СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. Г.Сапгир,,Про медведя", М.Бородицкая,,Разговор с пчелой", И.Гамазкова,,Кто как кричит?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация в связи с ДО(дистанционное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Г.Сапгир,,Про медведя", М.Бородицкая,,Разговор с пчелой", И.Гамазкова,,Кто как кричит?"»

Тема: Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?».



Ход урока.

-Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. 

-Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Чистоговорки

Читаем медленно, затем быстрее (хором)

Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа мы увидели ежа

За-за-за здесь привязана коза

Ха-ха-ха есть у нас два петуха



Игра «Доскажи словечко

Ходит длинный, пасть с клыками, 
Ноги кажутся столбами, 
Как гора, огромен он, 
Ты узнал, кто это?.. (слон) 



На ветке птичка – 
Зверек-невеличка, 
Мех теплый, как грелка. 
Кто же это? ... (белка) 



Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду. 
Я от грязи берегусь – 
Чистоплотный серый... (гусь). 



Лесники ее котят 
Взять домой не захотят. 
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», 
Потому что это ... (рысь). 



Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день по пашне вскачь, 
И зовется птица... (грач). 




-О ком чистоговорки и загадки? (о животных)

-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся? (с произведениями о животных)

-А на какие группы можно разделить животных?

-Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?

-Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.

Кто это?

Гуляло по лесу Большое - лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое - лохматое. Жара его разморила, в речку загна­ла. Лапами Большое – лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»

-А ты догадался, кто?

-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? Верно, это медведь.

-Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.



Работа по теме урока



З накомство с творчеством Г.В.Сапгира

Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце» и другие.

-На с. 14 еще раз прочитаем название стихотворения Г. Сапгира. (Про медведя)

Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)

-Почему стихотворение называется «Про медведя?»

-С кем пытался медведь общаться?

-А почему общение не состоялось?

-Какие незнакомые слова тебе встретились? Как ты их понимаешь?

Приятель - друг

Восторг - радость

Нацарапай – напиши

-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)

-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)

-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)



Работа над интонацией

- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)

О-О-О - с восторгом;

Э-Э-Э - растерянно;

У-У-У - с удивлением;

А-А-А - нежно.

Ы-Ы-Ы- грубо.



 Работа с пословицами

-Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.

«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА» 

-Почему так говорят? (Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки)

-Давайте еще раз прочитаем пословицы в учебнике.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Знай больше, говори меньше.

-Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?



Минутка отдыха (физминутка)

Мишка

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Пчёлы

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать читать.

-О ком физминутка?



Знакомство с творчеством М. Бородицкой

-А что вы знаете о пчеле?

Р ассказ о пчеле

В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь.



-Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора. (М. Бородицкая «Разговор с пчелой»)



Р ассказ о М.Я. Бородицкой Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.

Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».



Чтение стихотворения «Разговор с пчелой»

-Давайте, прочитаем стихотворение.

-Кто участвует в разговоре?

-За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)

-Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?

-А как пчела жужжит?

-Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)

-А можно ли это стихотворение прочитать по ролям?

-Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что спе­циально подобранные в стихотворении слова с определен­ным звуком помогают оживить картину.

Повторное жужжащее чтение в паре(прочитать с мамой папой, братом или сестрой в паре)

-На с. 17 прочитайте название стихотворения с которым мы познакомимся и автора.



З накомство с творчеством И. Гамазковой

Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

- Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»?



Первичное чтение стихотворения «Кто как кричит?»

-Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова (хором).

-Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?



Повторное чтение шёпотом в паре

-Прочитайте стихотворение в паре и подберите правильный ответ. Один читает первую строчку, а другой вторую строчку.

-Почему трудно произно­сить правильный ответ?

-Почему стихотворение получилось веселым?

(Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)



Игра «Подбери рифму» (резерв)

-Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.



Дедушку зовут Лука,

У него болит... (рука).



Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я ... (пил).



Вечно плачет этот Лёва,

Говорят ему: «Ты - ... (рёва)».



В блеске солнечных лучей

По земле бежит ... (ручей).



Хорошо танцует Ваня

И его сестренка ... (Таня).



Рисовал художник ламу

И картинку вставил в ... (раму).



Зреет на кустах малина,

Соберет ее ... (Марина).



Итог урока

-Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

-Что объединяет эти произведения?

-Назовите их авторов.

-Какое стихотворение больше всего понравилось?

-Что понравилось на уроке?

-С какими трудностями столкнулись на уроке?



Задание:

  1. Выучите наизусть, понравившееся стихотворение.

  2. К этому стихотворению в тетрадь (которые мы завели) записать автора (Ф.И.О.), название стихотворения и нарисовать рисунок.

  3. Записать, что такое рифма.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!