СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирика в народной песне Концерт лекция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лирика в народной песне Концерт лекция»





ОБПОУ СПО «СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им. Н. ПЛЕВИЦКОЙ»





КОНЦЕРТ КЛАССА


ЕГОРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ







«ЛИРИКА В НАРОДНОЙ ПЕСНЕ»














Лирика в народной песне

Чтец: Меняются времена. Уходит в прошлое то, что должно уйти, но есть в духовной культуре наших предков то, что вызывает интерес сегодня.

Традиционность в истории культуры начинается с уважительного отношения к духовному наследию своего народа. Народная песня есть верное, самобытное и непринужденное выражение народной души, ее спутница в радости и горе, сокровищница которой народ доверил свою веру, всю свою семейную и социальную историю, свои чаяния и надежды.

М. Кузнецова поет Р, Н. П. «Листья мое».

Песни всегда сюжетны, причем их содержание простое и жизненноправдивое. Они богаты метафорическими яркими эпитетами . Эмоциональность достигается частым употреблением уменьшительных и ласкательных форм: сестрица, кукушечка, дубравушка, садочек, досточка.

Для исполнения народных песен выжжен духовный фон, который строится образами, сюжетными линиями текста песен. При этом особое место занимает жизненный контекст, символически запечатленный в народных песнях.

Руднев Р. исполняет Р. Н. П. «Как по озеру степному»

Чтец: -Природным фоном жизненного контекста выступает поле, зелен сад, дубрава, алые цветики в поле и т.д.

Из природных сил действуют буйные ветры, сильные дожди, из птичьих образов в песнях используются: перепелушка, голубок, соловушка. Птичьи образы – необходимый атрибут природного пейзажа: сокол (передает образ молодого мужчины), кукушечка (женский образ), два сизых голубя (муж и жена), два белых лебедя (пара влюбленных), и поэтому человек отражен природой, а природа насыщена человеческими переживаниями.

Штаненко Л. исполняет Р. Н. П «Вы куда летите лебеди» в обработке В. Поликаопова.


Чтец: - В песнях проходят следующие сюжеты: печаль девушки при уходе из дома замуж «Вы куда летите лебеди», тоска молодой жены по родителям, нелюбовь к свекрови, измена мужа и уход к чужой жене.

В разных вариантах дается печаль от недостатка любви. Кабы девка знала свою долю, не ходила бы замуж, несчастная любовь, муж жену не любит, образ ревнивого мужа, горе от неразделенной любви: «Я с того горя состарилася, красоты в лице убавилося».

Л. Штаненко исполнит песню «Осыпаются маки»

Чтец: -В любовных песнях воспевается сильное, чистое чувство счастливой и верной любви, а чаще любви несчастливой, которая вызывалась различными причинами: разлукой, изменами, желанием родителей выдать за «неровнинку», за нелюбимого, нелюбовь мужа к жене и наоборот, одиночество девушки в тоске по жениху.


Мезенцева А. исполняет песню «Отчего» муз. Авернина.

Огромен круг песен, отображающих юность человека и трепетность первого чувства. В совокупности это поэма радости и драматизма любви. Здесь девичья надежда на обручение с любимым, здесь плывут по реке гадальные венки. Ходуном ходит веселье гулянок. Вершатся тайные свидания. Здесь ликует или рыдает душа от одного сказанного или несказанного слова. Здесь человек то взмывает птицей, то никнет будто срубленное дерево.

Е. Шестопалов исполняет Р. Н. П. «Эх, Настасья».

Чтец:- Явно первенствуют, однако же песни радостные, полные жизни, энергии. «Как со вечера пороша», исполняет Студенкова К.

Чтец:- Женские песни рассказывают о тяжелой работе, о попреках со стороны свекрови, свекра, о не покидающем желании вернуться в родимую сторону.


«Калина с малиной» исполняет Салькова О.

