Разработки уроков по литературе
(литература народов России и зарубежная литература)
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко»
Ф.Х.Тхакахова
ПОЭЗИЯ РАСУЛА ГАМЗАТОВА
«ЗЕМЛЯ КАК БУДТО СТАЛА ШИРЕ…»,
«ОПЯТЬ ЗА СПИНОЮ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ…»
7 класс
Цели :познакомить детей с творчеством Расула Гамзатова; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы народов России; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к родине и к жизни , развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов,); проблемный метод, исследовательский
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. В.Я Коровина и др.),толковый словарь , слайды для
мультимедийной презентации, тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула
Гамзатова, портрет Р. Гамзатова, зарисовки кавказских пейзажей, звукозапись песни»Журавли»
Формировать УУД:
Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
предметные – создание условия для знакомства с поэзией Расула Гамзатова, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,.
метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь.
-личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к Родине
Х о д у р о к а
Организационный момент.
Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов
Проверка домашнего задания.
Ч т е н и е н а и з у с т ь текста песни на стихи русских поэтов 20 века. (по выбору).
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного дагестанского поэта. Его имя вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.
Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворениях Расула Гамзатова.
IV. Изучение новой темы.
С л о в о у ч и т е л я.
Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев – прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
Его предки – поэты и труженики – горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии,
его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема – весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов – сила воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя.
Утверждая гражданское, национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе.
Сообщения учащихся о творчестве Расула Гамзатова
Лучшим и любимым сыном дагестанского народа является Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Он родился в сентябре – этот месяц плодородия, буйства красок в природе, месяц свадеб и хмельного вина. Он родился в
начале прошлого века в 1923 году, в горном селении Цада, что в Дагестане.
Родился я в горах, где по ущелью Летит река в стремительном броске, Где песни над моею колыбелью Мать пела песню на аварском языке.
Когда родился он , отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил самых почетных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого
старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.
Этому старцу передала его мать. Старец поднял его высоко к потолку сакли и произнес: в имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Оказывается седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в его имя смысл и цель.
Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же посланец, чей представитель?»
Расулом
Мой отец меня нарек,
Что по-арабски представитель значит…. Чей представитель я?..
С каких дорог
И для чего мой путь по свету начат?..
... Земля прекрасна, и широк мой путь, И я мечтаю, как о высшем счастье,
Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь К великой красоте твоей причастен! Чтоб без стыда сказал народ родной:
«Расул, мой сын,
ты представитель мой!»
Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть все. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать
стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).
Ч т е н и е в с т у п и т е л ь н о й с т а т ь и учебника о Расуле Гамзатове (с. 225–226).
Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й «Земля как будто стала шире…»,
«Опять за спиною родная земля…».
Визуализация. Первичное чтение стихотворений учителем. 4.2.Самостоятельное чтение стихотворения
Чтение стихотворения вслух.
Обмен впечатлениями
Работа по развитию речи.
5.1.- Какие непонятные слова вам встретились? (толкование непонятных слов по словарю Ожегова)
Анализ лирического стихотворения.
Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение
Работа над литературоведческими понятиями.
V.. Б е с е д а п о в о п р о с а м .
-Что нового вы узнали из статьи Вл.Огнева о Гамзатове?
- Определите тему прочитанных стихотворений. О чем рассказывается в них?
Как вы думаете, в какой период жизни поэта написаны данные стихотворения?
Какие художественные средства выразительности использует автор?
Понравились ли вам стихотворения Р. Гамзатова? Созвучны ли они вашему мироощущению?
-Как вы понимаете следующие строки Все больше в неспокойном мире Моей становится родни…
Граница отчизны- не лес, не поля. Граница отчизны- граница покоя….
VIУчитель
-Ребята какой праздник приближается?
-День победы.Мы будем празлновать семидесчтилетие Порбеды в Вов.
-А вы знаете , что всем известное стихотворение «Журавли», ставшее песней
проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000.
Но она не успела умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе
Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта .По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».
Выступления учащихся о стихотворении «Журавли»
В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир». Оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил
выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой.
Прочитав стихотворение «Журавли», возбужденный Бернес позвонил переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону сразу же обсудили некоторые изменения в тексте. Гамзатов вспоминал: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца
справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.
Слушают песню «Журавли».
Подведение итогов урока.
Р. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что присуще творческому мастерству писателя.
-А что вы можете сказать о Расуле Гамзатове?
Учащиеся высказывают свои мнения по творчеству поэта.
Рефлексия .
Что на вас произвело большее впечатление?
Какие задания вам показались наиболее интересными?
Для чего нужно знакомство с литературой народов России?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть и ответы на вопросы 1–3 учебника (с. 227).
Написать мини-сочинение « Чему научил меня Расул Гамзатов?»