успенский, Викентий Викентьевич Вересаев, Лев Николаевич Толстой, Андрей Тимофеевич Болотов, Василий Андреевич Жуковский, Константин Дмитриевич Ушинский и многие другие.

В Туле на улице Гоголевской расположен дом-музей Викентия Викентьевича Вересаева. Он был открыт 15 января 1992 года. В музейных залах представлены личные вещи В. Вересаева, его книги, портреты, фотографии. В разделах экспозиции, посвященных началу литературной деятельности, периоду творческой зрелости и последним годам жизни и творчества В. Вересаева  можно увидеть журнальные публикации, личные вещи, подарки к юбилейным датам, а также книги и фотографии с автографами писателей А. Чехова, М. Горького, Л. Андреева, А. Чапыгина, И. Новикова. Большой интерес для современного читателя представляют показанные в экспозиции романы В. Вересаева "В тупике", "Сестры", а также книги "Пушкин в жизни", "Гоголь в жизни", "Спутники Пушкина". В отдельной комнате показана переводческая деятельность писателя. Здесь переводы греческих поэтов Архилоха, Сафо, Гесиода, Гомера. Большой интерес вызывает авторская рукопись перевода поэмы Гомера «Одиссея».

Тульский писатель и ученый, один из основателей агрономической науки, мемуарист - Болотов Андрей Тимофеевич. Родился в Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии. Был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Издавал с участием Н. И. Новикова журнал «Сельский житель» (1778—1779) и «Экономический магазин» (1780—1789). Из огромного литературного наследия Болотова наибольшую историческую ценность имеют автобиографические записки, содержащие материалы о русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762, крестьянской войне 1773—75, казни Е. И. Пугачева, реакции русских дворян на Великую французскую революцию. В записках Болотова отразилось крепостническое мировоззрение автора.

На тульском материале, ее истории созданы произведения древней литературы: «Задонщина», «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Ивановича», многочисленные песни, былины…10

Губернская Тула упомянута великим сатириком Салтыковым-Щедриным в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и в истории одного города. Лесковский «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан на тульском материале, хотя и полностью выдуманном.

Краевед В. Ашурков в работе «Оружейного дела надзиратель» («Жизнь и деятельность тульского механика Алексея Сурнина») сводит воедино факты жизни литературного героя и реального человека – тульского оружейника Сурнина.

Писатель И.Ф. Панькин написал «Легенды о мастере Тычке» - необыкновенном оружейнике из Кузнецкой слободы, что в Заречье, за Упой.11

В XVIII—XIX веках огромный вклад в исто­риографию тульского края также внесли известные деятели русской науки и культуры, уроженцы здешних мест В.А. Левшин, чиновник П.С. Батурин и оружейник А.А. Булыгин, мемуары ко­торых воссоздают кар­тины жизни разных слоев общества. Многое сделали для описания и исследования туль­ской истории местные историки Н.Ф. Андреев, В.С. Арсеньев, И.Ф. Афремов, С.А. Зыбин, И.П. Сахаров, Н.Е. Северный, Н.И. Троицкий, В.И. Чернопятов, М.Т. Яблочков. 12

В. А. Лёвшин родился 6 августа 1746 г. в городе Смоленске во время одного из военных походов своего отца - капитана А. Д. Лёвшина. Но всю свою жизнь, за исключением восьми лет армейской службы, он провел в родовом имении - селе Темряни Белевского уезда Тульской губернии. В.А. Левшин в сатирико - бытовой группе "Русских сказок" вплотную подошел к реалистической прозе. Он был автором первой в русской литературе повести о бедном чиновнике ("Досадное пробуждение"). В. А. Лёвшин первым в русской литературе показал читателю жизнь щеголя ("Повесть о новомодном дворянине").

