18.03.22
Мероприятие на тему: « Литературное путешествие к 140 - колетию К.И. Чуковского»
Подготовила: Пашаева З.Э.
воспитатель
Цели: Популяризация творчества К.Чуковского среди учащихся.
Знакомство с краткой биографией писателя.
Поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям.
Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение инсценировать.
Воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации.
Оборудование: книги К.И.Чуковского: “Федорино горе”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Телефон” «Топтыгин и лиса» и др.; портрет К.И.Чуковского, презентация «Творчество К. И. Чуковского», видеоматериалы, буклеты, раскраски , карандаши.
В.: В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.
Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом трудился в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за широким столом и писал. Поработав несколько часов, он оправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
- Кто догадался, о каком великом детском писателе идет речь? (О Корнее Ивановиче Чуковском)
-Правильно, ребята. И сегодня наше мероприятие посвящено творчеству К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский , настоящее имя Корнейчуков Николай , поэт, прозаик, переводчик, учёный, критик, доктор литературы Оксфордского университета. В этом году К.И Чуковскому исполнилось бы 140 лет.
Николай Корнейчуков, родился в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 года; часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века). Тем не менее сам писатель праздновал свой день рождения именно 1 апреля. Родился Корней Иванович Чуковский 31 марта в Петербурге.
Когда ему было три года, мама с ним и его сестрой переехали в Одессу. Жили в бедности. Чуковский учился в одесской гимназии.
С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, сам изучил английский и французский языки.
В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства Парус и начинает писать для детей: стихотворные сказки Крокодил (1916), Мойдодыр (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929) и др.(слайд 4)
Конечно я не могу не познакомить вас хотя бы заочно с этим человеком. (Видео 1960 года «Встреча К. Чуковского с детьми»).
Удивительно, но писать детские стихи и сказки он начал совершенно случайно. У К.И. Чуковского было четверо детей. Общаясь с ними, он стал сочинять для них интересные истории. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тот час потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Быть может, этот случай не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
-Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам!
А когда надо было уложить детей спать, Корней Иванович рассказывал им забавные рассказы, которые сочинял тут же. Например:
« Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите в Африку гулять…». Позднее все эти рассказы и сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.
У.: Ребята, скажите, вам нравятся произведения К.И. Чуковского? Хотите послушать? А давайте лучше посмотрим.
Викторина:
1. В какой из сказок рассказывается о добром докторе?
(«Доктор Айболит»)
2. Кто доставил доктору телеграмму от гиппопотама?
(Шакал)
3. Кто помог Айболиту добраться до Африки?
(Волк, кит, орлы)
4. В какой сказке рассказывается о мальчике - грязнуле?
(«Мойдодыр»)
5. Какие вещи убежали от грязнули?
(Одеяло, подушка, простыня, свечка, самовар, утюг, кочерга, кушак)
6. Кто заставил грязнулю отмыться?
(Крокодил)
7. Какая сказка начинается словами: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд»?
(«Тараканище»)
8. Вспомните, кто победил таракана-злодея в этой сказке?
(Воробей)
9. Из какой сказки отрывок: «Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что Вам надо? Шоколада»?
(«Телефон»)
10. Сколько пудов шоколада просил прислать слон?
(5 или 6)
11. Какая сказка заканчивается словами: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого. Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»?
(«Краденое солнце»)
12. Кто украл с неба солнце?
(Крокодил)
13. Кто победил крокодила и вернул солнце?
(Медведь)
14. Какая сказка начинается словами: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!»?
(«Бармалей»)
15. Что росло на чудо–дереве?
(Чулки, башмаки, туфли, галоши, ботинки)
16. Из какой сказки отрывок: «Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает»?
(«Федорино горе»)
У.: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком: «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.» Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать.
У. : Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
- Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы.)
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска.)
- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)
- Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки и лед)
- Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел!
(Пароход)
У.: Игра « Рифмочка» (Доскажи словечко)
В огороде-то на грядке вырастают…(Шоколадки; «Чудо-дерево»)
У тебя на шее вакса, у тебя под носом …(Клякса; «Мойдодыр»)
Пошла муха на базар и купила …(Самовар; «Муха-Цокотуха»)
Робин Бобин Барабек скушал сорок… (Человек; «Барабек»)
Ехали медведи на …(Велосипеде; «Тараканище»)
И стояли у ворот скрюченные елки, там гуляли без забот скрюченные…(Волки; «Жил на свете человек»)
И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского… (Ежа; «Телефон»)
Загляни-ка ты в кадушку – и увидишь там …(Лягушку; «Федорино горе»)
Прибегали лягушата, поливали из …(Ушата; «Путаница»)
У.: Ребята, а вам хотелось бы узнать, где, в каком доме жил К. И. Чуковский? Тогда мы незамедлительно отправимся с вами в дом- музей К. И. Чуковского, который находится в Москве, в Переделкино. (Видео «Дом Корнея Чуковского в Переделкино»).
У.: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы себя проявили знатоками творчества К.И.Чуковского.
Хочется закончить наше мероприятие словами Ираклия Андроникова «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Обзор книг Чуковского.
Раздаю раскраски по книгам К.И. Чуковского.