СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература родного края. В. Дорожкина «Есть губернии краше…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература родного края. В. Дорожкина «Есть губернии краше…»»

Предмет: Литература

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового  знания

Тема Литература родного края. В. Дорожкина «Есть губернии краше…»

Цели

 

Образовательные: рассказать учащимся о писателях-земляках (обзорно), показать сборники их стихотворений, ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта В.Дорожкиной

Развивающие: научить внимательно слушать другого (в том числе чтение стихотворений учителем), развивать критическое мышление, навыки анализа литературного произведения.

Воспитательные: вызвать интерес к литературе родного края; побудить учащихся к активности в изучении литературных произведений; воспитывать любовь к родной земле, уважительное отношение к литературному прошлому, чувство гордости за талантливых творческих людей, наших земляков.

Формировать УУД:

личностные УУД: умение выразительно читать лирическое произведение, анализировать его;

регулятивные УУД: учащийся должен овладевать способностями понимать учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения - средства выразительности и др. (общеучебные универсальные учебные действия)

Планируемый результат

Личностные: воспитание чувства патриотизма; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к чтению; выразительное чтение лирического произведения.   
Метапредметные: словесное рисование «Моя малая родина»

Предметные:

Знать литературоведческие термины (лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др.), примерный план анализа стихотворения, писателей родного края, их произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение



Основные понятия

Лирика, анализ, метафора, эпитет, сравнение,образ лирического героя, тема, идея, пафос 

Межпредметные связи

История, география, изобразительное искусство , русский язык

Ресурсы:

- основные

Выставка книг писателей тамбовского края, тексты произведений, портреты

- дополнительные: Презентация, атрибуты для рефлексии (стикеры в форме листьев разного цвета и плодов, дерево), таблицы, учебник, листы бумаги, карандаши

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах


Технология проведения

Деятельность учеников


Деятельность учителя


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.


Организует

Уточняет тематические рамки. Выдвигает проблему.


Вызвать интерес к теме урока 

1.Регулятивные: волевая саморегуляция; 2.Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3.Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. 

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

Учить определять тему урока(в случае возникновения затруднений озвучивает тему учитель), его цели, способы достижения этих целей

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение 

 

Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу темы урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку (работа с эпиграфом), актуализация знаний учащийся (вопросы теории литературы)

 

Назвать литературные тропы, дать им определения, дать определению образу лирического героя и т.д. 

 

 

Учащийся сформулирует тему и цели урока, назовет способы ее достижения 

 

Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, внимания

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели:

-ознакомить учащихся с творчеством поэтов Донбасса;

 -учить анализировать лирические произведения

 

1.Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

2.Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

 

3.Выразительное чтение стихотворения.

1.Слово учителя. Мы часто слышим слова: « Тамбовскийй край, родной край…». А что они значат для вас? (ответы обучающихся)

- Конечно, это и место, где мы родились и живём, где живут наши родные, где нам всё с детства знакомо. И куда бы нас не забросила судьба, мы будем помнить родные места, где протекает Цна, где самый красивый лес посажен руками человека. Нигде на земле нет таких полей, как тамбовские с их разнотравьем. Тамбовская земля богата талантами. Это и спортсмены, актеры, писатели. Известны далеко за пределами края имена тамбовчан.

2.Сообщение учащимся сведений о жизненном и творческом пути В.Дорожкиной

3.Выразительное чтение учителем стихотворения В. Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Затем пауза для осмысления услышанного. 

Выразительное чтение стихотворений поэта 

 

1.Учащийся будет знать писателей Донбасса, их произведения.

2.Ущащийся будет уметь выразительно, вдумчиво читать лирические произведения. 

Дети узнали много нового и интересного, развивают умение слушать и слышать

IV.Закрепление  нового   (15 мин)

Цель:

Развитие и Закрепление навыков анализа литературного произведения

 

Работают с текстом произведения, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания учителя

 

 

 

 

1.Беседа

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Какие мысли и чувства кажутся вам здесь самыми главными?

Как проявляется в стихотворении мотив гордости?

Актуально ли это произведение сегодня?

 

 

 

Физкульт-минутка

Учащиеся будут уметь анализировать стихотворение

 

 

 

 

Развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

Проверить умение находить средства выразительности в литературном произведении;

- проверить умение анализировать стихотворение

Уч-ся работают в группе, индивидуально, решают поставленные задачи

 

 

 

 

 

 

 

Дает задания, контролирует их выполнение, задает вопросы 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа в группах. Заполнение таблицы «Художественные тропы» (№1: 1гр. находит эпитеты, метафоры, 2 гр. - другие средства выразительности.№2 1гр. – характеризует образ лирического героя, 2 гр. – худ. речь, тему, идею)

2.Фронтальный опрос.

3. Создание иллюстраций к произведению  

Учащиеся проанализировали стихотворение, в большинстве своем справились с заданиями 

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2. Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность уч-ся на уроке;

учить школьников делать самооценку

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

 

Самооценка.

Подходят по очереди к доске и приклеивают стикер соответствующего цвета и формы.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

 

Регулятивные:

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!