СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма командного состязания вызывает у учеников повышенный интрес и желание показать свои знания, в данной игре использованы различные задания по роману "Преступление и наказание"

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Правила игры.

В литературной игре принимают участие 4 команды обучающихся 10 класса.

Игра состоит из 6 туров, за выполнение которых жюри ставит баллы.





  1. Блиц-турнир

Командам предлагается за 2 минуты ответить на максимальное количество вопросов. При отсутствии ответа нужно произнести слово «дальше».

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для 1 команды.

1. Где происходит действие романа? (В Петербурге).

2. Сколько лет Родиону Раскольникову? (23 года).

3. Кто из героев романа сказал: « Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». (Мармеладов).

4. Что автор называет так: «каюта», «шкаф», «гроб»? (Каморку Раскольникова).

5. Кто сказал так- тысячу добрых дел вместо одной никому не нужной жизни ).

Вопросы для 2 команды.

6. Что снится Родиону перед роковым убийством? (Сон об избиении лошади).

7. Кто оскорбил Соню, обвинив её в воровстве? (Лужин).

8. Кто назвал поступок Лужина «низким и подлым»? (Лебезятников).

9. На какие два разряда разделил Раскольников всех людей? (Обыкновенных и необыкновенных - «собственно люди» и «вши», «пророки» и «твари дрожащие»).

10. Кто берет на себя вину Раскольникова? (Маляр Миколка).

Вопросы для 3 команды.



10. Кем по роду занятия являлась старуха Алёна Ивановна? (Процентщицей).

11. Сколько лет каторжных работ получил Раскольников за свое преступление? (8 лет).

12. Назовите лучшего друга Раскольникова. (Разумихин).

13. Как погиб Мармеладов? (Был раздавлен коляской).

14. Кто из героев романа является главным оппонентом Раскольникова? (Соня Мармеладова).

15. Когда Раскольников понял ошибочность своей теории? (На каторге, после сна о моровой язве).

Вопросы для 4 команды

16. Сколько времени занимает действие романа до эпилога? (Две недели).

17. На каком факультете учился Раскольников? (На юридическом).

18. Какую статью написал студент-юрист Раскольников? («О преступлении»).

19. Кто дал денег на устройство детей Катерины Ивановны и Сони? (Свидригайлов).

20. Кому принадлежат слова: «…за тобой пойду, всюду пойду! О господи! Ох, я несчастная! И зачем, зачем я тебя прежде не знала?» (Соне Мармеладовой).





  1. Петербург Достоевского – задание всем командам

1.На улицах Петербурга.

Команды должны назвать место (улицу, мост, остров…), где мы встречаем героев романа.

За правильный ответ 1 балл.



1. «Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“». «Он весь задрожал, припомнив это… Как стоял, так и упал он на землю...»

Где это произошло? (Сенная площадь).



  1. Пред тем как свести счёты с жизнью, Свидригайлов всю ночь кружит по туманным петербургским улицам, проводит время «по разным трактирам и клоакам». «Часу в двенадцатом он сделал благотворительный визит к своей юной невесте».

Где она жила? (На Васильевском острове).



2.Петербургские трущобы.

Команды получают карточки с набором предметов. Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, найти лишний элемент, определить, кому он должен принадлежать.

3 балла за полный ответ.

Набор предметов №1

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

(Комната Сони Мармеладовой; лишний элемент - туалет с зеркальцем в простенке - из комнаты Алёны Ивановны).

Набор предметов №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

(Каморка Раскольникова; лишний элемент - лампада - из комнаты Алёны Ивановны).

Набор предметов №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

(Комната старухи-процентщицы; лишний элемент - дырявая простыня - из квартиры Мармеладовых).



  1. Знакомые все лица



2.Портретная галерея.

Команды получают карточки с описанием героев романа. Задача команд - определить, о каком герое идёт речь.

За правильный ответ 1 балл.

Задание 1 команде

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». (Свидригайлов).

Б. «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье». (Мармеладов).

