СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер. «Поэзия и проза Великой Отечественной войны».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие к Дню Победы: «Поэзия и проза Великой Отечественной войны».

Цель мероприятия: Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны через литературу.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер. «Поэзия и проза Великой Отечественной войны».»

Мероприятие к Дню Победы: «Поэзия и проза Великой Отечественной войны».

Цель мероприятия: Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны через литературу.

Оформление: стенгазета «Сороковые, роковые»; выставка книг о войне; презентация; стенды с картинами, посвященные войне, портреты писателей; аудиозаписи песен о войне; аудиозапись стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» в исполнении автора.

Действующие лица: учитель; 1-й ведущий; 2-й ведущий; 3-йведущий; 4-й ведущий; 1-яя девушка; 2-я девушка; чтецы.

Ход мероприятия.


Учитель: День святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.


(Звучит песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война»)


1-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

2-й ведущий: Друнина Юлия Владимировна. В первые дни войны пришла в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Получив отказ, работала санитаркой в госпитале, копала окопы под Можайском. В 1942 г. была направлена в авиаполк на Дальний Восток, затем служила санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Награждена медалью «За отвагу». В 1944 г. после второго ранения была демобилизована. Вернувшись в Москву, поступила в Литературный институт. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 г. Стихи, посвященные Великой Отечественной войне, занимают центральное место в ее творчестве.

1-я девушка:

Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны,-
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.

Дни летят, словно пули,
Как снаряды - года...
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.

И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.


3-й ведущий: МАЙОРОВ Николай Петрович (1919–1942 гг.), поэт. Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. С десяти лет жил в г. Иваново. В 1937 г. поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 г. одновременно учился в Литературном институте им. А.М. Горького, занимался в поэтическом семинаре П.Г. Антокольского. В октябре 1941 г. ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Похоронен в братской могиле в селе Карманово Гагаринского района Смоленской области. Несколько его стихотворений было опубликовано за время его учёбы в газете «Московский университет». Две поэмы, написанные им в 1939 и 1940 гг., не сохранились. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

   нам страх и подлость

   были не к лицу.

   Мы пили жизнь до дна

   и умирали

   за эту жизнь,

   не кланяясь свинцу.


4-й ведущий: В годы Великой Отечественной войны Ольга Федоровна Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами, в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. Строки О.Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".

2-я девушка:
Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла
горьких лет гонения и зла,
но в слепящей вспышке поняла:
это не со мной - с Тобою было,
это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!
Но была б мертва, осуждена,-
встала бы на зов Твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна.

Я люблю Тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,
с темной радугой над головой.

Он настал, наш час,
и что он значит -
только нам с Тобою знать дано.
Я люблю Тебя - я не могу иначе,
я и Ты по-прежнему - одно.


1-ведущий: Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Из воспоминаний писателя Ильи Эренбурга: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садитесь». Н сел и тотчас встал: «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихи о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: «Еще…еще». Потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».

Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют»

1-й чтец:

Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,
И вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.


2-й ведущий: Если поэзия мгновенно реагировала на присходящие события, то прозе. А особенно таким крупным жанрам, как роман. Требовалось время. Сразу после войны появляются «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Знаменосцы» О.Гончара и многие другие. Писатели воспевают в них героический подвиг народа – победителя, а война воспринимается как противостояние добра – красоты и зла – уродства.


3- ведущий: Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.


4- ведущий: Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911—1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».


1-й Чтец: … Ведь у меня и раньше были друзья. Много друзей было. Вместе учились, работали, водку пили, спорили об искусстве и прочих высоких материях… Но достаточно ли всего этого? Выпивок, споров, так называемых общих интересов, общей культуры?

Вадим Кастрицкий – умный, талантливый, тонкий парень. Мне всегда с ним интересно, многому я у него научился. А вот вытащил бы он меня, раненого, с поля боя? Меня раньше это и не интересовало. А сейчас интересует. А Валега вытащит. Это я знаю… Или Сергей Веледницкий. Пошёл бы я с ним в разведку? Не знаю. А с Валегой – хоть на край света.

На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны кулаками, зубами… вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела – покажет себя. А делить, умножать и читать не по складам всегда научится, было б время и желание…

Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок и опять сжимается комочком, поджав колени к подбородку.

Спи, спи, лопоухий… Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. Валега туда! Валега – сюда! Дрыхни пока. А кончится война, останемся живы, придумаем что-нибудь.

Ведущий. Быков Василь (Василий Владимирович) родился 19 июля 1924 г. в деревне Череновщина Витебской области. В 1941 г. Быков – студент Витебского художественного училища добровольно уходит на фронт. Прошел всю войну, закончив ее в Австрии, в звании офицера. После окончания войны еще в течение 10 лет служил в армии. В 1955 г. демобилизовался и стал заниматься только литературой. Автор повестей: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983) и др. Народный писатель Белоруссии. Умер 22 июня 2003 г.


1-й ведущий: Для всего творчества Василя Быкова характерна проблема нравственного выбора на войне. Быков, сам прошедший войну, как бы отслеживает, как раскрываются его герои под воздействием обстоятельств. В повести «Сотников» главный герой с честью проходит через тяжелые испытания и с достоинством принимает смерть. Рыбак же, спасая собственную жизнь, предает Родину, партизанский отряд и собственноручно казнит Сотникова. Физически более слабый Сотников оказывается более подготовленным к нравственному подвигу.


2-й чтец: В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал, это ощущалось по частым, напряженным вздохам, скупым движениям, притихше-настороженному дыханию людей. И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им.

Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли — могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвет жизнь — не самый худший из возможных, во всяком случае, обычный солдатский конец на войне.

А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.


2-й ведущий: Писатель Юрий Бондарев. Летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, в качестве добровольца занимался обустройством окопов под Смоленском. Затем направился в Актюбинскую обл. Казахской ССР (ныне - Республика Казахстан), где в эвакуации находились его мать, брат и сестра. Работал в колхозе, был забойщиком и откатчиком на угольной шахте, преподавал военную подготовку в средней школе села Вознесеновка (Мартукский район Актюбинской обл.).

В марте 1942 года Юрий Бондарев был призван на военную службу, проходил учебу во 2-м Бердичевском пехотном училище, передислоцированном в Актюбинск. Завершив ускоренный курс, получил звание сержанта и в октябре 1942 года был направлен в военно-формировочный лагерь под Тамбов, оттуда - в составе 2-й гвардейской армии - на Сталинградский фронт. Командовал минометным расчетом.

Был дважды ранен (в конце 1942 года - под Сталинградом, в конце 1943 года - под Житомиром). Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева. В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии.

В 1944 году вступил в ВКП(б). В октябре того же года был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии (впоследствии - Оренбургское высшее зенитное ракетное училище, ликвидировано в 2008 г.). После окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям, получив звание младшего лейтенанта.

4-ведущий: Бондарев, изображая войну, старается придерживаться правды, «предельной достоверности», наверное, поэтому, судьба его героев зачастую трагична. В романе «Батальоны просят огня» в живых по вине одного из начальников – полковника Иверзева – из нескольких сотен людей остануться только пятеро.

1-й чтец: (стихотворение Ю.Белаша «Неудачный бой»)

Мы идем — и молчим. Ни о чем говорить нам не хочется.
И о чем говорить, если мы четверть часа назад
положили у той  артогнем перепаханной рощицы
половину ребят — и каких, доложу вам, ребят!..

Кто уж там виноват -
разберутся начальники сами,
Наше дело мы сделали: сказано
было “вперед” — мы вперед.

А как шли!.. Это надобно видеть своими глазами,
как пехота, царица полей, в наступленье в охотку идет...
Трижды мы выходили на ближний рубеж для атаки.
Трижды мы поднимались с раскатистым криком “ура”.

Но бросала на землю разорванной цепи остатки
возле самых траншей пулеметным огнем немчура.
И на мокром лугу, там и сям, бугорочками серыми
оставались лежать в посеченных шинелях тела...

Кто-то где-то ошибся.
Что-то где-то не сделали.
А пехота все эти ошибки
оплачивай кровью сполна.

Мы идем — и молчим....


3-й ведущий: Анну Ахматову война застала в Ленинграде. Далее была эвакуирована из Ленинграда до первой блокадной зимы. Следующие два года ей приходится жить в Ташкенте. За время войны она написала много стихотворений. В июле 1941 она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

(звучит песня В.Высоцкого «Так случилось, мужчины ушли»)


4-й ведущий: с каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты мы должны знать героическое прошлое нашей страны. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал нашу Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

Учитель: Со дня великой победы идет восьмой десяток лет. Почти не осталось в живых тех, благодаря кому стала возможной наша мирная жизнь. Тем, кто воевал под Москвой в 41-м и  бился за Сталинград, кто прошагал пол-Европы и взял Берлин, тяжело вспоминать о том, что им пришлось пережить в те страшные годы.

Книги писателей-фронтовиков сохранили в себе всю боль утрат и радость победы. Читая их, мы погружаемся в горькое прошлое нашей страны и заново учимся помнить о том, о чем забывать нельзя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!