СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    

        Важнейшим ресурсом развития нашей страны, а также нашего региона  является духовно-нравственный потенциал молодёжи.

    Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом.

§Программа факультативного курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов.

§За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература.

Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Уральска и Приуралья в целом, выявить связь известных русских писателей с краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

 Средняя общеобразовательная школа №19   ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ  САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ    Автор : Жаркеева С.Ж.-  учитель русского языка и  литературы

Средняя общеобразовательная школа №19

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Автор : Жаркеева С.Ж.-

учитель русского языка и

литературы

  Везде исследуйте всечасно,  Что есть велико и прекрасно…     М. В. Ломоносов

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно…

М. В. Ломоносов

 Важнейшим ресурсом развития нашей Казахстана , а также нашего региона является духовно-нравственный потенциал молодёжи.  Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом.

Важнейшим ресурсом развития нашей Казахстана , а также нашего региона является духовно-нравственный потенциал молодёжи.

Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом.

 Областной учебно-методический кабинет организаций дошкольного, общеобразовательного, технического и профессионального образования управления образования Западно-Казахстанской области    «Литературное краеведение»  ( Авторская программа факультативного курса для 9 класса )      

Областной учебно-методический кабинет организаций дошкольного, общеобразовательного, технического и профессионального образования управления образования Западно-Казахстанской области

«Литературное краеведение»

( Авторская программа факультативного курса для 9 класса )

 

 

 

Актуальность программы   способствует решению задач социальной адаптации учащихся; стимулирует интерес к изучению своей истории; возрастает роль нашего региона;  пробуждается интерес к своему историческому прошлому, народным традициям;

Актуальность программы

  • способствует решению задач социальной адаптации учащихся;
  • стимулирует интерес к изучению своей истории;
  • возрастает роль нашего региона;
  • пробуждается интерес к своему историческому прошлому, народным традициям;
 Новизна программы: Программа факультативного курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Уральска и Приуралья в целом, выявить связь известных русских писателей с краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину .

Новизна программы:

  • Программа факультативного курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов.
  • За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература.
  • Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Уральска и Приуралья в целом, выявить связь известных русских писателей с краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину .
Цель программы:   - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь.

Цель программы:

- обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь.

Задачи курса:

  • социально-педагогические : сформировать у обучающихся представление о месте нашего края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • обучающие :обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы ;
  • познавательные : формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно- популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы края;
  • развивающие : развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;
  • воспитательные : воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры .
Инновационный характер программы: Метапредметные компетентности Исследовательская деятельность Проектная деятельность Поисковая деятельность Творческое саморазвитие

Инновационный характер программы:

  • Метапредметные компетентности
  • Исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Поисковая деятельность
  • Творческое саморазвитие
Ресурсы этнические (живые встречи с писателями, поэтами-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города) ; культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи) ; экологические ; природные (походы по родному краю).

Ресурсы

  • этнические (живые встречи с писателями, поэтами-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города) ;
  • культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи) ;
  • экологические ;
  • природные (походы по родному краю).
 Структура программы:  пояснительная записка , в которой даются общая характеристика учебного предмета, ставятся цели и определяются задачи программы; содержание курса по литературному краеведению, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного количества часов на их изучение, форм самостоятельной работы обучающихся и форм контроля; тематическое планирование с указанием тем и произведений основной программы, сквозных проблем, форм организации учебных занятий, примерного количества часов на изучение соответствующего материала, форм контроля; требования к результатам обучения и освоения содержания курса; приложение : дидактический материал к урокам;  вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся, примерные формулировки заданий и вопросов  к текущему контролю; список литературы;  Овчинникова О.А.