Поэтическое творчество В. А. Лёвшина тяготело к басенному жанру. В 1787 г. вышел его сборник "Нравоучительных басен и притч". В нравоучительных баснях В. Л. Лёвшин выступил с моралью просветителя, верящего в конечное торжество разума. Серия таких басен была подчинена идее осмеяния человеческих пороков, которое, по мнению В. А. Лёвшина, могло способствовать их изживанию. Это сближало В. А. Лёвшина с известным русским баснописцем - просветителем И. И. Хемницером.

В своих сатирических баснях В. А. Лёвшин был последователем А. П. Сумарокова: он брал сюжеты из "низкой действительности", которую передавал в гротескно - натуралистических красках. Современные литературоведы считают, что демократические тенденции басен В. А. Лёвшина, его обличение дворянства, купечества, чиновников включали их в общее русло сатиры второй половины XVIII в.

Огромный интерес с точки зрения освещения уклада жизни, движения общественной мыс­ли в Туле представляют произведе­ния Л.Н. Толстого, Г.И. и Н.В. Успенских. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.13 Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор.

Обогащению представлений школьников о литературе и расширению их понятий о творческой деятельности писателей помогает краеведческая работа. Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся на внеклассных занятиях. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, красоту родного края, его историю, - их юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю.

Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае , где жил и творил писатель , в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, его творчества. Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности, поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к краеведению. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет школьникам почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего рождения начинается любовь к Родине. Местный материал удобен для анализа, он помогает учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Можно сделать вывод, что литературное краеведение оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов у младших школьников. Оно способствует развитию памяти, восприятия, воображения, внимания. Воспитывает любовь к родной земле, к чтению. По нашему мнению, литературное краеведение- основа для патриотического воспитания.



Заключение

В данной курсовой работе мы разобрали, что такое внеурочная деятельность ее виды, способы организации. Более подробно познакомились с таким видом внеурочной деятельности, как литературное краеведение, рассмотрели его значение для формирования познавательных способностей учащихся. Переработав большое количество информации по данной теме, мы пришли к выводу, что благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего народа, наследование народной мудрости.

Изучение краеведческого материала дает школьнику знание истории родного края, знание об истоках современной культуры. Литературное краеведение это основа, расширяющая и обогащающая знания школьников о литературных традициях родного края и страны в целом, которое так же дает понять связь литературы с жизнью. Основой краеведения является работа по собиранию литературного наследия, которое включает в себя книги, фольклор, всевозможные публикации об авторах и их произведениях ,что в целом определяет историю и помогает определиться, что читать. Формировать любовь к родине, к чтению надо уже с младшего школьного возраста, так как основы закладываются именно в этом возрасте.

Литературное краеведение, помогает также в понимании культурных и литературных традиций многих народов. Особенно это актуально в России, где проживает большое количество национальностей представляющих народы и народности с их традициями и литературной историей. В целом же это помогает патриотическому и интернациональному воспитанию.

Таким образом, литературное краеведение, это возможность повысить свои знания в области литературы и всего того, что окружает его. Познакомиться с редкими изданиями, литературными традициями, прочитать рецензии на книги, которые являются литературным наследием и открыть для себя много нового и интересного. Вопрос, что читать, у людей увлеченных литературным краеведением не возникает, и можно сказать не возникнет. А успех в этом деле зависит от правильного сочетания всех способов ведения литературно-краеведческой деятельности. В последнее время и государство присоединилось к такому способу воспитания подрастающего поколения и всеми способами помогает энтузиастам. Сейчас одобряются экскурсии в другие города, создаются разные клубы, кружки, литературные центры. Внеурочная деятельность в школе по данному направлению - это первая ступень к будущему нашей страны.



Список литературы
  1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения [Текст]/ Н.А. Аносова //Образцовая школа.-2001, №7

  2. Виртуальный дворец детского творчества [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.vlivkor.com/2007/11/12/kraevedenie_v_nachalnojj_shkol свободный - Загл. с экрана

  3. Гараева Ф.Х. Внеурочная деятельность младших школьников [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-578604.html свободный - Загл. с экрана

  4. Голубков С. А. Литературное краеведение в школе [Текст]: методические рекомендации для учителя/С.А.Голубков. -М. 2005. -158с.

