СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Литературное чтение. 3 класс. Ю. И. Ермолаев. "Проговорился"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны

Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют"

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Литературное чтение. 3 класс. Ю. И. Ермолаев. "Проговорился"»


Предмет: литературное чтение.
Тема: «Ю.И. Ермолаев «Проговорился»»
Цель урока: расширить знания детей о жизни и творчестве писателя Ю. Ермолаева; ознакомить обучающихся с его новым произведением; отрабатывать навык беглого чтения про себя; формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам, выразительно читать по ролям; создавать условия для развития мышления, воображения средствами анализа текста по вопросам и используя творческое задание на составление продолжения рассказа; обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Проговорился».
Задачи:
1.Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения.

2. Уметь работать с текстом произведения, уметь вести диалог, уметь аргументировать собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Понимать такие качества, как вежливость, воспитанность; обогащение нравственного опыта средствами текста данного произведения.

Тип урока: урок чтения и анализа литературного произведения.


Оборудование:
1) Для учителя: презентация, конспект урока, учебник, раздаточный материал.
2) Для учащихся: учебник, раздаточный материал.

Литература:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-024670 – 5.














Ход урока

Этапы,время/
методы (приемы)
работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся/ УУД
П:познавательные
Р:регулятивные
К:коммуникативные
Л:личностные

1.Организацион-ный
момент.
(1 мин)
Словесный метод: монолог.

-Все встали, подровнялись. Тихо сели.

-Проверьте все ли у вас готово к уроку.

-У вас на столах должны лежать: учебник, пенал, дневник.

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на урок.




Готовятся к уроку.
Р - способность регулировать свои действия.
Л – самоорганизация.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
(10 мин)
Словесный метод: диалог.
Практический метод: самостоятельная работа
1.Проверка домашнего задания.




2.Речевая разминка.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении произведения Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1).– Поработайте в парах.

- Прочитайте пословицы на карточках.

- Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

- Как вы считаете, какая из пословиц подходит к рассказу Л. Кассиля? (Все)

- Докажите. (учащиеся объясняют смысл пословиц)

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

(Знание и мудрость украшают человека) карточка на доску

- Вы внимательно дома читали произведение, работали с ним.

- Я предлагаю вам выполнить тестовую работу по этому произведению.

-Возьмите листочек с тестом, внимательно читайте задание, выбранный вами ответ вы должны будете обвести в кружок.


2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это не красиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись.

- Выпишите буквы правильных ответов в одну строку

ЕРМОЛАЕВ

- Проверьте, что получилось у вас при расстановке букв в строчку?


Работают в парах.
Отвечают на вопросы учителя.
П.- логические – анализ объектов с целью выделения признаков.











Решают тестирование.

3. Сообщение темы урока. Определение темы урока.
(4 мин)




- Прочитайте ключевое слово.  ( Ермолаев)

- Это фамилия.

-А как вы думаете, почему именно эта фамилия стала нашим ключевым словом? (Наверное, это фамилия автора, произведение которого мы будем читать сегодня на уроке)

- Откройте учебник на с….

-Прочитайте название произведения.

- Какова же тема нашего урока? (Ю. Ермолаев «Проговорился») на доске

- Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

– Определить их вам помогут опорные слова:

•  Мы познакомимся с… ( с новым произведением)

•  Мы узнаем… (о чём этот рассказ)

•  Мы сможем поразмышлять… (о том, какую главную мысль хотел донести до нас автор)


Л.- выдвижение гипотез и их обоснование.

К.- сотрудничество в поиске информации.

Р.- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


4.Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.
(10 мин)
Микроцель:
познакомится
с биографией
автора.
Словесный метод: диалог.


.

- Нашу работу над произведением я бы хотела начать с рассказа о самом писателе.

-Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

– Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище

им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? (о том, что кто-то проговорился)

- Когда так говорят: «проговорился»? (когда знают какую-то тайну, секрет, про этот секрет надо молчать, а человек случайно эту тайну рассказал, или как еще говорят выдал).
Откройте свои учебники на стр 180.

-Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? (о девочке и о попугае, которого купили)
-Ребята, а у кого из вас дома есть попугай?

-Что вы знаете о них? (живут в тёплых странах, встречаются в зоопарках, в парке птиц много разновидностей попугаев, имеют яркую окраску, дома чаще всего встречаются волнистые попугайчики)
-Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.  

