СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа: 

Литературно-музыкальная композиция

"«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» "

Просмотр содержимого документа
«Конспект Великая Отечественная война в лирике 20 века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Брейтовская средняя общеобразовательная школа













Конкурсная работа:



Литературно-музыкальная композиция

"«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» "














Выполнила: Лешенкова Юлия Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Брейтовская СОШ















Брейтово, 2019

Разработка композиции на тему «Beликая Отечественная война в лирике XX века»


Ход урока-композиции

I. Организационный момент

Фоном звучит композиция А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная!»

Ведущий: Добрый день, ребята! Я приветствую вас сегодня на нашей композиции. Её роль каждый определит сам для себя: ведь нет ни одной семьи, которую бы обошла война. Но и в это тяжелое время люди находили утешение в дружбе, в любви и в поэзии. Как вы уже поняли, сегодня мы с вами познакомимся поближе с лирикой поэтов-фронтовиков

II. Выступление обучающихся

Ведущий: Война началась внезапно: 21 июня во всех школах проходили выпускные балы, ребята прощались со школой, учителями. Выпускники мечтали, строили планы. Но им не суждено было сбыться — война забрала у них все. Неслучайно Булат Окуджава войну в своем стихотворении называет «подлой».

Чтение учеником наизусть стихотворения Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

На слайд выводится портрет поэта с годами жизни

Ведущий: Автор, Булат Окуджава, уходит на фронт в 1942 году добровольцем. Там же создает свою первую песню, текст которой, к сожалению, не сохранился. Ребята, в эти тяжелые времена, добровольцами уходили не только мальчики, но и девочки, которые «платьица белые раздарили сестренкам своим». Вместо этого надели «стоптанные солдатские сапоги» и «перемятую шинель».

Чтение учеников наизусть стихотворения Ю. Друниной «Только что пришла с передовой...»

На слайд выводится портрет поэта с годами жизни

Ведущий: Словами самого поэта можно сказать, что Юлия Друнина «ушла из детства в грязную теплушку». В 16 лет Юлечка становится одной из: она записывается в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста и несет службу санитарки при глазном госпитале. Она воюет наравне с мужчинами (доказательства тому — её стихи), однако в 43 году шальным осколком снаряда она ранена в шею слева, и он застревает всего в паре миллиметров от сонной артерии! Юлечка, юная санитарка, перебинтовывает шею, продолжая спасать жизни другим, даже не подозревая, насколько её жизнь близка к кончине. Вскоре Юлии становится хуже — она обращается в госпиталь с просьбой помочь. Там же в эти мучительные дни и часы она создает свое первое стихотворение о войне, строки которого стали названием нашей композиции. Ю. Друнину, как и других поэтов-участников Великой отечественной войны, спасали две вещи: любовь и дружба. Именно об этом писали стихи, которые впоследствии положили на музыку, и они стали песнями.

Звучит песня на стихи А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» (возможно заранее подготовленное хоровое исполнение)

На слайд выводятся фронтовые фото

Ведущий: Война забрала у многих не только молодость с ее первой любовью, но и детство. Многие ребята «этот день приближали, как могли».

Маленького Витю Коробкова подлая война нашла в пионерском лагере. В родном его городе орудовал фашист, но в городе, как и везде, действовало подполье, и Витя немедленно стал его участником. Однажды Витя на улице ему попался на пути немецкий пропуск, незамедлительно мальчик показал его отцу, который работал в типографии. Счастливый случай помог нашим солдатам: по этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Вроде бы Витя гонял по улице обруч, играл, а в это время он замечал танки в укрытиях, примерно подсчитывал пулеметы, где и сколько разместилось немецких солдат. И все данные сразу же доставлялись партизанам.

Ленинградка Зина Портнова в деревню приехала на каникулы в свою родную деревню. Во время ВОВ там была создана подпольная группа «Юные мстители», куда вступила и Зина, став активным ее участником. Она вела разведку, распространяла листовки. В декабре 1943 г. схватили ее фашисты, пытали с особой жестокостью и вели допрос. Во время одного из них Зина схватила пистолет и... выстрелила в того, кто причинял её боль, пыталась даже бежать, но безрезультатно... фашисты настигли ее...

Чтение стихотворения наизусть В. Тушновой «Кукла»

На слайд выводится портрет поэта с годами жизни

Ведущий: Обломок детства…У многих война забрала отцов, сыновей…

Выразительное чтение стихотворения Н.Алешина «Похоронка»

Ведущий: В своих воспоминаниях Н. Алешин, поэт, с большой любовью вспоминает соседа — Федора Васильевича Грибанова. Ведь благодаря ему Николаю и его брату и сестрам удалось все это вынести: и сумасшедший голод, и гибельное время. Сам он был, хотя и глава семьи, инвалид, однако, доброй и светлой души человек, помогал, чем мог, детям своего погибшего друга: и хлебом, и солью, и просто согревающим сердце хорошим и нужным словом. Настоящие мужчины могли все выстоять, пережить.

На слайд выводятся фронтовые фото

Чтение учеником наизусть стихотворения М. Львова «Чтоб стать мужчиной»

Ведущий: Да, память о героях живет в наших сердцах веками. Ведь «нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Давайте вспомним «всех поименно».

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

Рассказ обучающихся с фотографиями родственников обучающихся, участников Великой отечественной войны, а также других участников ВОВ.

Ведущий: Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». 1Но даже в тяжелые минуты душа солдата просила песни.

Обучающиеся исполняют песню на стихи А. Фатьянова «Тальяночка»

Ведущий: Лето 1942 года стало знаменательным в области музыки: состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. «Я познакомился с ним в Оренбурге, — писал позже В. П. Соловьев-Седой, — Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом... Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».22

Ведущий: А какая самая известная фронтовая песня? («Катюша») Давайте споем её все вместе.

Исполнение песни «Катюша» хором


III. Подведение итогов и обобщение

Ведущий: В память о погибших в годы Великой Отечественной войны, я объявляю минуту молчания.

Звучит метроном

Ведущий: Война тяжелым камнем легла на груди всего народа, поэтому и стихи проникнуты горечью. Поэты-фронтовики писали о самой крепкой любви, которую они встретили « у дымных сталинградских берегов», о дружбе, которая была на всю жизнь.

Лирика поэтов-участников войны тесно связана с фронтовой молодостью, послевоенным детством. Мотив войны проходит сквозь все их творчество. Они писали о том, что с ними случалось на передовой и в тылу, когда они шли в атаку, и когда отдыхали. Прошло 75 лет со Дня Победы. Давайте же помнить подвиг наших дедов и прадедов, ведь «если мы войну забудем, вновь придет война».



1 К. Симонов: "Мы знали, что нам предстоит война". Воспоминания о войне

2 "Русской песни запевала" [Текст]: // "Вечерний Оренбург". — №42. — 11.10.2000

Просмотр содержимого презентации
«композиция_ Великая Отечественная война в лирике 20 века »

Муниципальное общеобразовательное учреждение Брейтовская средняя общеобразовательная школа Beликая Отечественная война в лирике XX века Автор : Лешенкова Юлия Андреевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Брейтовская средняя общеобразовательная школа

Beликая Отечественная война в лирике XX века

Автор : Лешенкова Юлия Андреевна, учитель русского языка и литературы

Булат Окуджава (1924-1997)

Булат Окуджава (1924-1997)

Юлия Друнина (1924-1991)

Юлия Друнина

(1924-1991)

Вероника Тушнова (1911 - 1965)

Вероника Тушнова (1911 - 1965)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!