СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература народов России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература народов России

Просмотр содержимого документа
«Литература народов России»














Разработки уроков по литературе






(литература народов России и зарубежная литература)

















Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко»

Ф.Х.Тхакахова

ПОЭЗИЯ РАСУЛА ГАМЗАТОВА


«ЗЕМЛЯ КАК БУДТО СТАЛА ШИРЕ…»,


«ОПЯТЬ ЗА СПИНОЮ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ…»


7 класс

Цели :познакомить детей с творчеством Расула Гамзатова; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи:

Образовательная формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы народов России; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная воспитывать культуру общения; любовь к родине и к жизни , развивать эстетический вкус.

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов,); проблемный метод, исследовательский


Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. В.Я Коровина и др.),толковый словарь , слайды для

мультимедийной презентации, тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула

Гамзатова, портрет Р. Гамзатова, зарисовки кавказских пейзажей, звукозапись песни»Журавли»

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:
  • предметные – создание условия для знакомства с поэзией Расула Гамзатова, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,.

  • метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь.

-личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к Родине

Х о д у р о к а


  1. Организационный момент.


Гляди вперед, вперед стремись.

И все ж когда-нибудь Остановись и оглянись

На свой пройденный путь.


Расул Гамзатов


  1. Проверка домашнего задания.


Ч т е н и е н а и з у с т ь текста песни на стихи русских поэтов 20 века. (по выбору).

II. Сообщение темы и целей урока.


  • Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного дагестанского поэта. Его имя вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

  • Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворениях Расула Гамзатова.

IV. Изучение новой темы.


  1. С л о в о у ч и т е л я.


Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев – прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

Его предки – поэты и труженики – горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии,

его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема – весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов – сила воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя.

Утверждая гражданское, национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе.

  1. Сообщения учащихся о творчестве Расула Гамзатова


Лучшим и любимым сыном дагестанского народа является Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Он родился в сентябре – этот месяц плодородия, буйства красок в природе, месяц свадеб и хмельного вина. Он родился в

начале прошлого века в 1923 году, в горном селении Цада, что в Дагестане.


Родился я в горах, где по ущелью Летит река в стремительном броске, Где песни над моею колыбелью Мать пела песню на аварском языке.


Когда родился он , отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил самых почетных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого

старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.


Этому старцу передала его мать. Старец поднял его высоко к потолку сакли и произнес: в имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Оказывается седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в его имя смысл и цель.


Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же посланец, чей представитель?»


Расулом

Мой отец меня нарек,

Что по-арабски представитель значит…. Чей представитель я?..

С каких дорог

И для чего мой путь по свету начат?..

... Земля прекрасна, и широк мой путь, И я мечтаю, как о высшем счастье,

Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь К великой красоте твоей причастен! Чтоб без стыда сказал народ родной:

«Расул, мой сын,

ты представитель мой!»


Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть все. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать

стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).

  1. Ч т е н и е в с т у п и т е л ь н о й с т а т ь и учебника о Расуле Гамзатове (с. 225–226).

  2. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й «Земля как будто стала шире…»,


«Опять за спиною родная земля…».


    1. Визуализация. Первичное чтение стихотворений учителем. 4.2.Самостоятельное чтение стихотворения

    1. Чтение стихотворения вслух.

    2. Обмен впечатлениями



  1. Работа по развитию речи.

5.1.- Какие непонятные слова вам встретились? (толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

    1. Анализ лирического стихотворения.

  • Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение

    1. Работа над литературоведческими понятиями.



V.. Б е с е д а п о в о п р о с а м .


-Что нового вы узнали из статьи Вл.Огнева о Гамзатове?


- Определите тему прочитанных стихотворений. О чем рассказывается в них?

  • Каким чувством проникнуты строки произведений?


  • Каким человеком представляется нам лирический герой?


  • Как вы думаете, в какой период жизни поэта написаны данные стихотворения?

  • Какие художественные средства выразительности использует автор?

  • Понравились ли вам стихотворения Р. Гамзатова? Созвучны ли они вашему мироощущению?

-Как вы понимаете следующие строки Все больше в неспокойном мире Моей становится родни…



Граница отчизны- не лес, не поля. Граница отчизны- граница покоя….

VIУчитель


-Ребята какой праздник приближается?


-День победы.Мы будем празлновать семидесчтилетие Порбеды в Вов.


-А вы знаете , что всем известное стихотворение «Журавли», ставшее песней

  • реквиемом было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел

проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000.

Но она не успела умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе

Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта .По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».


Выступления учащихся о стихотворении «Журавли»


В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир». Оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил

выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой.

Прочитав стихотворение «Журавли», возбужденный Бернес позвонил переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону сразу же обсудили некоторые изменения в тексте. Гамзатов вспоминал: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца

справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.


Слушают песню «Журавли».


  1. Подведение итогов урока.


Р. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что присуще творческому мастерству писателя.

-А что вы можете сказать о Расуле Гамзатове?


Учащиеся высказывают свои мнения по творчеству поэта.


  1. Рефлексия .
  • Что на вас произвело большее впечатление?

  • Какие задания вам показались наиболее интересными?

  • Для чего нужно знакомство с литературой народов России?

  1. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть и ответы на вопросы 1–3 учебника (с. 227).

Написать мини-сочинение « Чему научил меня Расул Гамзатов?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!