  5. Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор[Текст]:пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов /М., 2010.- 30 с.

  6. Иванова И.Ю.Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/irina- ivanova свободный - Загл. с экрана

  7. Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma literaturnoe-kraevedenie-vozrast-detey-let-519736.html открытый - Загл. с экрана

  1. Константинов Ю.С. Туристко- краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей [Текст]: пособие для учителя. -М. 2010. -25с.

  2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. Историческое краеведение в СССР [Текст]: пособие для школ /Д.С.Лихачев. - Киев 1991. -75 с.

  3. Мартынова С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст]/С.А. Мартынова// Молодой ученый. -2015. -№2

  4. Матова В.Н. Краеведение в детском саду старшей группы и в начальной школе[Текст]: пособие для воспитателя /В.Н. Матова. -Детство-пресса. -2014.- 55-58, 60 с.

  5. Международный образовательный портал "Мир учителя" [Электронный ресурс] режим доступа: http://worldofteacher.com/3534-3.html открытый - Загл. с экрана

  6. Милонов Н.А. Русские писатели и тульский край. Тула.[Текст]: пособие по литературному краеведению /Н.А.Милонов/ -Приокское книжное издательство. -2010. -195с.

  7. Министерство образования и науки РФ "Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/938 открытый - Загл. с экрана

  8. Никонова М.А. Краеведение [Текст]: пособие для студ. пед. учебн. завед. /М.А.Никонова. - Академия. -2013. -27-28 с.

  9. Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве [Текст]: книга для чтения/В.Пахомов. - Пересвет. -2010. -80 с.

  10. Пикулина Т.В. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст]:журнал для молодых педагогов //Молодой ученый. -2015. -№4.-24-25 с.

  11. Подкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]: пособие для учителя /П.И. Подкасистый. -М. -2004. -240 с.

  12. Праздникова Г.З. Литературное краеведение в школе(Методические рекомендации) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.pgz-68.narod.ru © открытый - Загл. с экрана

  13. Радищев А.П.Литературное краеведение: программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение [Текст]: пособие для учителя. -Просвещение. -1982. -215 с.

  14. Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал]. -2012. -№5 Режим доступа: www.sisp.nkras.ru открытый - Загл. с экрана

  15. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2012/08/12/rabochaya-programma-literaturnoe-kraevedenie-programma-shko открытый - Загл. с экрана

  16. Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе [Текст]: методические рекомендации /Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский. -Ульяновск. -2009. -29-32 с.

  17. Тараненко Л.Г. Уроки внеклассного чтения - важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей [Текст] /Л.Г.Тараненко// Начальная школа/ -1990/ -№5. -16-19 с.

  18. Янко М. Д./ Литературное краеведение в школе [Текст]: пособие для учителя /М.Д.Янко. -Просвещение. -1996. -129-13 с.


1 Министерство образования и науки РФ «Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования». – Москва, 2010.

2 Министерство образования и науки РФ «Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования». – Москва, 2010.

3 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеурочной деятельности школьников. Практика административной работы в школе. — 2014. - №6 с.178

4 Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010 с.5

5 Международный образовательный портал "Мир учителя"(Электронный ресурс) http://worldofteacher.com/3534-3.html

6 Константинов Ю.С. Туристко- краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей Москва, 2010 с.88

7 Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. Историческое краеведение в СССР: Киев, 1991. C. 17-19

8 М.А.Никонова. Краеведение. Педагогическое образование.Академия.2013 с.60

9 Константинов Ю.С. Туристко- краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. Москва, 2010 с.25

10 Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. Тула. Пересвет.2010 с.44

11 Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. Тула. Пересвет.2010с.80

12 Н.А.Милонов Русские писатели и тульский край. Тула. Приокское книжное издательство.2010 с.195

13 Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. Историческое краеведение в СССР: Киев, 1991. с.75


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!