Структура программы:

  • пояснительная записка , в которой даются общая характеристика учебного предмета, ставятся цели и определяются задачи программы;
  • содержание курса по литературному краеведению, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного количества часов на их изучение, форм самостоятельной работы обучающихся и форм контроля;
  • тематическое планирование с указанием тем и произведений основной программы, сквозных проблем, форм организации учебных занятий, примерного количества часов на изучение соответствующего материала, форм контроля;
  • требования к результатам обучения и освоения содержания курса;
  • приложение : дидактический материал к урокам; вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся, примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю;
  • список литературы;

Овчинникова О.А.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА          Введение  Литературное краеведение как особая  учебная и научная дисциплина. «Источники изучения литературы края» «Преданья старины глубокой…»  «Известные имена» «Милая моя , РОДИНА!»  Женский голос в поэзии. Поэзия молодости Приуралья

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  • Введение

Литературное краеведение как особая

учебная и научная дисциплина.

  • «Источники изучения литературы края»
  • «Преданья старины глубокой…»
  • «Известные имена»
  • «Милая моя , РОДИНА!»
  • Женский голос в поэзии.
  • Поэзия молодости Приуралья

 Примерное тематическое планирование Темы программы  Введение (2 часа) Сквозные проблемы 1 Формы организации учебного занятия  Введение.  Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. Колич часов Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы. Творческие работы учащихся (контроль) Учебная лекция. 1 час Тезисы лекции

Примерное тематическое планирование

Темы программы

Введение (2 часа)

Сквозные проблемы

1

Формы организации учебного занятия

Введение.

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Колич

часов

Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы.

Творческие работы учащихся

(контроль)

Учебная лекция.

1 час

Тезисы лекции

Ожидаемые результаты: толерантность как приобретенный навык культуры общения и   как гарантия патриотического, гражданского и   интернационального самосознания . .  высокий уровень познавательной активности;  факт осознанного изучения  истории и литературы Приуралья ;  истории и литературы вообще;

Ожидаемые результаты:

  • толерантность как приобретенный навык культуры общения и   как гарантия патриотического, гражданского и   интернационального самосознания .

.

высокий уровень познавательной активности;

  • факт осознанного изучения  истории и литературы Приуралья ;
  • истории и литературы вообще;
Одна из самых эффективных форм работы- краеведческо е исследовани е .  Он о включает  обучение навыкам научного исследования, организацию такого исследования, формулировку проблемы, цели, задач, выводов, понимание новизны научного исследования.  Краеведческое исследование требует развитых навыков работы в архиве, библиотеке, привлечения различных видов исторических источников, умений их самостоятельно интерпретировать…

Одна из самых эффективных форм работы- краеведческо е исследовани е .

Он о включает обучение навыкам научного исследования, организацию такого исследования, формулировку проблемы, цели, задач, выводов, понимание новизны научного исследования.

Краеведческое исследование требует развитых навыков работы в архиве, библиотеке, привлечения различных видов исторических источников, умений их самостоятельно интерпретировать…

 литературная гостиная  семинары,практикумы  конференция  заочная экскурсия  поэтические чтения  фотовыставка  музейный калейдоскоп защита творческого проекта лекции с элементами беседы 17

литературная гостиная

семинары,практикумы

конференция

заочная экскурсия

поэтические чтения

фотовыставка

музейный калейдоскоп

защита творческого проекта

лекции с элементами беседы

17

Diagram  Формы контроля самопроверка кроссворды , викторины презентации творческие проекты сочинения-отзывы  задания творческого и поискового характера сочинения-рецензии чтение наизусть тестовые задания портфолио

Diagram

Формы контроля

самопроверка

кроссворды ,

викторины

презентации

творческие проекты

сочинения-отзывы

задания творческого и поискового характера

сочинения-рецензии

чтение наизусть

тестовые задания

портфолио

 Система творческих заданий : выразительное чтение художественного произведения, сопоставительный анализ художественного произведения, защита исследовательского проекта, отзыв и рецензия,  иллюстрация к произведению,  презентации, интервью создание картотеки (коллективная работа), создание видеофильма (коллективная работа) фотоальбом к лирическим текстам авторские творческие тексты

Система творческих заданий

  • : выразительное чтение художественного произведения,
  • сопоставительный анализ художественного произведения,
  • защита исследовательского проекта,

отзыв и рецензия,

  • иллюстрация к произведению,
  • презентации, интервью
  • создание картотеки (коллективная работа),
  • создание видеофильма (коллективная работа)
  • фотоальбом к лирическим текстам
  • авторские творческие тексты
Возможные направления взаимодействия с социальной средой сотрудничество с учреждениями дополнительного образования; участие в республиканских , областных, городских акциях, движениях, экспедициях; использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки); вовлечение средств массовой информации; вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей

Возможные направления взаимодействия с социальной средой

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
  • участие в республиканских , областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
  • использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
  • вовлечение средств массовой информации;
  • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей

Требования к уровню подготовки обучающихс я: В результате изучения курса учащиеся должны знать:    основные этапы развития и события истории области;    школьники должны знать содержание изученных произведений писателей; биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Приуральем ;    личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);    достижения культуры. уметь:    рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;    давать описание исторических событий и памятников культуры;    уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной  форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и  сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;    уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;

Требования к уровню подготовки обучающихс я:

  • В результате изучения курса учащиеся должны
  • знать:

основные этапы развития и события истории области;

школьники должны знать содержание изученных произведений писателей; биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Приуральем ;

личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);

достижения культуры.

  • уметь:

рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;

давать описание исторических событий и памятников культуры;

уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной

форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и

сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;

уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;

 Отслеживание результатов  качество выполнения практических  и творческих работ учащихся развитие интереса к науке и желание  её глубоко изучать выступление учащихся с докладами, рефератами, презентациями; участие в областных конкурсах краеведческих исследовательских работ, научно-практических конференциях

Отслеживание результатов

  • качество выполнения практических

и творческих работ учащихся

  • развитие интереса к науке и желание

её глубоко изучать

  • выступление учащихся с докладами, рефератами, презентациями; участие в областных конкурсах краеведческих исследовательских работ, научно-практических конференциях
Лучшие проекты учащихся 2005- «Топонимико-историческое лицо Куреней» 2006- «В.Бианки и Приуралье» 2007- «Страницы истории драматического театра имени  А.Островского» 2008 – «Жизнь и быт казахов в произведениях В.Даля» 2009- «Взгляд из окна : микротопонимические заметки» 2010- «Растительный и животный мир на страницах романа  Х.Есенжанова «Яик-светлая река» 2011- «Аккайнар: взгляд в будущее» 2012 – «Что в имени тебе моем...» 2013- «История семьи Овчинниковых-частица истории Приуралья» 2014- «Развитие системы образования Букеевской Орды и  г.Уральска в конце 19-начале 20 веков» 2015- «В.Правдухин и Приуралье» 2016- « Сауркин яр: прошлое,настоящее,будущее»

Лучшие проекты учащихся

  • 2005- «Топонимико-историческое лицо Куреней»
  • 2006- «В.Бианки и Приуралье»
  • 2007- «Страницы истории драматического театра имени

А.Островского»

  • 2008 – «Жизнь и быт казахов в произведениях В.Даля»
  • 2009- «Взгляд из окна : микротопонимические заметки»
  • 2010- «Растительный и животный мир на страницах романа

Х.Есенжанова «Яик-светлая река»

  • 2011- «Аккайнар: взгляд в будущее»
  • 2012 – «Что в имени тебе моем...»
  • 2013- «История семьи Овчинниковых-частица истории Приуралья»
  • 2014- «Развитие системы образования Букеевской Орды и

г.Уральска в конце 19-начале 20 веков»

  • 2015- «В.Правдухин и Приуралье»
  • 2016- « Сауркин яр: прошлое,настоящее,будущее»
Конкурс  Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов ) Фамилия ученика Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов) Таумова Медина Результат Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Шырақ” Кенжеғалиева Рената ІІІ Хабибуллина Акуштап ІІІ  Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Юность.Наука.Культура” (г.Обнинск )  І Таумова Медина ІІ

Конкурс

Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов )

Фамилия ученика

Международный интеллект- фестиваль “Политика вокруг нас “ (г.Саратов)

Таумова Медина

Результат

Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Шырақ”

Кенжеғалиева Рената

ІІІ

Хабибуллина Акуштап

ІІІ

Региональный конкурс научно-исследовательских работ “Юность.Наука.Культура” (г.Обнинск )

І

Таумова Медина

ІІ

« Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы…»  Д.С. Лихачев

« Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы…»

Д.С. Лихачев


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!