Литературная игра
«Примеры героев зовут на подвиг»
внеклассное мероприятие по литературе
в 7 классе .
Условия игры: ребята отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, тем самым зарабатывая себе баллы (можно играть командами), за каждый правильный ответ карточка.
Оборудование: на доске – название игры, эпиграф; иллюстрации по былинам, повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Легенде о Данко» М. Горького.
Эпиграф: «В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…» (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Слово учителя. Мы проводим литературную игру «Примеры героев зовут на подвиг». В название я взяла русскую народную пословицу.
Вот какие определения слова «герой» дает С.И. Ожегов:
Герой — 1) Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2) Главное действующее лицо литературного произведения.
Давайте вспомним произведения, которые изучали в 7 классе: былины, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Наша справка: Былина – произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.
(подготовленный ученик кратко рассказывает о былинах).
Викторина.
Назовите героев былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Микула Селянинович и т.д.)
Какие подвиги они совершили? (Илья Муромец отразил натиск Соловья-разбойника, сделал дорогу свободной; Добрыня Никитич одерживал победу в схватках с огненным Змеем; Алеша победил Тугарина Змея. Богатыри сражались с врагами во имя покоя и благополучия Руси).
К какому богатырю относятся эпитеты: удаленький, дородный (рослый, крупный), добрый, славный? (к Илье Муромцу).
У какого богатыря такое снаряжение?
«Надевал … латы кольчужные,
Застёгивал пуговки жемчужные
И нагрудничек булатный
И брал свою сбрую богатырскую:
Во-первых, копьё долгомерное,
Во-вторых, саблю острую,
Во-третьих, палицу боевую,
В налушничек тугой лук
Да двенадцать стрелочек калёныих;
Не забыл чинжалище, свой острый нож»? (У Алёши Поповича)
Чье описание:
«А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки да зелен сафьян...» (Микула Селянинович)
Из какой былины начало?
Из того села да Карачарова… («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Да и Никитичу-то матушка наказывала. («Добрыня и Змей»)
Как два ясные сокола вылетывали… («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)
На мое ли на небушко на ясное… («Вольга и Микула Селянинович»)
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша справка (подготовленный ученик кратко рассказывает о повести).
Викторина.
1. Назовите главных героев повести. (Тарас, Остап, Андрий и др.)
2. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. (Бурса)
3. Куда Тарас отправился вместе с сыновьями, чтобы обучить их военному делу? (в Запорожскую Сечь)
4. Что происходит с героями в финале повести? (Тараса и Остапа казнили, Андрия убил сам Тарас)
5. Какой подвиг совершили казаки? (они были на защите государственных границ)
М. Горький «Легенда о Данко». Наша справка (подготовленный ученик кратко рассказывает о легенде).
- Какой подвиг совершил Данко? (вывел людей из непроходимого леса)
Игра «Собери пословицу»
На отдельных листах написаны слова из пословиц. Задание: собрать пословицы.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература.
Былины: для младшего и среднего школьного возраста. – Волгоград, 1987.
Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 7 кл. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2004.