СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная-игра "Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – поэт, писатель, историк"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная содержит этап игры. Предназначена для обучающихся 7-11 классов. Сейчас на уроках литературы редко говорят о Карамзине, изучают только "Бедную Лизу". А жаль. Интерсный человек, писатель, историк.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная-игра "Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – поэт, писатель, историк"»

МКОУ «Подъеланская СОШ»


Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – поэт, писатель, историк



Литературная гостиная-игра


Цели:

  • познакомить обучающихся с биографией и творчеством Н.М.Карамзина;

  • познакомить с произведениями, написанными Н.М.Карамзиным для детей;

  • развивать логическое мышление, интерес к истории, литературе через игру;

  • развивать внимание, речь;

  • воспитывать любовь к русской литературе и истории;


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карандаши, листы бумаги.

Перед началом мероприятия ребят надо разделить на две команды и рассадить за столы, на которых лежат ватманы и фломастеры разного цвета по количеству игроков.


Ход мероприятия:


  1. Литературная гостиная:

1 слайд – заставка.


- Дорогие ребята, сегодня мы собрались вместе по прекрасному поводу. Мы собрались отмечать день рождения замечательного человека, интересного, знаменитого, просвещённого. И отмечать мы день рождения будем так же интересно и просвещённо, литературной гостиной-игрой.

А теперь посмотрите на портрет этого человека и скажите, о ком пойдёт речь: 2 слайд«…появился на свет через четыре года после восшествия на престол матушки-императрицы Екатерины II и за двадцать три года до начала Великой французской революции».


3 слайд – Это Николай Михайлович Карамзин.


4 слайд - С 2008 каждый год президент России посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания

2016 год не стал исключением. Президент Российской Федерации подписал Указ от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М.Карамзина».

Великому писателю, историографу, переводчику, реформатору русского языка Н.М.Карамзину 12 декабря исполняется 250 лет со дня рождения.


5 слайд – Почему целый год посвящается Н.М.Карамзину? Потому что, как сказал о нём В.Г.Белинский: «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».


- Пора обратиться к рассказу о жизни и творчеству этого известного человека: рассказ о Н.М.Карамзине с презентацией – Банщикова Саманта (на слайде гиперссылка на презентацию о Карамзине).

(Перед рассказом о Карамзине надо нацелить аудиторию на внимательное слушание и запоминание, так как презентация содержит ответы на вопросы, которые будут заданы во время игры. Игроки при прослушивании рассказа записывают на ватмане со своей стороны то, что считают полезным и необходимым для дальнейшей игры. Потом вращают ватман по часовой стрелке до той записи, которую делали сами, и знакомятся с записями других членов команды).


6 слайд - В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа-посадница".


Отрывок из произведения «Марфа-посадница» читает Свежинцев Роман.


7 слайд - Во второй половине XVIII в. в российской литературе появилось новое направление — сентиментализм. Писатели-сентименталисты своими произведениями старались воздействовать на чувственное восприятие читателя, вызвать его симпатию или ненависть к описываемым событиям. Название этого литературного направления произошло от французского слова «сентиман» - чувство. В 1790 г. Карамзин объявил о своем намерении издавать «Московский журнал». Он собирался печатать там для «почтенной публики» «русские сочинения в стихах и прозе, такие, которые... могут доставить удовольствие читателям». Публикация повести «Бедная Лиза» Карамзина в этом журнале принесла автору настоящую славу и сразу поставила его в ряд крупнейших русских писателей.


Отрывок из повести «Бедная Лиза» читает Лановая Карина.


8 слайд - В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом

Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов "Истории Государства Российского". Тираж — страшное дело! — 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей.

С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина — история-летопись — единственная в своем роде и больше такой не будет.

Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: "Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру".


Отрывок из «Истории государства Российского» читает Свежинцева А.М.


9 слайд - К сожалению, мы знакомы только с произведениями, адресованными для взрослых читателей. Однако Н.М. Карамзин внёс большой вклад в развитие и русской детской литературы. Он был замечательным детским писателем, который написал и перевёл для юных читателей около 30 произведений. Также для детей им были написаны три сказки: «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Дремучий лес» и богатырская сказка «Илья Муромец».


Отрывок из сказки «Илья Муромец» читает Шаманский Максим.


  1. Литературная игра:


Итак, вот мы и подошли к следующему этапу нашей встречи-дня рождения – это литературной игре.

