СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 класс П П Бажов " Серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературное чтение 4 класс П П Бажов " Серебряное копытце"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс П П Бажов " Серебряное копытце"»

Урок 41

Урок 41

Настрой на урок Пусть этот урок несет нам  Радость общения,  Наполнит сердце  Благородными чувствами.

Настрой на урок

Пусть этот урок несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

- Прочитайте про себя. Мы купили кошке К празднику сапожки.  Причесали ей усы,  Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. П. Воронько Прочитайте медленно. Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой). Выучите стишок.

- Прочитайте про себя.

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько

  • Прочитайте медленно.
  • Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой).
  • Выучите стишок.
Мы держим с тобою, приятель, в руках   «Уральские сказы» о дивных горах.   Здесь много случалось историй.   Тут были и радость, и горе.   Озера и реки здесь – как зеркала,   Нам песню споет пожилая ветла   И много расскажет нас басен   Уральский лес чуден, прекрасен.   А горы до неба почти достают,   Красива природа – покой и уют.   И добрые люди здесь сказки хранят,   Которые о волшебстве говорят.

Мы держим с тобою, приятель, в руках

  «Уральские сказы» о дивных горах.

  Здесь много случалось историй.

  Тут были и радость, и горе.

  Озера и реки здесь – как зеркала,

  Нам песню споет пожилая ветла

  И много расскажет нас басен

  Уральский лес чуден, прекрасен.

  А горы до неба почти достают,

  Красива природа – покой и уют.

  И добрые люди здесь сказки хранят,

  Которые о волшебстве говорят.

  Что такое шкатулка? Для чего она нужна?  

  Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 

    Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»   Тема урока Цели урока: Продолжить работу над произведением П.П.Бажова К какому жанру относится это произведение?

Павел Петрович Бажов

«Серебряное копытце»

Тема урока

Цели урока:

Продолжить работу над произведением П.П.Бажова

К какому жанру относится это произведение?

Сказы - это произведения устного народного творчества или авторские о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям.

Сказы - это произведения устного народного

творчества или авторские о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям.

Сказы Бажова Медной горы Хозяйка Малахитовая шкатулка Каменный цветок Горный мастер Хрупкая веточка Две ящерки Таюткино зеркальце Змеиный след Голубая змейка Синюшкин колодец

Сказы Бажова

Медной горы Хозяйка

Малахитовая шкатулка

Каменный цветок

Горный мастер

Хрупкая веточка

Две ящерки

Таюткино зеркальце

Змеиный след

Голубая змейка

Синюшкин колодец

Пересказ жизнь Даренки у Коковани.   Как Даренка оказалась у Коковани. Рассказ о встрече девочки с серебряным копытцем.

Пересказ жизнь Даренки у Коковани.

Как Даренка оказалась

у Коковани.

Рассказ о встрече девочки с серебряным копытцем.

Назовите главных героев сказки. Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.
  • Назовите главных героев сказки.
  • Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.
Ребята , у нас перепуталось описание героев. Кокованя и Дарёнка Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная , похлёбку да кашу варила,  совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку.

Ребята , у нас перепуталось описание героев.

Кокованя и Дарёнка

Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная , похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку.

Кокованя  Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный.  Дарёнка  Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку.

Кокованя

Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный.

Дарёнка

Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку.

У оленя дом большой.   У оленя дом большой,          (Руки над головой – изображаем крышу дома)  Он сидит, глядит в окошко.   (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую)  Зайка по полю бежит,         (Бег на месте)  В дверь к нему стучит:         (Топот ногами, руки на поясе)  «Тук-тук, дверь открой,      (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)  Там в лесу охотник злой».    (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)  «Зайка, зайка, забегай!         (Зазывание движения рукой)  Лапку мне давай».              (Протягиваем руки с открытой ладонью)

У оленя дом большой.

У оленя дом большой,        

(Руки над головой – изображаем крышу дома) Он сидит, глядит в окошко.  

(Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую) Зайка по полю бежит,         (Бег на месте) В дверь к нему стучит:         (Топот ногами, руки на поясе) «Тук-тук, дверь открой,      (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой) Там в лесу охотник злой».   (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево) «Зайка, зайка, забегай!         (Зазывание движения рукой) Лапку мне давай».              (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Работа в группах Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст. Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце? Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста .

Работа в группах

Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст.

Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?

Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста .

Кокованя Одинокий старик, сам большой да бородатый, летом золото добывает, зимой охотится, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать.

Кокованя

Одинокий старик,

сам большой да бородатый, летом золото добывает,

зимой охотится, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать.

Дарёнка Сиротка, 6 лет, маленькая девчоночка, носишко пуговкой, умная, любопытная, любит животных.

Дарёнка

Сиротка,

6 лет, маленькая девчоночка, носишко пуговкой, умная, любопытная, любит животных.

Мурёнка Маленькая кошка, худая да ободранная, звонко мурлычет, хорошая, умная.

Мурёнка

Маленькая кошка, худая да ободранная, звонко мурлычет, хорошая, умная.

Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.                          План           1. Где герой живёт? 2. Какие поступки совершает? 3. Чем занимается герой? 4. Какой характер у героя? 5. Как вы относитесь к герою?

Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

                        План          

1. Где герой живёт?

2. Какие поступки совершает?

3. Чем занимается герой?

4. Какой характер у героя?

5. Как вы относитесь к герою?

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

А теперь попробуйте описать козлика.  Козлик этот___________. У него на правой ______ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки __________, головка _______ . А рожки у козлика __________. Шерстка у него летом _______, а зимой _______ . Кормится _________.

А теперь попробуйте описать козлика.

Козлик этот___________.

У него на правой ______ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки __________, головка _______ . А рожки у козлика __________. Шерстка у него летом _______, а зимой _______ . Кормится _________.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?  -Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?  -За что же герои были награждены?  -Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.  -А какой урок извлекли вы?  -Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

-За что же герои были награждены?

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

с. 180 - 192 – перечитать.  Подготовить иллюстрацию

с. 180 - 192 – перечитать.

Подготовить иллюстрацию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!