СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс. Тема: Е. Елубаев «Легенда о ласточке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Е. Елубаев «Легенда о ласточке».

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс. Тема: Е. Елубаев «Легенда о ласточке».»

Литературное чтение. 3 класс.

Урок 1

Дата: ________________________

Тема: Е. Елубаев «Легенда о ласточке».

Цели: Знакомство с новым произведением казахского писателя и его твор-

чеством, развитие навыка правильного, осознанного, беглого, выра-

зительного чтения, умения ориентироваться в тексте, воспитание чув-

ства любви к прошлому своего народа, уважения к истории;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Проверка знаний, умений учащихся ( проверка домашнего задания )

III. Постановка целей и задач урока

IV. Организация восприятия и осмысление новой информации:

  1. вводное слово учителя об авторе:

Ескен Елубаев родился в 1942 году на станции Отар Жамбыльской об-

ласти. Как и в любой легенде, автор внёс в своё повествование художествен-ный вымысел, что не помешало ему донести до читателя историческую прав-ду и приоткрыть одну из ярких страниц прошлого Казахстана.

  1. первичное чтение стихотворения учителем

  2. словарная работа:

Отары, смерч, нагайки, истукан.

  1. чтение учащихся «цепочкой»:


Время действия легенды конкретно не называется, есть только ссылка

на то, что это было «давным – давно, в суровый грозный век», но довольно ясно указывается место, где произошли описываемые события – «меж гор крутых в долине плодородной, куда сбегали семь прозрачных рек» - Жетысу.

Люди, живущие на этой благодатной земле, были свободными, труди-лись, растили хлеб, пасли отары и, казалось бы, должны были быть счастли-выми. Но поэт пишет, что народ был «несчастным».

- Почему? Доказать текстом.


- Кто является главным героем легенды?


У неведомого старика нет даже имени. Автор только пишет, что он был добрым, мягким человеком ( «он был не самым строгим из отцов» ), очень бедным («юрта старая и убогая») – и всё.


Но нужны ли точные сведения о старике?


В истории много было мудрецов нуждающихся, но духовно богатых, готовых «отдать жизнь за птичьи гнёзда», за прекрасную мечту.

Все люди смеются над старым человеком, его покинули даже дети, но этот робкий человек проявил необычайную твёрдость духа, взвалил всю тя-жесть борьбы со злом на свои плечи.


- Какая у старика была мечта? («ласточки принесут на крыле счастье»)

- Что для старика было счастьем? ( избавление от жестоких набегов за-хватчиков )

5) ответы на вопросы учебника:

№4: олицетворение «степь стонала»

Как живое существо, страдает, изнемогает, «стонет» от оскорбления, обиды, от огромного количества вражеских орд, от боли и горя, ведь враги сеют на своём пути смерть и разорение.

№5: В бешенстве носились враги по голым полям и пустым селеньям, пока не встретили одинокого старика у бедной юрты. Когда подлетели вои-ны, он решил, что пришла его смерть («пора прощаться с жизнью»). От стра-ха у него ослабли ноги, он не мог выговорить ни слова («молчал, как исту-кан»). Но когда угрозами заставили старика говорить, как вдохновенно про-звучали слова мудрого человека: «Никто не вправе решить жизнь чужую! Меня убей! Но ласточек не тронь!» Сильнее страха для старика была мечта о народном счастье, которому помогут осуществиться ласточки.

№6: Хан был не только искусным и отважным полководцем, но ещё и мудрым человеком, умеющим понять благородство и самопожертвование во имя высокой цели. После смелых слов старика хан не разгневался, не казнил дерзкого пленника, а задумался и решил, может быть впервые в жизни, от-ступить, уйти из этих мест. Он понял, что народ, в котором есть люди, жерт-вующие собой ради птичьих гнёзд, велик и непобедим.


Народец – уменьшительно – уничтожающий смысл, оттенок презри-тельности.

Так хан относился к завоёванным им народам. Поэтому смелый, пол-ный достоинства ответ старика удивил хана, заставил впервые с уважением посмотреть на другого человека. И хан вместе со своим войском навсегда ушёл из этих мест. И сразу же птенцы, которые до этого молчали, взлетели из гнезда. Их ликование – выражение радости всего народа, мечта которого о свободе, мирном труде наконец осуществились.