Игра будет состоять из 4 видов вопросов: 10 слайд -

1 вид - Жизнь Н.М.Карамзина

2 вид – Творчество Н.М.Карамзина

3 вид – Афоризмы Н.М.Карамзина

4 вид – Памятные места


Установлены гиперссылки. Переходы от одного вида к другому осуществляются в презентации с помощью щелчка по плашке вида вопросов. Переходы от вопроса к вопросу осуществляются с помощью щелчка мыши по номеру вопроса.


ЖИЗНЬ Н.М.КАРАМЗИНА


11 слайд - 1 вид – «Жизнь Н.М.Карамзина» (10 вопросов, каждый вопрос на отдельном слайде, ответы появляются после щелчка мыши по слайду):

12 слайд -

  1. В качестве кого Карамзин вошёл в историю?

А) Лингвист

Б) Философ

В) Реформатор русского языка


13 слайд - 2) Какой титул, присвоенный Карамзину Александром Первым, после смерти писателя больше не возобновлялся?

А) «Государев учёный»

Б) «Историограф»

В) «Империограф»


14 слайд - 3) Кто похоронен рядом с Карамзиным?

А) Достоевский

Б) Тургенев

В) Бунин


15 слайд - 4) Карамзин одним из первых начал использовать в русском языке букву...

А) ?

Б) Ё

В) Ъ


16 слайд - 5) Как сейчас называется город, в котором родился Карамзин?

А) Волгоград

Б) Ульяновск

В) Нижний Новгород


17 слайд - 6) Какая дворянская традиция соблюдалась в семье Карамзиных по отношению к сыну, как и в семействе Гринёвых в «Капитанской дочке» Пушкина?

(С детства, даже с рождения, записывать сыновей на военную службу)

18 слайд - 7) В московском «Дружеском обществе» Карамзин нашёл свой идеал и навсегда сохранил к нему уважение, выступив в его защиту после ареста, а после его смерти ходатайствовал за детей покойного. Кто это был?

(Н. И. Новиков - известный просветитель, издатель и публицист)


19 слайд - 8) В молодости он сравнивал себя с Дон Кихотом, но называл рыцарем не «печального образа», а какого?

(«Рыцарем весёлого образа»)


20 слайд - 9) Какое путешествие совершил начинающий литератор в 23 года, чтобы позднее написать о нём книгу?

(За границу - Германия, Швейцария, Франция, Англия (1789-1790). «Письма русского путешественника» (1791-1795)).


21 слайд - 10) Считая себя «республиканцем в душе», Карамзин видит в республике недосягаемую мечту, царство добродетели, а потому выбирает более надёжное правление. Какое?

(Монархическое - «монархическое правление гораздо счастливее и надежнее»).


После щелчка на слайде по номеру вопроса 10 презентация открывается на слайде 1 вида вопросов «Жизнь Н.М.Карамзина», надо кликнуть по плашке вида вопросов, презентация откроется на слайде с перечнем видов вопросов, здесь выбирается новый вид вопросов.


ТВОРЧЕСТВО Н.М.КАРАМЗИНА


22 слайд - 2 вид «Творчество Н.М.Карамзина» (8 вопросов, каждый вопрос на отдельном слайде, ответы появляются после щелчка мыши по слайду, работают гиперссылки):


23 слайд

  1. Какое слово не ввёл в русский язык Карамзин?

А) Благотворительность

Б) Влюблённость

В) Полярность


  1. 24 слайд - Какую область словесности и литературный жанр избирает писатель, утверждая, что они способны передать не только многообразие внешнего мира, но и «музыку души»?

(Прозу и поэзию)


  1. 25 слайд - Как просвещённое дворянство стало после «Бедной Лизы» называть своих сыновей и что означает это имя?

(Эрастами (по-греч. «милый»)).


  1. 26 слайд - В какой формуле выразил писатель основную идею своей повести «Бедная Лиза»?

(«И крестьянки любить умеют» - эта формула стала гуманистическим и демократическим кредо русской литературы).



  1. 27 слайд - Карамзин высказывал желание создать «галерею россиянок, знаменитых в истории». Воплотил ли он это желание в своём творчестве?

(Написал повесть «Марфа-Посадница» о вдове новгородского посадника, возглавившей борьбу новгородцев против захватнической политики Москвы).


  1. 28 слайд - О каком произведении Карамзина Пушкин отозвался как о «подвиге честного человека», а Герцен - как о «великом творении»?

(Об «Истории государства Российского»).


  1. 29 слайд - Какое событие современности карамзинисты назвали «вооружённой критикой на «Историю государства Российского»?

(Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.).


