Тема: Г. Сапгир «Про медведя»,
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Ход урока.
-Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро.
-Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!
Речевая разминка
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции
Чистоговорки
Читаем медленно, затем быстрее (хором)
Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу
Жа-жа-жа мы увидели ежа
За-за-за здесь привязана коза
Ха-ха-ха есть у нас два петуха
Игра «Доскажи словечко
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это?.. (слон)
На ветке птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? ... (белка)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый... (гусь).
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это ... (рысь).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица... (грач).
-О ком чистоговорки и загадки? (о животных)
-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся? (с произведениями о животных)
-А на какие группы можно разделить животных?
-Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?
-Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.
Кто это?
Гуляло по лесу Большое - лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое - лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое – лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
-А ты догадался, кто?
-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? Верно, это медведь.
-Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.
Работа по теме урока
З накомство с творчеством Г.В.Сапгира
Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил»
«Как стать большим»
«Честное крокодильское»
«Я нарисую солнце» и другие.
-На с. 14 еще раз прочитаем название стихотворения Г. Сапгира. (Про медведя)
Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)
-Почему стихотворение называется «Про медведя?»
-С кем пытался медведь общаться?
-А почему общение не состоялось?
-Какие незнакомые слова тебе встретились? Как ты их понимаешь?
Приятель - друг
Восторг - радость
Нацарапай – напиши
-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)
-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)
-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)
Работа над интонацией
- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)
О-О-О - с восторгом;
Э-Э-Э - растерянно;
У-У-У - с удивлением;
А-А-А - нежно.
Ы-Ы-Ы- грубо.
Работа с пословицами
-Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.
«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА»
-Почему так говорят? (Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки)
-Давайте еще раз прочитаем пословицы в учебнике.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Знай больше, говори меньше.
-Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?
Минутка отдыха (физминутка)
Мишка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Пчёлы
Пчелы в ульях сидят
И в окошко глядят
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать читать.
-О ком физминутка?
Знакомство с творчеством М. Бородицкой
-А что вы знаете о пчеле?
Р ассказ о пчеле
В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора. (М. Бородицкая «Разговор с пчелой»)
Р ассказ о М.Я. Бородицкой Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.
Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».
Чтение стихотворения «Разговор с пчелой»
-Давайте, прочитаем стихотворение.
-Кто участвует в разговоре?
-За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)
-Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
-А как пчела жужжит?
-Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)
-А можно ли это стихотворение прочитать по ролям?
-Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину.
Повторное жужжащее чтение в паре(прочитать с мамой папой, братом или сестрой в паре)
-На с. 17 прочитайте название стихотворения с которым мы познакомимся и автора.
З накомство с творчеством И. Гамазковой
Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».
- Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»?
Первичное чтение стихотворения «Кто как кричит?»
-Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова (хором).
-Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?
Повторное чтение шёпотом в паре
-Прочитайте стихотворение в паре и подберите правильный ответ. Один читает первую строчку, а другой вторую строчку.
-Почему трудно произносить правильный ответ?
-Почему стихотворение получилось веселым?
(Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)
Игра «Подбери рифму» (резерв)
-Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.
Дедушку зовут Лука,
У него болит... (рука).
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я ... (пил).
Вечно плачет этот Лёва,
Говорят ему: «Ты - ... (рёва)».
В блеске солнечных лучей
По земле бежит ... (ручей).
Хорошо танцует Ваня
И его сестренка ... (Таня).
Рисовал художник ламу
И картинку вставил в ... (раму).
Зреет на кустах малина,
Соберет ее ... (Марина).
Итог урока
-Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
-Что объединяет эти произведения?
-Назовите их авторов.
-Какое стихотворение больше всего понравилось?
-Что понравилось на уроке?
-С какими трудностями столкнулись на уроке?
Задание:
Выучите наизусть, понравившееся стихотворение.
К этому стихотворению в тетрадь (которые мы завели) записать автора (Ф.И.О.), название стихотворения и нарисовать рисунок.
Записать, что такое рифма.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.