Чтец: -Замужество и женитьба были непременным условием жизни каждого человека, и любовь девушки и парня всегда подразумевала будущий брачный союз (Калашников «Лебедушка»), но не всякая взаимная любовь приводила к свадьбе. То, к чему готовили девушку песни, и на свадьбе совершилось, молодые вошли в чужую семью. И то, отчего ушли, оказалось горькой явью.

Еременко А. исполняет Р. Н. П. «Захотела меня мать».

Чтец: -Обычно определяли родители жениха для дочери и невесту для сына. И часты были непослушания со стороны девушки или парня. Замужества по неволе не были редкостью. О множестве любовных драм рассказывает песня. Молодец, которого женили насильно, в свою очередь жалуется в песни на постылую. Часто светлая, девичья любовь трагически обрывалась насильным браком, разлукой с родными местами, с любимым.

Измена

О.Салькова поет песню«Пусть антоновкой пахнет в саду» муз.В. Поликарпова

Чтец: -«Проторил миленький дороженьку, проторил, да не стал ходить; любил парень меня, девицу, да не стал любить». Вспомни, мой любезный, прежнюю любовь, как с тобою, моя радость, погуливали, как осени темны ночи просиживали, как с тобой томны речи говаривали. Со крылечка под венец шла девица-душа. Один вел ее под ручку, а другому жаль. Стоит третий роняет слезы, любил, да не взял.

Калашникова К. исполняет песню « Лебедушка выплывай», муз. А. Аверкина

Чтец: -Ты постой, моя красотка, простися со мной!

- Я бы рада, друг, проститься – не велит жених.

Чернобровый, черноглазый милый мой,

Нам недолго во любви с тобой пожить.

Нам недолго во садике погулять,

Слышу, вижу, мил, несчастие твое,

Слышу, вижу, что женить дружка хотят!

Тебя женят, меня замуж отдадут!

Мезенцева А. поет Р. Н. П. « Ах, зимушка , зима»

Чтец: -В народной песне любовь проявляется во всех жанрах. В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их частушками и потешками.

Баю-баю за зыбою

Отец пошел за рыбою

А матушка дрова рубить

А бабашка уху варить,

Спи, спи, дитя милое

Укачаю я тебя, убаюкаю.


М. Кузнецова исполняет «Колыбельную»


Чтец: -В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, устраивали посиделки, девушки гадали.

Зимние святки начинали с калядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора кликали Каляду. Хозяевам желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Девушки со святочного вечера гадали. Гадания были разные, но смысл был один. Все хотели выйти замуж. Гадания сопровождались подблюдными песнями.

Песни святочных гаданий предвещали судьбу, богатство, бедность, скорую свадьбу или вечное девичество. Удачное замужество, разлуку, дальнюю дорогу и т.д.


Обряд «Святки»

Песенное искусство творилось талантом многих поколений певцов, о которых мы не должны забывать. Концертное народное пение, выросшее из традиционного, заняло в современной музыкальной культуре видное место. Более того, в настоящее время концерт- сценическая форма народного пения приобретают разнообразные направления: от приближенных к аутентичным до современных эстрадных фолк-шоу.

Только время покажет их состоятельность, жизнестойкость, оправданность. Несомненно одно: народное пение прочно входит в профессиональное искусство России и активно влияет на формирование человеческой среды.


Программа концерта-лекции


Р.н. п. «Вы куда летите лебеди» исп. Л. Штаненко


Муз. и сл. Авернина «Отчего» Исп. А. Мезенцева


«Эх, Настасья» исп. Е. Шестопалов


Р.н.п. «Как со вечора Пороша» в обр. Шишкова исп. Студенкова Е.


«Калинка с малинкой» - лирическая обр. Шишкова – исп. О. Салькова


«Лебедушка выплывает» р.н.п. исп. К. Калашникова


«Захотела меня мать» - р.н.п. исп. А. Еременко


«Ах, ты зимушка-зима» исп. А. Мезенцева


Р.н.п. Смоленской области «Листья мое» исп. М. кузнецова


Муз. Авернина «Пусть антоновкой пахнет в саду» исп. О. Салькова


«Колыбельная» обр. Попова – исп. М. Кузнецова








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!