СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Литературное путешествие к 140 - колетию К.И. Чуковского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Популяризация творчества К.Чуковского среди учащихся.

Знакомство с краткой биографией писателя.

Просмотр содержимого документа
«« Литературное путешествие к 140 - колетию К.И. Чуковского»»

18.03.22

Мероприятие на тему: « Литературное путешествие к 140 - колетию К.И. Чуковского»


Подготовила: Пашаева З.Э.

воспитатель

Цели: Популяризация творчества К.Чуковского среди учащихся.

Знакомство с краткой биографией писателя.

Поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям.

Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение инсценировать.

Воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации.

 Оборудование: книги К.И.Чуковского: “Федорино горе”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Телефон” «Топтыгин и лиса» и др.; портрет К.И.Чуковского, презентация «Творчество К. И. Чуковского», видеоматериалы, буклеты, раскраски , карандаши.


В.: В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом трудился в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за широким столом и писал. Поработав несколько часов, он оправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».

- Кто догадался, о каком великом детском писателе идет речь? (О Корнее Ивановиче Чуковском)



-Правильно, ребята. И сегодня наше мероприятие посвящено творчеству К.И. Чуковского.


Корней Иванович Чуковский , настоящее имя Корнейчуков Николай ,  поэт, прозаик, переводчик, учёный, критик, доктор литературы Оксфордского университета. В этом году К.И Чуковскому исполнилось бы 140 лет.

Николай Корнейчуков, родился в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 года; часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века). Тем не менее сам писатель праздновал свой день рождения именно 1 апреля. Родился Корней Иванович Чуковский 31 марта в Петербурге.

Когда ему было три года, мама с ним и его сестрой переехали в Одессу. Жили в бедности. Чуковский учился в одесской гимназии.

С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, сам изучил английский и французский языки.

В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства Парус и начинает писать для детей: стихотворные сказки Крокодил (1916), Мойдодыр (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929) и др.(слайд 4)

Конечно я не могу не познакомить вас хотя бы заочно с этим человеком. (Видео 1960 года «Встреча К. Чуковского с детьми»).


 Удивительно, но писать детские стихи и сказки он начал совершенно случайно. У К.И. Чуковского было четверо детей. Общаясь с ними, он стал сочинять для них интересные истории. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тот час потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей: 
-Надо, надо умываться по утрам и вечерам, 

А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам! 
А когда надо было уложить детей спать, Корней Иванович рассказывал им забавные рассказы, которые сочинял тут же. Например:

« Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите в Африку гулять…». Позднее все эти рассказы и сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

У.: Ребята, скажите, вам нравятся произведения К.И. Чуковского? Хотите послушать? А давайте лучше посмотрим.

Викторина:

1. В какой из сказок рассказывается о добром докторе?

(«Доктор Айболит»)

2. Кто доставил доктору телеграмму от гиппопотама?

(Шакал)

3. Кто помог Айболиту добраться до Африки?

(Волк, кит, орлы)

4. В какой сказке рассказывается о мальчике - грязнуле?

(«Мойдодыр»)

5. Какие вещи убежали от грязнули?

(Одеяло, подушка, простыня, свечка, самовар, утюг, кочерга, кушак)

6. Кто заставил грязнулю отмыться?

(Крокодил)

7. Какая сказка начинается словами: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд»?

(«Тараканище»)

8. Вспомните, кто победил таракана-злодея в этой сказке?

(Воробей)

9. Из какой сказки отрывок: «Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что Вам надо? Шоколада»?

(«Телефон»)

10. Сколько пудов шоколада просил прислать слон?

(5 или 6)

11. Какая сказка заканчивается словами: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого. Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»?

(«Краденое солнце»)

12. Кто украл с неба солнце?

(Крокодил)

13. Кто победил крокодила и вернул солнце?

(Медведь)

14. Какая сказка начинается словами: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!»?

(«Бармалей»)

15. Что росло на чудо–дереве?

(Чулки, башмаки, туфли, галоши, ботинки)

16. Из какой сказки отрывок: «Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает»?

(«Федорино горе»)


У.: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком: «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.» Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать. 

У. : Был белый дом, чудесный дом, 
И что-то застучало в нём. 
И он разбился, и оттуда 
Живое выбежало чудо – 
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. 
(Яйцо и цыплёнок.) 


- Красные двери в пещере моей, 
Белые звери сидят у дверей. 
И мясо, и хлеб – всю добычу мою 
Я с радостью белым зверям отдаю. 
(Рот и зубы.) 


- Хожу-брожу не по лесам, 
А по усам, по волосам, 
И зубы у меня длинней, 
Чем у волков и медведей. 
(Расчёска.) 


- Мудрец в нём видел мудреца, 
Глупец – глупца, баран – барана, 
Овцу в нём видела овца, 
И обезьяну – обезьяна. 
Но вот подвели к нему Федю Баратова 
И Федя неряху увидел лохматого. 
(Зеркало.) 


- Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!

(Коньки и лед) 


- Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел!

(Пароход)


У.: Игра « Рифмочка» (Доскажи словечко) 

В огороде-то на грядке вырастают…(Шоколадки; «Чудо-дерево») 

У тебя на шее вакса, у тебя под носом …(Клякса; «Мойдодыр») 

Пошла муха на базар и купила …(Самовар; «Муха-Цокотуха») 

Робин Бобин Барабек скушал сорок… (Человек; «Барабек») 

Ехали медведи на …(Велосипеде; «Тараканище») 

И стояли у ворот скрюченные елки, там гуляли без забот скрюченные…(Волки; «Жил на свете человек») 

И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского… (Ежа; «Телефон») 

Загляни-ка ты в кадушку – и увидишь там …(Лягушку; «Федорино горе») 

Прибегали лягушата, поливали из …(Ушата; «Путаница») 



У.: Ребята, а вам хотелось бы узнать, где, в каком доме жил К. И. Чуковский? Тогда мы незамедлительно отправимся с вами в дом- музей К. И. Чуковского, который находится в Москве, в Переделкино. (Видео «Дом Корнея Чуковского в Переделкино»).


У.: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы себя проявили знатоками творчества К.И.Чуковского. 
 Хочется закончить наше мероприятие словами Ираклия Андроникова «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь». 
Обзор книг Чуковского. 

Раздаю раскраски по книгам К.И. Чуковского.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!