ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В. М. Клыкова»
План-конспект
урока по литературному чтению
Тема: «Как я ловил человечков»
4 «Б» класс
Подготовила: студентка 4 курса 41 группы
Каськова Александра
Методист: Ишкова Ольга
Ивановна _______
Оценка:________
2021 г.
Коммунар
Тема. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
Тип урока: освоение нового материала
Цели урока:
расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;
развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;
воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с произведением
Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;
научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения
Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Оборудование: презентация, учебники, портрет писателя
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Введение в тему урока
Работа по теме урока
Физминутка
Закрепление
Итог урока
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа над новой скороговоркой
-Корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали и не вылавировали
2. Пятиминутное чтение
III. Введение в тему. Знакомство с новым разделом.
В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
— Узнали ли вы это стихотворение? («Мой секрет» С. Михалкова.)
— О какой Стране идет речь? (О Стране Детства.)
— Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела учебника.
— Прочитайте, как он называется? (Страна детства.)
— Как вы думаете, почему он так назван?
— О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел?
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад!» — сказать легко.
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
Как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
— Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Багаж совсем невелик.
— Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого Детства так же легко? Какой багаж нужен нам? (Книга и немного фантазии.)
— Произведением какого автора открывается этот раздел?
— Какие произведения этого писателя читали? Что о нём помните?
(«Храбрый утёнок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку».)
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о Б.С. Житкове. Портрет писателя
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, обезьянка.
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета в 1906г. становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.
Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Борис Степанович Житков объездил полсвета — Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком
Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. Литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
Рассказ «Как я ловил человечков» – рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
2. Словарно-лексическая работа
-Объясните значение слов:
Корма - задняя часть судна, лодки.
Мачта - вертикальная конструкция на палубе.
Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.
Лакировать-
1) покрывать лаком;
2)приукрашивать.
Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро).
3. Подготовительная словарная работа.
Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:
ла-ки-ро-ван-ных — лакированных
рас-чест-но-е — расчестное
подтля-ды-ва-ют — подглядывают
за-ме-ча-тель-но — замечательно
прик-ле-ен-ны-е — приклеенные
нем-но-жеч-ко — немножечко
Физминутка
4. Первичное знакомство с текстом (Чтение по частям, составление плана)
(1. Заманчивая вещица).
Чтение учащимися «цепочкой» по предложению до слов « И вот, когда улеглись…»
(2. Маленькие жильцы пароходика.)
(3. Ночные наблюдения.)
(4. Тайный план).
«Жужжащее» чтение до слов «Я решил, что у них там…»
(5. Угощение для человечков)
(6. «Я больше не мог терпеть»)
(7. Охота на человечков)
(8. «Чего я наделал-то!»)
V. Анализ содержания произведения
– Понравился ли вам рассказ?
– Каким представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь).
– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?
– Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?
– Почему бабушка, которая позволяла все своему внуку, вдруг отказала? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждой семье, называется реликвией.(Прикрепить на доску)
– Какой был пароходик? Найдите в учебнике прочитайте?
– Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.
– Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?
– Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
– Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
– Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?
– Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.
– Как он пытался достать человечков из пароходика?
– Что у него из этого вышло?
– Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?
– Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?
– Как последние слова произведения характеризуют мальчика?
– Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
VI . Рефлексия
Графическая мимика
- Представьте себе, что это наш герой. Что изображено на схеме?
(Это его мимика)
- Какая?
- В каком месте рассказа у героя был восторг?
- В каком месте рассказа – печаль?
- Кто и почему изменил ему настроение?
Проблема
- Зачем автор написал рассказ?
(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.
(Не нарушать данное слово)
VII. Итог урока.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Кто его автор?
— Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать пароходик? (Дети могут ответить любознательность или любопытство)
—Чем отличается любознательность от любопытства? Приведите пример. (Некоторые ситуации можно обыграть.)
— Какое качество проявил Боря в данной ситуации, любознательность или любопытство?
— Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?
VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок, рассказать о реликвии в вашей семье, найти и просмотреть мультфильм