  1. 30 слайд - Какую меткую и лаконичную характеристику заслуг Карамзина перед русской культурой дал Пушкин: «первый наш ... и последний ...»?

(«...историк», «...летописец»).


После щелчка на слайде по номеру вопроса 8 презентация открывается на слайде 2 вида вопросов «Творчество Н.М.Карамзина», надо кликнуть по плашке вида вопросов, презентация откроется на слайде с видами вопросов, здесь выбирается новый вид вопросов, например «Афоризмы Н.М.Карамзина».


АФОРИЗМЫ Н.М.КАРАМЗИНА


31 слайд – 3 вид вопросов «Афоризмы Н.М.Карамзина»: необходимо вставить в афоризм недостающее слово (6 афоризмов, каждая цитата на отдельном слайде, ответы появляются после щелчка мыши по слайду, работают гиперссылки):


  1. 32 слайд – «Смеяться, право, не грешно,

Над всем, что кажется_______»

(смешно)


  1. 33 слайд – «В одном ____________ найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»

(просвещении)


  1. 34 слайд – «Для привязанности нет срока: всегда можно ________, пока сердце живо».

(любить)

  1. 35 слайд – «____________ сильнее всего, святее всего, несказаннее всего».

(Любовь)


  1. 36 слайд – «Мало разницы между мелочными и так называемыми важными занятиями; одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у __________».

(совести)


  1. 37 слайд – «Не мешаю другим мыслить ________».

(иначе)


После щелчка на слайде по номеру афоризма 6 презентация открывается на слайде 3 вида вопросов «Афоризмы Н.М.Карамзина», надо кликнуть по плашке вида вопросов, презентация откроется на слайде с перечнем видов вопросов, здесь выбирается новый вид вопросов, например «Памятные места».


ПАМЯТНЫЕ МЕСТА


38 слайд - 4 вид заданий «Памятные места»: необходимо определить 1. название памятника и 2. местонахождение, щёлкать по фотографии (4 фотографии, каждая фотография на отдельном слайде, ответы появляются после щелчка мыши по слайду, работают гиперссылки, можно пользоваться интернетом):


  1. 39 слайд – Ответ: Могила Н.М.Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (С. -Петербург)


  1. 40 слайд – Ответ: Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)

Установлен в Симбирске (ныне Ульяновск) в 1845 г. Автор проекта памятника – скульптор С. И. Гальберг.


  1. 41 слайд - Ответ: Памятник «Тысячелетие России» (в Великом Новгороде).

Авторы – скульпторы М. Микешин и И. Шредер, архитектор В. Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.


  1. 42 слайд – Ответ: Памятник Н. М. Карамзину в усадьбе Остафьево

Открыт в 1911 г. к 100-летию написания Карамзиным произведения «Записки о древней и новой России». Автор проекта - академик Н. З. Панов. Автор идеи установки и концепции памятника - князь П. П. Вяземский.


После щелчка на слайде по номеру памятника 4 презентация открывается на слайде 4 вида вопросов «Памятные места», надо кликнуть по плашке вида вопросов, презентация откроется на слайде с перечнем видов вопросов, здесь выбирается последний вопрос – блиц-вопрос – необходимо щёлкнуть по плашке с вопросительным знаком


БЛИЦ-ВОПРОС


43 слайд – Блиц-вопрос: кто быстрее даст правильный ответ (вопрос один, ответ после щелчка мыши по слайду):


«Декабрист ... писал об “Истории государства Российского”: “Прочёл я девятый том Русской Истории... Ну, Грозный! Не знаю, чему больше удивляться, тиранству Иоанна или дарованию нашего Тацита”. Кто так писал?»

(К.Ф.Рылеев)


  1. Подведение итогов игры:


Пока жюри подводит итоги игры, участники команд в течение трёх минут составляют слова из букв, входящих в состав слов «историограф» и «Карамзин» - 44 слайд.


45 слайд -

- Вот мы и ответили на многие вопросы, которые у вас возникали при звучании фамилии замечательного писателя, поэта, историка, реформатора русского языка Николая Михайловича Карамзина. Я смею надеяться, что для кого-то из вас послужат уроком его убеждения и его жизнь, кто-то заинтересуется его творчеством, смею надеяться, что в наших сердцах останется благодарность историку и летописцу Н.М.Карамзину за его литературный подвиг. Мы будем гордиться, что русская земля рождает таких титанов, как Николай Михайлович Карамзин.

До новых встреч с новыми литературными именами!



Мойсеева Е.И. «Н.М.Карамзин – поэт, писатель, историк» Страница 10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!