СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра "Умники и умницы" (5кл.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра разработана на материале программных произведений, изучаемых в 5кл.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "Умники и умницы" (5кл.)»

На материале программных произведений, прочитанных в 5 классе

На материале программных произведений,

прочитанных в 5 классе

Словарь Агон (греч.) – соревнование, состязание. Ареопаг – высший орган судебной и политической власти в Древних Афинах. Ва-банк (франц.) – идти на риск, действовать, рискуя всем.

Словарь

Агон (греч.) – соревнование, состязание.

Ареопаг – высший орган судебной и политической власти в Древних Афинах.

Ва-банк (франц.) – идти на риск, действовать, рискуя всем.

ПРОЛОГ   кауч у к св ё кла т о рты звон и т щав е ль цем е нт c тол я р  Конкурс русского языка.  Расставьте ударение в словах: каучук свёкла торты звонит щавель цемент столяр Конкурс красноречия. (30 сек.)  Тема: О пользе чтения.

ПРОЛОГ

кауч у к

св ё кла

т о рты

звон и т

щав е ль

цем е нт

c тол я р

  • Конкурс русского языка.

Расставьте ударение в словах:

каучук

свёкла

торты

звонит

щавель

цемент

столяр

  • Конкурс красноречия. (30 сек.)

Тема: О пользе чтения.

I этап  1. И.С. Тургенев. «Муму» 2. Сравнения 3. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

I этап

1. И.С. Тургенев. «Муму»

2. Сравнения

3. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

И.С. Тургенев. «Муму» О ком из героев идёт речь? Почему Тургенев так характеризует героиню?

И.С. Тургенев. «Муму»

О ком из героев идёт речь? Почему Тургенев так характеризует героиню?

Сравнения Напомните сравнения, которые использует В.Г. Короленко, описывая Марусю. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Сравнения

Напомните сравнения, которые использует В.Г. Короленко, описывая Марусю.

Сравнениеизображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

В.Г. Короленко. «В дурном обществе» Покажите, что очень искусно исполнял каждое утро Валек.

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

Покажите, что очень искусно исполнял каждое утро Валек.

II этап 4. Х.К. Андерсен. «Снежная королева» 5. Писатели 6. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

II этап

4. Х.К. Андерсен. «Снежная королева»

5. Писатели

6. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

Х.К. Андерсен.  «Снежная королева» «Что значит рассеянность старушки, умеющей колдовать!»

Х.К. Андерсен. «Снежная королева»

«Что значит рассеянность старушки, умеющей колдовать!»

Писатели Его сочинение в 5 классе было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив».

Писатели

Его сочинение в 5 классе было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив».

А. Погорельский.  «Чёрная курица» Что явилось причиною того, что министр (Чернушка) осуждён носить на руках золотые цепи?

А. Погорельский. «Чёрная курица»

Что явилось причиною того, что министр (Чернушка) осуждён носить на руках золотые цепи?

Блиц Почему Никита из рассказа А. Платонова хочет всех сделать живыми?

Блиц

  • Почему Никита из рассказа А. Платонова хочет всех сделать живыми?
2.  Чья это записка?  « Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле».

2. Чья это записка?

« Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле».

3. О ком идёт речь? «… он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

3. О ком идёт речь?

«… он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

4. Объясните значения слов тучный ; глумиться ; бобыль ; глашатай ; Лель

4. Объясните значения слов

тучный ;

глумиться ;

бобыль ;

глашатай ;

Лель

5.  Закончите строфу. А мне костёр не страшен.

5. Закончите строфу.

А мне костёр не страшен.

Ответы 1.По словам отца, у него доброе сердце

Ответы

1.По словам отца, у него доброе сердце

2. Записка Лариона Малявина, героя рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

2. Записка Лариона Малявина, героя рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

3. Герасим

3. Герасим

4. Тучный – упитанный, крупный.  Глумиться – издеваться.  Бобыль – одинокий человек.  Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.  Лель – мифологический образ юноши – пастуха, певца.

4. Тучный – упитанный, крупный.

Глумиться – издеваться.

Бобыль – одинокий человек.

Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.

Лель – мифологический образ юноши – пастуха, певца.

5.  А мне костёр не страшен.   Пускай со мною умрёт   Моя святая тайна -   Мой вересковый мёд!

5. А мне костёр не страшен.

Пускай со мною умрёт

Моя святая тайна -

Мой вересковый мёд!

III этап 7. К. Паустовский. «Тёплый хлеб» 8. А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

III этап

7. К. Паустовский. «Тёплый хлеб»

8. А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

К. Паустовский.  «Тёплый хлеб» О чём рассказывала старая сорока, сидя на раките над плотиной?

К. Паустовский. «Тёплый хлеб»

О чём рассказывала старая сорока, сидя на раките над плотиной?

А. Пушкин. «Сказка…» Царевна в сказке обладает особым тактом, изяществом. Пушкин помогает понять её характер, прибегая только к глаголам. Назовите эти глаголы.   Дом царевна … ,   Всё порядком … ,   …  Богу свечку,   …  жарко печку,   На полати …   И тихонько … .

А. Пушкин. «Сказка…»

Царевна в сказке обладает особым тактом, изяществом. Пушкин помогает понять её характер, прибегая только к глаголам. Назовите эти глаголы.

Дом царевна ,

Всё порядком ,

Богу свечку,

жарко печку,

На полати

И тихонько .

 Дом царевна обошла ,  Всё порядком убрала ,  Засветила Богу свечку,  Затопила жарко печку,  На полати взобралась  И тихонько улеглась .

Дом царевна обошла ,

Всё порядком убрала ,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась .

Эпилог Л. Толстой. «Кавказский пленник» И. Тургенев. «Муму» Писатели

Эпилог

  • Л. Толстой. «Кавказский пленник»
  • И. Тургенев. «Муму»
  • Писатели
Л. Толстой.  «Кавказский пленник» У героев Л. Толстого «говорящие» фамилии. Объясните их значения.

Л. Толстой. «Кавказский пленник»

У героев Л. Толстого «говорящие» фамилии. Объясните их значения.

Жилин от слова «жила» - сухожилие, прочное окончание мышц ; жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костылин от слов «костыль» - палка для хромых, безногих, «подкостыливает» - плетётся помаленьку.

Жилин от слова «жила» - сухожилие, прочное окончание мышц ; жилистый, двужильный – сильный, упругий.

Костылин от слов «костыль» - палка для хромых, безногих, «подкостыливает» - плетётся помаленьку.

И. Тургенев. «Муму» На какую домашнюю птицу похож Герасим и почему?

И. Тургенев. «Муму»

На какую домашнюю птицу похож Герасим и почему?

Писатели Этот писатель родился в семье судьи. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами. Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но его дочь так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был…умер, оставив нищих детей своих». Догадайтесь, об отце какого писателя идёт речь.

Писатели

Этот писатель родился в семье судьи. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.

Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но его дочь так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был…умер, оставив нищих детей своих».

Догадайтесь, об отце какого писателя идёт речь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!