В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». (Дуня).

А. «Лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». (Лужин).

Б. «Выражение лица её всегда было более серьёзное, чем весёлое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!» (Дуня).

В. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…» (Катерина Ивановна).



3.Слова… слова… слова… (собирательная пауза).

Командам нужно собрать «рассыпавшуюся» фразу, определить, кому из героев принадлежат слова. Цитаты для 1 и 2 команды одинаковые.

За правильное выполнение - 2 балла.

Первая фраза. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». (Мармеладов).

Вторая фраза. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» (Раскольников).



  1. Конкурс СУПЕРЗНАТОКОВ

Для участия в конкурсе команды выбирают одного сурерзнатока, который должен ответить на 3 вопроса. Обдумывать 1 вопрос можно не более 20 секунд без права совещания с командой.

Суть задания - вставить в предложенную цитату пропущенное ключевое слово.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание для 1 суперзнатока

1.В комнате Сони: «На комоде лежала какая-то книга. Это был ___________________ в русском переводе». (Новый Завет).

2.Порфирий Петрович Раскольникову: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя _____________ теперь не считает?» (Наполеоном).

Задание для 3суперзнатока

3. Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Лужин переосмысливает эту заповедь: «Возлюби прежде всех ____________________». (Самого себя).

4. «Он (Раскольников) даже шёл теперь делать ______________ своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее». (Пробу).

Задание для 3 суперзнатока





2. Раскольников Соне: «Я ведь только ___________ убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». (Вошь).

3. Сон Раскольникова на каторге: «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были _______________ и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю…» (Чистые).

4. Своё мнение – 2 человека от команды

Постройте свою речь по одному из предложенных вариантов :

1.        Я согласен с тем, что …..

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        К сожалению, я не могу согласиться с тем,


  1. – Преступление? Какое преступление? То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю. И что мне все тычут со всех сторон: «преступление, преступление!» Только теперь вижу ясно всю нелепость моего малодушия, теперь, как уж решился идти на этот ненужный стыд! Просто от низости и бездарности моей решаюсь, да разве еще из выгоды, как предлагал этот… Порфирий!..

2) – Брат, брат, что ты это говоришь! Но ведь ты кровь пролил! – в отчаянии вскричала Дуня.

– Которую все проливают, – подхватил он чуть не в исступлении, – которая льется и всегда лилась на свете, как водопад, которую льют, как шампанское, и за которую венчают в Капитолии* и называют потом благодетелем человечества. Да ты взгляни только пристальнее и разгляди!

3) - Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль была вовсе не так глупа, как теперь она кажется, при неудаче… (При неудаче всё кажется глупо!)

4) - Этою глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой… Но я, я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец! Вот в чем всё и дело! И всё-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!

6. ДЕБАТЫ

СУД – обвинитель, защитник

Команды готовят речь – 1-2 – защита Раскольникова

3-4 - обвинение

№ п/п

ТУР

1

команда

2 команда

3 команда

4 команда

1

Блиц-турнир





2

Петербург Достоевского





3

Знакомые все лица





4

Конкурс СУПЕРЗНАТОКОВ





5

СВОЁ МНЕНИЕ





6

За и ПРОТИВ - дебаты





КОМАНДА 1

УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ – количество баллов

1.

2.

3.

4.

5.



№ п/п

ТУР

1

команда

2 команда

3 команда

4 команда

1

  1. Блиц-турнир





2

  1. Петербург Достоевского





3

  1. Знакомые все лица





4

Конкурс СУПЕРЗНАТОКОВ





5

СВОЁ МНЕНИЕ





6

За и ПРОТИВ - дебаты





КОМАНДА 2

УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ – количество баллов

1.

2.

3.

4.

5.



№ п/п

ТУР

1

команда

2 команда

3 команда

4 команда

1

  1. Блиц-турнир





2

  1. Петербург Достоевского





3

  1. Знакомые все лица





4

Конкурс СУПЕРЗНАТОКОВ





5

СВОЁ МНЕНИЕ





6

За и ПРОТИВ - дебаты





КОМАНДА 3

УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ – количество баллов

1.

