Тема Литература родного края. В. Дорожкина «Есть губернии краше…»
Образовательные: рассказать учащимся о писателях-земляках (обзорно), показать сборники их стихотворений, ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта В.Дорожкиной
Развивающие: научить внимательно слушать другого (в том числе чтение стихотворений учителем), развивать критическое мышление, навыки анализа литературного произведения.
Воспитательные: вызвать интерес к литературе родного края; побудить учащихся к активности в изучении литературных произведений; воспитывать любовь к родной земле, уважительное отношение к литературному прошлому, чувство гордости за талантливых творческих людей, наших земляков.
личностные УУД: умение выразительно читать лирическое произведение, анализировать его;
регулятивные УУД: учащийся должен овладевать способностями понимать учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения - средства выразительности и др. (общеучебные универсальные учебные действия)
Личностные: воспитание чувства патриотизма; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к чтению; выразительное чтение лирического произведения.
Метапредметные: словесное рисование «Моя малая родина»
Знать литературоведческие термины (лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др.), примерный план анализа стихотворения, писателей родного края, их произведения.
Лирика, анализ, метафора, эпитет, сравнение,образ лирического героя, тема, идея, пафос
- дополнительные: Презентация, атрибуты для рефлексии (стикеры в форме листьев разного цвета и плодов, дерево), таблицы, учебник, листы бумаги, карандаши
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: 1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию. | | Организует Уточняет тематические рамки. Выдвигает проблему. | | Вызвать интерес к теме урока | 1.Регулятивные: волевая саморегуляция; 2.Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3.Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Учить определять тему урока(в случае возникновения затруднений озвучивает тему учитель), его цели, способы достижения этих целей | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение | Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу темы урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку (работа с эпиграфом), актуализация знаний учащийся (вопросы теории литературы) | Назвать литературные тропы, дать им определения, дать определению образу лирического героя и т.д. | Учащийся сформулирует тему и цели урока, назовет способы ее достижения | Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, внимания |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: -ознакомить учащихся с творчеством поэтов Донбасса; -учить анализировать лирические произведения | 1.Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. 2.Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…» 3.Выразительное чтение стихотворения. | 1.Слово учителя. Мы часто слышим слова: « Тамбовскийй край, родной край…». А что они значат для вас? (ответы обучающихся) - Конечно, это и место, где мы родились и живём, где живут наши родные, где нам всё с детства знакомо. И куда бы нас не забросила судьба, мы будем помнить родные места, где протекает Цна, где самый красивый лес посажен руками человека. Нигде на земле нет таких полей, как тамбовские с их разнотравьем. Тамбовская земля богата талантами. Это и спортсмены, актеры, писатели. Известны далеко за пределами края имена тамбовчан. 2.Сообщение учащимся сведений о жизненном и творческом пути В.Дорожкиной 3.Выразительное чтение учителем стихотворения В. Дорожкиной «Есть губернии краше…» Затем пауза для осмысления услышанного. | Выразительное чтение стихотворений поэта | 1.Учащийся будет знать писателей Донбасса, их произведения. 2.Ущащийся будет уметь выразительно, вдумчиво читать лирические произведения. | Дети узнали много нового и интересного, развивают умение слушать и слышать |
IV.Закрепление нового (15 мин) Цель: Развитие и Закрепление навыков анализа литературного произведения | Работают с текстом произведения, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания учителя | 1.Беседа Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие мысли и чувства кажутся вам здесь самыми главными? Как проявляется в стихотворении мотив гордости? Актуально ли это произведение сегодня? | Физкульт-минутка | Учащиеся будут уметь анализировать стихотворение | Развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: Проверить умение находить средства выразительности в литературном произведении; - проверить умение анализировать стихотворение | Уч-ся работают в группе, индивидуально, решают поставленные задачи | Дает задания, контролирует их выполнение, задает вопросы | 1.Работа в группах. Заполнение таблицы «Художественные тропы» (№1: 1гр. находит эпитеты, метафоры, 2 гр. - другие средства выразительности.№2 1гр. – характеризует образ лирического героя, 2 гр. – худ. речь, тему, идею) 2.Фронтальный опрос. 3. Создание иллюстраций к произведению | Учащиеся проанализировали стихотворение, в большинстве своем справились с заданиями | Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2. Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Оценить деятельность уч-ся на уроке; учить школьников делать самооценку | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. | Самооценка. Подходят по очереди к доске и приклеивают стикер соответствующего цвета и формы. | Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. Умение выражать свои мысли. | Регулятивные: Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |