Средняя общеобразовательная школа №19
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Автор : Жаркеева С.Ж.-
учитель русского языка и
литературы
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…
М. В. Ломоносов
Важнейшим ресурсом развития нашей Казахстана , а также нашего региона является духовно-нравственный потенциал молодёжи.
Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом.
Областной учебно-методический кабинет организаций дошкольного, общеобразовательного, технического и профессионального образования управления образования Западно-Казахстанской области
«Литературное краеведение»
( Авторская программа факультативного курса для 9 класса )
Актуальность программы
- способствует решению задач социальной адаптации учащихся;
- стимулирует интерес к изучению своей истории;
- возрастает роль нашего региона;
- пробуждается интерес к своему историческому прошлому, народным традициям;
Новизна программы:
- Программа факультативного курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов.
- За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература.
- Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Уральска и Приуралья в целом, выявить связь известных русских писателей с краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину .
Цель программы:
- обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь.
Задачи курса:
- социально-педагогические : сформировать у обучающихся представление о месте нашего края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
- обучающие :обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы ;
- познавательные : формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно- популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы края;
- развивающие : развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;
- воспитательные : воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры .
Инновационный характер программы:
- Метапредметные компетентности
- Исследовательская деятельность
- Проектная деятельность
- Поисковая деятельность
- Творческое саморазвитие
Ресурсы
- этнические (живые встречи с писателями, поэтами-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города) ;
- культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи) ;
- экологические ;
- природные (походы по родному краю).
Структура программы:
- пояснительная записка , в которой даются общая характеристика учебного предмета, ставятся цели и определяются задачи программы;
- содержание курса по литературному краеведению, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного количества часов на их изучение, форм самостоятельной работы обучающихся и форм контроля;
- тематическое планирование с указанием тем и произведений основной программы, сквозных проблем, форм организации учебных занятий, примерного количества часов на изучение соответствующего материала, форм контроля;
- требования к результатам обучения и освоения содержания курса;
- приложение : дидактический материал к урокам; вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся, примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю;
- список литературы;
Овчинникова О.А.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литературное краеведение как особая
учебная и научная дисциплина.
- «Источники изучения литературы края»
- «Преданья старины глубокой…»
- «Известные имена»
- «Милая моя , РОДИНА!»
- Женский голос в поэзии.
- Поэзия молодости Приуралья
Примерное тематическое планирование
Темы программы
Введение (2 часа)
Сквозные проблемы
1
Формы организации учебного занятия
Введение.
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
Колич
часов
Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы.
Творческие работы учащихся
(контроль)
Учебная лекция.
1 час
Тезисы лекции
Ожидаемые результаты:
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания .
.
высокий уровень познавательной активности;
- факт осознанного изучения истории и литературы Приуралья ;
- истории и литературы вообще;
Одна из самых эффективных форм работы- краеведческо е исследовани е .
Он о включает обучение навыкам научного исследования, организацию такого исследования, формулировку проблемы, цели, задач, выводов, понимание новизны научного исследования.
Краеведческое исследование требует развитых навыков работы в архиве, библиотеке, привлечения различных видов исторических источников, умений их самостоятельно интерпретировать…
литературная гостиная
семинары,практикумы
конференция
заочная экскурсия
поэтические чтения
фотовыставка
музейный калейдоскоп
защита творческого проекта
лекции с элементами беседы
17
Diagram
Формы контроля
самопроверка
кроссворды ,
викторины
презентации
творческие проекты
сочинения-отзывы
задания творческого и поискового характера
сочинения-рецензии
чтение наизусть
тестовые задания
портфолио
Система творческих заданий
- : выразительное чтение художественного произведения,
- сопоставительный анализ художественного произведения,
- защита исследовательского проекта,
отзыв и рецензия,
- иллюстрация к произведению,
- презентации, интервью
- создание картотеки (коллективная работа),
- создание видеофильма (коллективная работа)
- фотоальбом к лирическим текстам
- авторские творческие тексты
Возможные направления взаимодействия с социальной средой
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- участие в республиканских , областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
- вовлечение средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей
Требования к уровню подготовки обучающихс я:
- В результате изучения курса учащиеся должны
- знать:
основные этапы развития и события истории области;
школьники должны знать содержание изученных произведений писателей; биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Приуральем ;
личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);
достижения культуры.
рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
давать описание исторических событий и памятников культуры;
уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной
форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и
сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;
уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
Отслеживание результатов
- качество выполнения практических
и творческих работ учащихся
- развитие интереса к науке и желание
её глубоко изучать
- выступление учащихся с докладами, рефератами, презентациями; участие в областных конкурсах краеведческих исследовательских работ, научно-практических конференциях
Лучшие проекты учащихся
- 2005- «Топонимико-историческое лицо Куреней»
- 2006- «В.Бианки и Приуралье»
- 2007- «Страницы истории драматического театра имени
А.Островского»
- 2008 – «Жизнь и быт казахов в произведениях В.Даля»
- 2009- «Взгляд из окна : микротопонимические заметки»
- 2010- «Растительный и животный мир на страницах романа
Х.Есенжанова «Яик-светлая река»
- 2011- «Аккайнар: взгляд в будущее»
- 2012 – «Что в имени тебе моем...»
- 2013- «История семьи Овчинниковых-частица истории Приуралья»
- 2014- «Развитие системы образования Букеевской Орды и
г.Уральска в конце 19-начале 20 веков»
- 2015- «В.Правдухин и Приуралье»
- 2016- « Сауркин яр: прошлое,настоящее,будущее»
Конкурс
Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов )
Фамилия ученика
Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов)
Таумова Медина
Результат
Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Шырақ”
Кенжеғалиева Рената
ІІІ
Хабибуллина Акуштап
ІІІ
Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Юность.Наука.Культура” (г.Обнинск )
І
Таумова Медина
ІІ
« Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы…»
Д.С. Лихачев