2.

3.

4.

5.



№ п/п

ТУР

1

команда

2 команда

3 команда

4 команда

1

  1. Блиц-турнир





2

  1. Петербург Достоевского





3

  1. Знакомые все лица





4

Конкурс СУПЕРЗНАТОКОВ





5

СВОЁ МНЕНИЕ





6

За и ПРОТИВ - дебаты





КОМАНДА 4

УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ – количество баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.





ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРЬЕР №1

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

ИНТЕРЬЕР №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

ИНТЕРЬЕР №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.



ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРЬЕР №1

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

ИНТЕРЬЕР №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

ИНТЕРЬЕР №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.













ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРЬЕР №1

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

ИНТЕРЬЕР №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

ИНТЕРЬЕР №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.



ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРЬЕР №1

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

ИНТЕРЬЕР №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

ИНТЕРЬЕР №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.







ЗАДАНИЕ 3

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». ___________________________



Б. «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье».

____________________________



В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». ________________________________________



Г. «Лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». ____________________________



Д. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…» _____________________

ЗАДАНИЕ 3

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».___________________________



Б. «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье».

_______________________________________



В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». _________________________________



Г. «Лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». ________________________



Д. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…» ___________________



















ЗАДАНИЕ 3

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». _______________________________________



Б. «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье».

______________________________________

В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». _____________________________________



Г. «Лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». ________________________



Д. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…»

__________________________

ЗАДАНИЕ 3

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». _________________________________________

Б. «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье».

__________________________



В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». ____________________________



Г. «Лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». __________________________



Д. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…» ___________________________







Задание для 1 суперзнатока

1.В комнате Сони: «На комоде лежала какая-то книга. Это был ___________________ в русском переводе».

Задание для 2 суперзнатока

2. Порфирий Петрович Раскольникову: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя _____________ теперь не считает?»



Задание для 3 суперзнатока

  1. Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Лужин переосмысливает эту заповедь: «Возлюби прежде всех ____________________».



Задание для 4 суперзнатока

2. «Он (Раскольников) даже шёл теперь делать ______________ своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее».





4. Своё мнение – 2 человека от команды

Постройте свою речь по одному из предложенных вариантов :

1.        Я согласен с тем, что …..

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        Я не могу согласиться с тем,


1)– Преступление? Какое преступление? То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю. И что мне все тычут со всех сторон: «преступление, преступление!» Только теперь вижу ясно всю нелепость моего малодушия, теперь, как уж решился идти на этот ненужный стыд! Просто от низости и бездарности моей решаюсь, да разве еще из выгоды, как предлагал этот… Порфирий!..













4. Своё мнение – 2 человека от команды

Постройте свою речь по одному из предложенных вариантов :

1.        Я согласен с тем, что …..

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        Я не могу согласиться с тем,

2)– Брат, брат, что ты это говоришь! Но ведь ты кровь пролил! – в отчаянии вскричала Дуня.

– Которую все проливают, – подхватил он чуть не в исступлении, – которая льется и всегда лилась на свете, как водопад, которую льют, как шампанское, и за которую венчают в Капитолии* и называют потом благодетелем человечества. Да ты взгляни только пристальнее и разгляди!



4. Своё мнение – 2 человека от команды

Постройте свою речь по одному из предложенных вариантов :

1.        Я согласен с тем, что …..

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        Я не могу согласиться с тем,

3) - Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль была вовсе не так глупа, как теперь она кажется, при неудаче… При неудаче всё кажется глупо!



4. Своё мнение – 2 человека от команды

Постройте свою речь по одному из предложенных вариантов :

1.        Я согласен с тем, что …

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        Я не могу согласиться с тем,..

4) - Этою глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой… Но я, я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец! Вот в чем всё и дело! И всё-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!