СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"»

Литературное чтение 3 класс

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)

Учитель: Исамагомедова Патимат Шамильевна

УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательныепродолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающиеразвивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение.



Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технология: использование элементов технологии критического мышления.

Методы: частично-поисковый метод



Ход урока

  1. Орг.момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

  1. Речевая разминка

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным, 
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему… 

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?

- Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется.

- Прочитайте загадку, отгадайте ее. 
Окраской - сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 


Это….( ворона) 

-С вопросительной интонацией.

-с восклицательной интонацией.
-с ускорением . 
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 





III. Самоопределение к деятельности

Я весь день

ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте ее с интонацией удивления.



Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте весело (грустно).



— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?

- Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?

- Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».

- Как понимаете название?

IV. Работа по теме урока.

1. Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)

1) Машина семья.

2 ) Жизнь воробья Пашки.

3 ) Кража.

4) Счастливый финал.

2. Определение жанра текста.

- В каком разделе находится произведение?

- Почему?

- Определите жанр произведения (рассказ или сказка)

(Прием «Корзина идей»)

События могли происходить в реальной жизни.

Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.



Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.

Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.

Ворона размышляет и видит сны.

ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.

3. Составление характеристик главных героев

-Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)

-Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Xарактеристика Пашки

– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он  ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

– Что является главным чудом в рассказе?

        ( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.  _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)

4. ФИЗМИНУТКА

- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.

Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.

5Беседа с сопровождением выборочного текста.

- С какого эпизода начинается произведение?

- Прочитайте.

- Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы)

- Почему с этого приема начинается повествование?

- Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.

  • все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…

  • Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.

  • Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

  • А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.

  • Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.



- Сделайте вывод: Какое настроение создают эти ожившие предметы?

(Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы перенести нас в сказку.)

6. Работа в парах.

- Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.

- Что такое эпитеты? (Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

- Заполните карточки, используя цветные карандаши.

К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.



И  было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона.



Та м, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец.



Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.

* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.

- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?

(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:

1.Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.)

- Сделайте вывод.

(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.)

7. Анализ произведения.

- У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое, счастливое, смешное.)

- Почему же его персонажи так часто плачут?

(Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)

Работа в группах (по рядам)

- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.

(2.Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.)

В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие фрагменты текста:

1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.»

2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.»

3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы.»

4. «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку!»

Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

- Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти слова?

(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

-Чему хотел научить нас автор?

- Какие средства он для этого использовал?

V. Итог урока

- Я предлагаю вам сочинить синквейн.

Воробей, ворона, Маша. ( По рядам) 
Воробей.

 Взъерошенный, голодный. 
Прилетел, подрался, помог.
Отблагодарил  девочку за заботу. 

Храбрец.



VI. Рефлексия.

- Вот и подошел к концу наш урок .

- Вы довольны своей работой?

По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

сегодня я узнал...

мне было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

мне было интересно узнать, что…

VI. Домашнее задание:

Пересказ понравившегося отрывка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!