Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.
Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
метапредметные:
познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет
личностные:
- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения
- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать
басню как особый жанр литературы.
Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! | Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, руч- ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». – Какие же интересные конкурсы, занимательные задания, тексты вы нашли в них? Работа со скороговоркой Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал - Прочитайте медленно - Прочитайте быстрее и очень быстро - Объясните смысл скороговорки. Чтение стихотворения Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки» (в конвертах) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Вы прочитали стихотворение. О чём оно? - Что вы знаете о войне? -Что вы можете сказать об этом мальчике? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказ учителя о биографии, творчестве автора. Свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Словарная работа парами или группой – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. | Работают с толковым словарем. |
| | |
2. Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста (отрывок). Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организация повторного, выборочного чтение и обсуждение содержания произведения. – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.) – В какой класс она поступила? (В третий класс.) – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.) – Что сшила Римма? (Табачный кисет.) – Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.) – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? – Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
VII. Домашнее задание | • Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой. • Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта. • Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов урока. А. Предметная - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В. Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заполняют таблицу самооценки. |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.
Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.
Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.