СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные направления и течения: футуризм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературные направления и течения: футуризм.»

Футуризм стремление к будущему (от лат. futurum – будущее).

Футуризм

стремление к будущему

(от лат. futurum – будущее).

Серебряный век Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром. Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Серебряный век

  • Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.
  • Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.
  • Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Термин футуризм был введен литератором Филиппо Маринетти, который в парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме».  Это авангардистское европейское художественное течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы старались отмежеваться от итальянских корней.

Термин футуризм был введен литератором Филиппо Маринетти, который в парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме». Это авангардистское европейское художественное течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы старались отмежеваться от итальянских корней.

Философские предпосылки русского футуризма. Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского футуризма.

Философские предпосылки русского футуризма.

Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского футуризма.

   МАНИФЕСТЫ ФУТУРИСТОВ  Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник  «Садок Судей», его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.

МАНИФЕСТЫ ФУТУРИСТОВ Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.

  • Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.
  • В центре был человек, а не тайна. Отталкиваясь от принципов символизма, футуристы поставили человека в центр мира, воспели «пользу», а не «тайну».
  • Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно.
  • Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее.
  • Искусство было для футуристов важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.
  • Футуристы противопоставили всему обществу свои радикальные взгляды, тезису «Искусство для искусства» провозгласили лозунг «Искусство для масс», провозгласили антиэстетизм.
Программа футуристов Отрицали грамматику, синтаксис, правописание. Говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.

Программа футуристов

  • Отрицали грамматику, синтаксис, правописание.
  • Говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах.
  • В качестве художественной программы выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир.
  • Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.
«ГИЛЕЯ»  «Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое бунтарское крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.   Велемир Хлебников Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц

«ГИЛЕЯ» «Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое бунтарское крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

Велемир Хлебников

Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц

Николай Бурлюк Алексей Крученых Владимир Маяковский Бенедикт Лившиц Давид Бурлюк Василий Каменский

Николай Бурлюк

Алексей Крученых

Владимир Маяковский

Бенедикт Лившиц

Давид Бурлюк

Василий Каменский

 ЭГОФУТУРИЗМ  «Ассоциация эгофутуристов»- эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.   Ареопаг ассоциации. Страница альманаха эгофутуристов «Развороченные черепа» Сидит: Иван Игнатьев. Стоят: Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов и Павел Широков. 1913, Петербург.

ЭГОФУТУРИЗМ «Ассоциация эгофутуристов»- эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

Ареопаг ассоциации.

Страница альманаха эгофутуристов «Развороченные черепа»

Сидит: Иван Игнатьев. Стоят: Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов и Павел Широков. 1913, Петербург.

Константин Олимпов Игорь Северянин Василиск Гнедов и его жена Ольга Пилацкая Иван Игнатьев

Константин Олимпов

Игорь Северянин

Василиск Гнедов и его жена Ольга Пилацкая

Иван Игнатьев

«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ»   Сергей Третьяков Рюрик Ивнев Вадим Шершеневич Хрисанф - Лев (Леон) Васильевич Зак Константин Большаков

«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ»

Сергей Третьяков

Рюрик Ивнев

Вадим Шершеневич

Хрисанф - Лев (Леон) Васильевич Зак

Константин Большаков

«ЦЕНТРИФУГА»   Николай Асеев Сергей Бобров Борис Пастернак

«ЦЕНТРИФУГА»

Николай Асеев

Сергей Бобров

Борис Пастернак

«…рождение сверхискусства, способного преобразить мир…» Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека. Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии .

«…рождение сверхискусства, способного преобразить мир…»

  • Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.
  • Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья».
  • Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!