- Всегда у людей вызывают особый интерес попугаи, которые умеют разговаривать.

- И каждый человек, который завёл попугая, мечтает о том, что он у него будет говорить.  

   



Л.- смыслообразование,

К.- умение точно выражать свои мысли.

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. 

















Работают с учебником. Отвечают на вопросы.



















5.Прочтение текста с остановками.
(7 мин)
Микроцель:
познакомится с
рассказом.
Словесный метод: беседа.

Планирование

-Как предлагаете познакомиться с рассказом? (прочитать)
-Прочитайте рассказ про себя.
-Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
-Готовимся читать текст вслух.


Чтение 1 отрывка до слов: «дрессирорвщица»

-О ком узнали?

-Как автор относится к девочке?( Называет ласковым словом Ирочка).

-Какие намерения были у девочки?

Чтение 2 отрывка до слов:

«Струйки тёплого ветра несли с собой приятные запахи…».

- Что вы можете сказать о героине рассказа? (школьница, невежливая, грубая, невоспитанная).

Чтение 3 отрывка до слов «….взъерошился весь и крикнул Ирочке…»

 -С каким настроением шла Ирочка в школу?

- Найдите ответ в тексте.

Что помогает автору передать её настроение? (природа).

- Что крикнул попугай Ирочке, вы догадались? («Отстань»). Посмотрите иллюстрацию.

- Почему он крикнул «Отстань»?

Почему он вспомнил это слово? (Потому что Ирочка так всегда так говорила бабушке, когда та просила её о чем-нибудь).

Чтение 4 отрывка – до слов «….Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась….»

- Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем? (то, как вела себя девочка, какая она на самом деле; что она говорит, когда её никто не видит, когда она не притворяется).

-Как вы считаете, почему получилась такая неприятность?

(Слишком часто Ирочка говорила грубые слова).

- Почему девочка расстроилась? (Чико не повторил то, о чём она его просила, дети узнали какая она невоспитанная).

- Что может случиться дальше?

Чтение 5отрывка – до конца.

-Как понять последние слова Алёши?

- Кто проговорился и о чём?
- О чем заставляет задуматься рассказ?

-Понравилось ли вам всё произведение?

- А Ирочка понравилась вам?

- Почему?

- Как она была наказана за своё поведение? (все ребята узнали, какая она на самом деле)


  • Л- смыслоообразование.
    П- осуществлять
     анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Отвечают на вопросы. Читают текст с остановками. Работают с учебником.

6.Подготовка к
выразительному
чтению.
(10 мин)
Микроцель:
научится
выразительно
читать текст.
Словесный метод: беседа.


Продолжение работы с текстом, анализ

- Какие же действующие лица в данном рассказе? (Ирина, бабушка, ученики, попугай Чико, автор)

- Что мы о них узнали?

-Как Ирочка общалась с бабушкой? Как это надо прочитать? (С негодованием, возмущением).

-Найдите и прочитайте, какая была погода.

- Можно ли по описанию погоды сказать, какое настроение было у девочки.(Значит эти слова нужно прочитать радостно, передать предчувствие Иры, что её похвалят).

-Как вы понимаете выражение «предчувствуя восторженные похвалы»?

-Прочитайте, как девочка общалась с попугаем в классе.(Она приказывает, требует).

- А теперь представьте себя в роли попугая. Как вел себя попугай? Передайте это правильными интонациями при чтении. (Возмущенно, как Ирочка).

-Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.

- Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.

Интонацией постарайтесь передать характер героев.

Л.- смыслообразование,

К.- умение точно выражать свои мысли.

Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником.

6. Повторное чтение и анализ произведения.
(5 мин)

- Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?

-Как нужно дрессировать животных? (добрым словом, лаской, а еще личным примером)

-Можно ли Ирочку назвать воспитанной ?

-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?

- Можно ли его рассказ назвать юмористическим?

- Как Ирочке исправить ситуацию?


Отвечают на вопросы.
Л - проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

7. Итог урока. Рефлексия.
(5 мин)
Микроцель: подвести итог урока.

Над каким произведением мы работали?
Кто главный герой произведения?
Чему учит это произведение?
Давайте оценим свою работу на уроке, кто считает, что хорошо поработал на уроке, тихонько встаньте. Те кто считает, что нужно работать больше, тихо сидите. Вы большие молодцы! Урок закончен.

Подводят итоги урока.
Л - проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!