V. Домашнее задание:

с.22 – 27 отрывок наизусть

VI. Итог урока






Урок 2

Дата: ________________________

Тема: Е. Елубаев «Легенда о ласточке».

Цели: Знакомство с новым произведением казахского писателя и его творчеством, развитие навыка правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, воспитание чувства любви к прошлому своего народа, уважения к истории.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Проверка знаний, умений учащихся ( проверка домашнего задания )

III. Постановка целей и задач урока

IV. Организация восприятия и осмысление новой информации:

  1. вводное слово учителя об авторе:

Ескен Елубаев родился в 1942 году на станции Отар Жамбыльской об-

ласти. Как и в любой легенде, автор внёс в своё повествование художествен-ный вымысел, что не помешало ему донести до читателя историческую прав-ду и приоткрыть одну из ярких страниц прошлого Казахстана.

  1. первичное чтение стихотворения учителем

  2. словарная работа:

Отары, смерч, нагайки, истукан.

  1. чтение учащихся «цепочкой»:

Время действия легенды конкретно не называется, есть только ссылка

на то, что это было «давным – давно, в суровый грозный век», но довольно ясно указывается место, где произошли описываемые события – «меж гор крутых в долине плодородной, куда сбегали семь прозрачных рек» - Жетысу.

Люди, живущие на этой благодатной земле, были свободными, труди-лись, растили хлеб, пасли отары и, казалось бы, должны были быть счастли-выми. Но поэт пишет, что народ был «несчастным».

- Почему? Доказать текстом.

- Кто является главным героем легенды?

У неведомого старика нет даже имени. Автор только пишет, что он был добрым, мягким человеком ( «он был не самым строгим из отцов» ), очень бедным («юрта старая и убогая») – и всё.

Но нужны ли точные сведения о старике?

В истории много было мудрецов нуждающихся, но духовно богатых, готовых «отдать жизнь за птичьи гнёзда», за прекрасную мечту.

Все люди смеются над старым человеком, его покинули даже дети, но этот робкий человек проявил необычайную твёрдость духа, взвалил всю тя-жесть борьбы со злом на свои плечи.

- Какая у старика была мечта? («ласточки принесут на крыле счастье»)

- Что для старика было счастьем? ( избавление от жестоких набегов за-хватчиков )

5) ответы на вопросы учебника:

№4: олицетворение «степь стонала»

Как живое существо, страдает, изнемогает, «стонет» от оскорбления, обиды, от огромного количества вражеских орд, от боли и горя, ведь враги сеют на своём пути смерть и разорение.

№5: В бешенстве носились враги по голым полям и пустым селеньям, пока не встретили одинокого старика у бедной юрты. Когда подлетели вои-ны, он решил, что пришла его смерть («пора прощаться с жизнью»). От стра-ха у него ослабли ноги, он не мог выговорить ни слова («молчал, как исту-кан»). Но когда угрозами заставили старика говорить, как вдохновенно про-звучали слова мудрого человека: «Никто не вправе решить жизнь чужую! Меня убей! Но ласточек не тронь!» Сильнее страха для старика была мечта о народном счастье, которому помогут осуществиться ласточки.

№6: Хан был не только искусным и отважным полководцем, но ещё и мудрым человеком, умеющим понять благородство и самопожертвование во имя высокой цели. После смелых слов старика хан не разгневался, не казнил дерзкого пленника, а задумался и решил, может быть впервые в жизни, от-ступить, уйти из этих мест. Он понял, что народ, в котором есть люди, жерт-вующие собой ради птичьих гнёзд, велик и непобедим.

Народец – уменьшительно – уничтожающий смысл, оттенок презри-тельности.

Так хан относился к завоёванным им народам. Поэтому смелый, пол-ный достоинства ответ старика удивил хана, заставил впервые с уважением посмотреть на другого человека. И хан вместе со своим войском навсегда ушёл из этих мест. И сразу же птенцы, которые до этого молчали, взлетели из гнезда. Их ликование – выражение радости всего народа, мечта которого о свободе, мирном труде наконец осуществились.

V. Домашнее задание:

с. 8-12 отрывок наизусть

VI. Итог урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!